Цель урока: Дать возможность учащимся многосторонне и глубоко рассмотреть проблему, приучить ребят не принимать на веру безапелляционные мнения.
Задача обучающая: Через оценку личности Николая I и характер его правления подвести учеников к осмыслению исторической эпохи.
Задача развивающая: Развить критическое мышление учащихся, коммуникативные и дискуссионные навыки.
Задача воспитывающая: Сформировать позитивное отношение к истории своей страны.
Оборудование:
- Реквизит для инсценировки судебного заседания.
- Подготовленный плакат с изображением Николая I и цитатами вокруг него.
- Макет весов, набор белых и черных фишек.
Ученикам заранее (за неделю) дается список литературы по теме, распределяются роли, объясняются задачи каждого участника игры (судьи, присяжных заседателей, прокурора, адвоката, свидетелей защиты и обвинения).
Список литературы:
- Карамзин Н.М. История государства Российского (Любое издание).
- Ключевский В.О. Курс русской истории. (Любое издание).
- Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.
- Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. М. 1991.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя: Ребята, ни для кого не секрет, что в Истории России найдется немало периодов, событий и личностей, которые привлекали бы к себе стойкий интерес самой широкой публики. Одной из таких персон является Николай I, время царствование которого, с 1825 по 1855.Эти годы в Европе были отмечены бурным промышленным развитием и обострением социальных противоречий. Англия, Франция, США интенсивно продвигались по пути буржуазного развития. В России же в это время наступил противоречивый период, а во главе государства столь же противоречивый, в оценках современников и потомков, правитель. С периодом царствования Николая I мы знакомы, а теперь обобщим знания.
Ребята, у нас сегодня не совсем обычная форма обобщения - ролевая игра. Мы с вами будем судить Николая I и в конце урока сделаем вывод: действительно ли время правления Николая I - период реакции или же это время консервативной модернизации и реформ. Тему урока мы завершим точкой, вопросительным знаком или знаком восклицания.
Прежде, чем начать заседание, обратимся к портрету Николая I. Мы знаем, что он был третьим сыном императора Павла. Воспитателем его был суровый и довольно ограниченный Ламздорф, который привил ему интерес к военному строю и парадам. Конституционные мечтания ему были чужды. А самое главное - к царствованию Николай I был не готов.
Читаем цитаты:
«Этого человека, с душой великодушной и рыцарской, редкого благородства и честности, с сердцем горячим и нежным и умом возвышенным и просвещенным, хотя и лишенным широты, считали тираном и деспотом». (А. Ф. Тютчев)
«Царствование Николая I было самой разрушительной из всех эпох, какие довелось пережить России после разрухи и смутного времени». (Ключевский В. О.)
«Николай Павлович считал идеалом своей империи казарму». (Пресняков А. Е.)
«Не богу ты служил и не России
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые,-
Ты был ни царь, а лицедей».
(Тютчев Ф. И.)«В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни:
Начала славных дел Петра
Мрачили мятежи и казни»
(А.С. Пушкин)
«Лоб, быстро бегающий назад, нижняя челюсть, развитая за счёт черепа, выражали непрерывную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувствительности. Но главное – глаза – без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза». (А.И. Герцен)
«Он дьявольски красив! Это самый красивый мужчина в Европе!» (К. В.Любавин)
Учитель берет на себя пассивную роль - Николая I и просит разрешения судьи, если это будет необходимо, на отдельные реплики, реабилитирующие императора перед потомками.
Судья объявляет суд открытым, представляет участников судебного процесса, предоставляет слово обвинителю.
Прокурор:
- Николай I - злой, скупой и мстительный человек.
- Он жестоко расправился с декабристами.
- В последние годы царствования разразился экономический кризис. Бюрократический аппарат разросся.
- Результатом экономической отсталости от передовых держав стало поражение России в Крымской войне.
- В годы царствования Николая I усилился реакционный и цензурный гнет.
- Следствием этого гнета стало пресечение любой свободной, как вы называли «крамольной» мысли
- Кроме этого по России прокатились « картофельные бунты»
- Вы погубили сотни талантливых людей лишь за попытку не согласиться с вашей политикой
- И, наконец, внешняя задолженность России увеличилась вдвое с момента царствования вашего предшественника.
Свидетели обвинения раскрывают эти аргументы. Ими являются:
- Крестьянин
- Пестель П.И.
- Чаадаев П. Я.
- Нахимов П. С.
- Чиновник - столоначальник
Во время выступления учеников в роли свидетелей обвинения и защиты возможна импровизация.
Судья задает вопросы, вносит поправки, уточнения, доказательства и предоставляет слово защите.
Адвокат:
- Николай I стремился во всем быть похожим на Петра I.
- Следствием этого стало усиление централизации управления.
- Будучи очень дисциплинированным человеком, он требовал дисциплины во всех делах и от каждого.
- Николай I сделал попытку реформирования страны. В его царствование начался промышленный переворот.
- Будучи консерватором, он отказался от конституции, но упорядочил законы, которыми не занимались с 1649 года.
- Он не отменил крепостное право, но попытался решить крестьянский вопрос.
- Преодоление экономической отсталости страны он начал с решения финансового вопроса.
- Кроме того, в царствование Николая I продолжается « Золотой век» русской культуры.
Судья предоставляет слово свидетелям защиты. Это:
- Сперанский М. М.
- Канкрин Е. Ф.
- Киселев П. Д.
- Бенкендорф А. Х.
- Уваров С. С.
- Ермолов А.В.
- Культуровед.
После каждого выступления чашки весов пополняются (голосование фишками – черные - обвинение; белые - защита).
Суд и присяжные заседатели, после обсуждения аргументов обвинения и защиты, а так же подсчета фишек в обеих чашках весов, выносят приговор.
Урок завершается коллективным анализом работы. Время царствования Николая I - кризис и реакция или консервативная модернизация и сам Николай I - реакционер или реформатор, однозначно сказать невозможно.
Возвращаясь к теме урока, завершаем ее вопросительным знаком.