Цель: закрепление правописания имен собственных, развитие умения группировать слова, делать выводы, прививать интерес к русскому языку и устному народному творчеству.
Оборудование: демонстрационная карточка с буквой Сс, книги с русскими народными сказками, рисунок к сказке «Репка» и рисунки персонажей сказки; куклы мышки, лисы, деда; грамзапись песни Клары Новиковой «В мире много сказок».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Индивидуальная работа у доски.
1) Составить из слогов имена, подчеркнуть орфограмму.
ВИ, ЛЯ, ВА, ТЯ, МА, ДИ
2) Вставить нужные буквы в словах, стрелкой соединить название животного с подходящей кличкой.
3) На доске таблички со словами: ХИТРАЯ, ТРУСЛИВЫЙ, ЛИСА, ЗАЯЦ, ЯША, ЛИЗКА.
Рассыпались слова, собрать правильные словосочетания, исправить ошибки, подчеркнуть слово, которое не переносится.
III. Минутка чистописания.
На доске запись:
Сссс са су си св со сы ся с к з а к и
Учитель: Что знаете об этой букве?
Ученик 1: Это согласная буква, ею на письме обозначаются 2 звука [с] и [c'], твердый и мягкий, это глухие звуки.
Ученик 2: Она парная, пара ей з.
Учитель: Какое сочетание букв вы бы выделили?
Ученик 1: Я бы выделил св, так как это не слог, там нет гласной, остальные – это слоги.
Ученик 2: Я бы выделил си и ся, потому что звук [с] там мягкий, в остальных – он твердый.
Учитель: Запишите все эти сочетания букв. А какое слово у нас рассыпалось?
Ученик: Слово сказки.
(Звучит грамзапись песни «В мире много сказок» в исполнении Клары Румяновой).
Учитель: Мы знаем много сказок. Давайте вспомним сказки, которые вы слушали еще совсем маленькими. Угадайте название сказки по отрывку из нее.
Ученик 1: (Показывает мышку из кукольного театра).
- Я мышка-норушка. А ты кто?
Ученик: Это сказка «Теремок».
Ученик 2: Катится, катится, а навстречу ему лиса. (Показывает куклу лисы).
Ученик: Это сказка «Колобок».
Ученик 3: Тянет, потянет, вытянуть не может. (Показывает куклу деда).
Ученик: Это «Репка».
Учитель: Молодцы, отгадали. А какие это сказки?
Ученик: Это все русские народные сказки.
Учитель: Давайте запишем названия этих сказок. Как вы это будете делать?
Ученик: Их надо писать в кавычках и с большой буквы, потому что это имена собственные.
Учитель: А как вы думаете, какая тема урока у нас будет?
Ученик: Имена собственные.
Учитель: Запишите самостоятельно названия сказок и проверьте, правильно ли написали.
На доску выставляются книжки с этими сказками. На доске запись: «Теремок», «Колобок», «Репка».
Учитель: Мы с вами хорошо знакомы с этими сказками, особенно со сказкой «Репка». Мы ставили ее в своем кукольном театре, показали ученикам 1-х классов, на современный лад поставили музыкальную сказку, выступили на конкурсе семейного творчества , где заняли первое место, нарисовали иллюстрации к этой сказке (рисунки на доске), слепили сказочных героев из пластилина (работы выставлены у доски). А сейчас, изучая имена собственные, мы попробуем пересказать «Репку» по-новому.
Богат наш великий русский язык, оживим сказку именами собственными.
(На доске рисунок деревни на берегу реки).
На доске запись:
На берегу реки ____________ в селе ___________ жили дед (Ваня, Петя),
Учитель: Подберите свои названия реки.
Ученики: Волга, Красивая, Голубая, Широкая.
Учитель: Запишем название реки с орфограммой Широкая.
Если в селе сажали репку, то как можно назвать село?
Ученики: Репино, Репово, Репкино.
Учитель: Запишем Репкино. Как можно назвать эти слова?
Ученики: Это - географические названия. Это - имена собственные.
Учитель: Как назовем дедушку?
Ученики: Можно назвать Иван Петрович, а можно Петр Иванович.
Учитель: Давайте уважительно назовем дедушку Иван Петрович.
Запишите эту часть предложения самостоятельно, кто может, запишет по памяти.
Подчеркните орфограммы в именах собственных.
(Ученики выполняют работу в тетрадях.)
Учитель: Посадил дед Иван Петрович репку, выросла репка большая – пребольшая.
(На рисунок прикалываются фигурки репки и деда).
