Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма проведения: групповая работа.
Цели урока:
- Обучающие:
- Знание. Знание определения, основных понятий и назначения графов.
- Понимание. Умение приводить примеры графов в различных учебных предметах (математика, информатика, химия, биология и др.) и повседневной жизни.
- Применение. Умение применять графы при решении различных задач, умение записывать информацию в виде графов (семантические сети, деревья, ориентированные графы).
- Анализ. Умение из множества предметов вычленить объекты, обозначить связи между ними.
- Синтез. Умение делать выводы о значении теории графов для остальных предметов.
- Развивающие:Развитие внимания, восприятия, памяти, представления, воображение, понимания, речи, элементов творчества, умения учиться.
- Воспитательные:Воспитание интереса к учебе, повышение интереса к математике, воспитание математической культуры, культуры общения, социализация личности.
Оборудование: мультимедийный компьютер, модели додекаэдров, плакаты, портрет Л. Эйлера, магнитная доска, пробковая доска, фломастеры, маркеры, ручки, карандаши, скрепки, цветной мел, салфетки, кнопки на ножках, резинки, магниты для доски, бейджики.
Дидактическое обеспечение:
- Плакат «Меню кафе».
- Плакат «Математический винегрет».
- Плакат «Использование графов в различных областях знаний»
- Плакат «Кёнигсбергские мосты».
- Плакат «Сегодня на уроке».
Индивидуальный раздаточный материал:
- Меню кафе (план урока).
- Папки-файлы для индивидуальных работ.
- Комплекты листов – заданий.
- Жетоны для оценивания урока.
- Фломастеры, маркеры.
План урока (меню кафе)
№ |
Этапы урока |
Время |
1 |
Организационный момент |
2 |
2 |
Салат «Математический винегрет» |
7 |
3 |
Первое блюдо |
17 |
4 |
Математическая пауза |
1 |
5 |
Второе блюдо |
10 |
6 |
Напитки «Красочный коктейль» |
3 |
7 |
Десерт |
3 |
8 |
Домашнее задание |
1 |
9 |
Итог урока |
1 |
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух…
А.С.Пушкин.
Перед началом урока класс разбивается на подгруппы по 5 человек в каждой (произвольно по желанию учащихся). Парты расставлены так, чтобы имитировать расположение столиков в кафе.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня я хочу пригласить Вас в математическое кафе «Графы». На доске висит плакат «Меню кафе», на столах у каждой группы тоже есть меню. Откройте и посмотрите сегодняшнее меню. Сегодня мы познакомимся с математическим понятием «граф»; рассмотрим примеры использования графов в различных областях знаний; задачи по теории графов. Работа на уроке будет проходить в группах. За ответы, активную работу Вы будете получать баллы (количество баллов соответствует количеству цветных магнитов на магнитной доске: красный – 1 балл, желтый – 2 балла, зеленый – 3 балла). В конце урока полученные баллы будут переведены в оценки. Надеюсь, что наша работа будет продуктивной. Математическое кафе открыто. Добро пожаловать!
2. Салат «Математический винегрет».
Начнем с разминки. На улице весна и всем нам не хватает витаминов, поэтому предлагаю Вам попробовать математический винегрет. Перед вами кроссворд. Работа по разгадыванию кроссворда будет проходить в группах. Если Вы правильно отгадаете кроссворд, то в выделенных буквах прочитаете имя известного математика. Время выполнения задания – 5 минут. Группа, отгадавшая кроссворд, поднимает и показывает листок с ответом.
На доске висит плакат «Математический винегрет» (см. приложение 1).
После окончания работы к доске выходит один ученик из группы, первой отгадавшей ключевое слово, и записывает правильные ответы. Если допущены ошибки или отгаданы не все слова кроссворда, то ученики из других групп могут его дополнить. За каждый правильный ответ можно получить 1 балл. Полученные баллы вывешиваются на магнитной доске.
На доске портрет Леонарда Эйлера. Что вы знаете о Леонарде Эйлере?
Историческая справка.
Леонард Эйлер (1707-1783) – математик, механик, физик и астроном. Ученый необычайной широты интересов. Автор свыше 800 работ по математическому анализу, дифференциальной геометрии, теории чисел, приближенным вычислениям, небесной механике, математической физике, оптике, баллистике, кораблестроению, теории музыки и других, оказавших значительное влияние на развитие науки. Леонард Эйлер по происхождению швейцарец. В 1726г. был приглашен работать в Петербург, в 1727г. переехал жить в Россию. Являлся академиком, а затем почетным членом Петербургской академии наук.