Дед не смог вытащить репку. Чтобы позвать бабку, нужно разгадать ее имя.
На доске запись:
Ученики: Здесь спрятались имена Маша и Вася.
Учитель: От какого имени можно образовать отчество?
Ученики: От имени Вася – Васильевна, но Вася может быть и женским именем – Василина или Василиса. У нас получилось Мария Васильевна.
Учитель: Молодцы. Запишите под диктовку продолжение предложения: «…бабушка Мария Васильевна». Разделите имя на слоги и подпишите, сколько в нем букв и звуков.
(Дети выполняют задание и проверяют).
Ученики: В слове 3 слога, потому что 3 гласных, 5 букв и 6 звуков. Буква я обозначает 2 звука [й] и [а].
Учитель: Молодцы, помогли позвать бабку.
(Приколоть рисунок бабки).
Учитель: Давайте поможем им вытянуть репку.
Физминутка. Дети встают. Хором: «Тянут-потянут, вытянуть не могут».
(Дети имитируют это движение).
Учитель: Будем звать на помощь внучку.
Проверим, как выполнили задание 1) у доски. Ученик записал имена: Витя, Валя, Дима.
Учитель: Что общего в этих словах?
Ученики: Это имена собственные. Это существительные. Они одушевленные, стоят в единственном числе. В каждом по 2 слога. Во всех словах первый слог ударный.
Учитель: А какое слово вы бы выделили?
Ученик: Дима, так как оно на букву д начинается.
Ученик: Валя, так как это и мужское и женское имя.
Учитель: А как будет полное имя?
Ученик: Валентин или Валентина.
Учитель: Как же назовем внучку?
Ученик: Назовем Валей.
Учитель: Запишите: «…внучка Валя».
Комментированное письмо у доски.
Учитель: Пришла внучка Валя (приколоть рисунок внучки к доске).
Хором: «Тянут-потянут, вытянуть не могут».
Учитель: Угадайте, кто идет на помощь?
Это черный и лохматый,
Сторож он у нас, ребята,
Только днем он спит в сарае,
Ночью ходит во дворе.
Он меня веселым лаем
Будит рано на заре.
Ученик: Это собака.
Учитель: А это кто?
Этот прячется на крыше,
Я зову, а он не слышит,
Притворяется, что спит,
Сам за птицами следит
Ученик: Это кот.
Учитель: Это наши помощники, будут тянуть репку. Нужно подобрать им имена. Как называются имена животных?
Ученики: Это клички. Это тоже имена собственные.
Учитель: Перед вами записано 2 столбика:
Ученики: Слова во втором столбике можно писать и с маленькой, и с большой буквы, они могут быть нарицательными и именами собственными.
Учитель: самостоятельно подберите и допишите к названиям животных клички, подчеркните орфограммы.
(Дети записывают свои варианты и читаю их вслух).
Учитель: Проверим, как справились у доски с заданием 2). Молодец, все верно. Будем тянуть репку.
(Прикалываются на доску рисунки собачки и кошки).
Хором: «Тянут-потянут, вытянуть не могут».
Учитель: Спасение – в мышке. Чтобы мышку позвать, нужно кличку угадать. Имя мышки состоит из 2-х частей. 1-ая часть – 4 буквы. Это звонкий крик, который издает мышка.
Ученики: Это писк.
Учитель: 2-я часть – 3 буквы. Дедушка Иван Петрович ловил в реке рыбу, рыба вкусная, потому что жители села Репкино не загрязняют речку Широкую. Он варит суп из рыбы. Как этот суп называется?
Ученики: Уха. У нас получилась кличка Пискуха!
Учитель: Запишите: мышка Пискуха. Разделите кличку на слоги, поставьте ударение и подчеркните ударный слог.
(Проверка задания).
Учитель: Позвали мышку Пискуху. (Приколоть мышку на доску).
Тянут, потянут, вытянули репку.
Получилась у нас русская народная сказка в обработке учащихся 2 «А» класса.
А какая из двух пословиц подходит к нашей сказке?
Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Ученики: Первая пословица походит. Вместе не тяжело, а одному трудно было вытянуть репку.
Учитель: Мы с Вами тоже вместе осилили тему урока. Что нужно помнить?
Ученики: Имена собственные пишутся с большой буквы.
Ученица читает стихотворение Е. Измайлова.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!
Учитель: А я вам приготовила сюрприз. Мы будем с вами готовить еще одну музыкальную версию сказки «Репка» на новый лад.
Сегодня все хорошо поработали. Молодцы. Всем спасибо.