3. Первое блюдо.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Оформление доски |
Переходим к первому блюду. Я не случайно вспомнила о Леонарде Эйлере. Первая работа по теории графов принадлежит именно ему (1736), хотя термин «граф» впервые ввел в 1936 году венгерский математик Денеш Кениг. В начале 20 века наряду с термином «граф» употреблялись другие термины, например карта, комплекс, диаграмма, сеть, лабиринт. |
Определения графа, вершин и ребер графа записываются на специально приготовленных листах (в готовое определение необходимо вписать только нужное слово) |
Все изученные понятия вывешиваются на специальный плакат «Сегодня на уроке» |
Примеры графов:
(примеры графов приведены на плакате) |
|
Плакат «Использование графов в различных областях знаний» |
Придумайте свои примеры графов (за каждый правильный ответ – 1 балл) |
В качестве примеров ученики могут привести следующие примеры: схема автомобильных дорог, тепло- и электросети, дерево каталогов и другие. |
|
Рассмотрим задачу: 5 друзей при встрече обменялись рукопожатиями (каждый пожал руку каждому по одному разу). Обменяйтесь, пожалуйста, рукопожатиями. Сколько всего рукопожатий было сделано? Решение демонстрируется на специальной доске. Нулевой граф |
Ученики в группах обмениваются рукопожатиями. |
|
Сколько всего рукопожатий было сделано? |
Всего было сделано 10 рукопожатий. |
|
Задача о Кёнигсбергских мостах. |
|
Плакат «Кёнигсбергские мосты» (см. приложение 2) |
Попробуйте найти нужный ответ и выдвиньте свою гипотезу. Через 3 минуты слушаем гипотезы. |
Учащиеся предлагают разные гипотезы. |
|
В итоге он доказал общее утверждение: для того чтобы можно было обойти все ребра графа по одному разу и вернуться в исходную вершину, необходимо и достаточно выполнение следующих двух условий:
|
Запись в тетради |
|
Замкнутый путь, проходящий по одному разу по всем ребрам графа, называют с тех пор эйлеровым циклом. |
Определения записываются в рабочей тетради |
|
Задача 1. Приведите примеры маршрутов из А в H в следующем графе (см. приложение 3). Приведите примеры циклов |
Например, ADGH, AEFCDGH, ABCEH |
Граф изображается на доске (подготовительная работа перед уроком) |
Какой граф называется связным? (1 балл за правильный ответ) |
Например, CFEC, ADCFEA |
|
Деревом называется любой связный граф, не имеющий циклов. Договорились считать «деревом» и всякий граф, состоящий из одной (изолированной) вершины.
|
Граф, у которого из любой вершины существует путь по его ребрам в любую другую вершину, называется связным. |
|
Задача 2. Изобразите на плоскости 4 точки. Изобразите все возможные деревья, вершинами которых являются данные точки (За каждый правильный ответ – 1 балл) |
Возможные варианты ответов: |
|
Если подвести итог, то можно утверждать. |
|
|
Задача 3. Известно, что древнерусский язык и общеславянский язык произошли от общеиндоевропейского языка. От древнерусского языка отошли русский, украинский и белорусский языки. От общеславянского языка отошли польский, болгарский и словенский языки. Представьте предложенную схему в виде графа (2 балла) |
Учащиеся работают самостоятельно в группах, по окончании один человек из группы демонстрирует результат на доске |
|
4. Математическая пауза.
Подведём промежуточный итог. Подсчитывается число очков, полученных каждой группой.
5. Второе блюдо.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Оформление доски |
|||||||||||||||
Переходим ко второму блюду. Существует множество задач, которые решить с помощью ранее рассмотренных графов невозможно. Во многих случаях применения графов ребра, соединяющие вершины, имеют четко выраженное направление. |
|
|
|||||||||||||||
Граф, у которого все ребра имеют направления, называется ориентированным или орграфом. На них удобно рассматривать транспортные задачи. |
Определение записать в тетрадь |
|
|||||||||||||||
Задача 4. Между городами А и В имеется сеть дорог, и на некоторых из них движение одностороннее. Кроме того задана пропускная способность каждой дороги (в тыс. машин в час). Какой максимальный поток машин возможен из А в В и из В в А? |
Из А может выехать в час 7 тыс. машин, но въехать в В в час могут лишь 4 тыс. из них. Однако, 4 тыс. машин в час остальные дороги в состоянии пропустить. |
Плакат «Ориентирован-ные графы» (см. приложение 4). |
|||||||||||||||
Задача 5. Результаты соревнования, в котором участвовали 6 команд, представлены ориентированным графом на рисунке (стрелка направлена в сторону проигравшей команды). Какая команда победила? См. лист с заданием № 4. |
Каждая команда сыграла 4 игры.
Победила команда А. |
Плакат «Ориентирован-ные графы». |
6. Напитки «Красочный коктейль».
Задача, о которой я хочу вам рассказать, ведет свою историю с 1852 г. Однажды английский студент Френсис Гутри раскрашивал карту Великобритании. Возьмите лист с заданием № 6. Каждое графство он выделял цветом. К сожалению, выбор красок у него был невелик, и приходилось их использовать повторно. Гутри старался, чтобы два графства, имеющие общий участок границы, были окрашены в разные цвета. Это занятие заставило его задуматься о том, какого наименьшего числа красок достаточно для раскрашивания любой карты. Гутри считал, что четырех красок всегда хватит, но доказать это не мог. Проблема некоторое время активно обсуждалась среди лондонских студентов, а потом о ней забыли. В 1879 г. известный английский математик Артур Кэли опубликовал эту задачу в первом томе «Трудов Королевского общества», и она получила широкую известность (для примера можно использовать карту Англии или другого государства).
Со временем интерес к «проблеме четырех красок» рос, но она не поддавалась усилиям даже выдающихся математиков. В 1890г. английский математик Перси Хивуд доказал, что пяти красок хватит для раскрашивания любой карты. В 1968г. было доказано, что карту, на которой обозначено меньше 40 стран, всегда можно раскрасить с помощью четырех красок.
Наконец, в 1976г. американские математики Кеннет Аппель и Вольфганг Хакен решили эту задачу с помощью компьютера. Они разбили все карты на 2000 типов. Компьютер по составленной ими программе исследовал, может ли в рассматриваемом типе карт найтись такая, для которой недостаточно четырех красок. С тремя типами карт компьютер на справился, и над ними пришлось потрудиться самим математикам. Получив ответ «нет» для всех 2000 типов, исследователи объявили, что проблема четырех красок решена. Почтовое отделение при университете, в котором работали Аппель и Хакен, в тот день гасило марки на письмах штемпелем со словами: «Четырех красок достаточно».
Задачу о четырех красках можно представить и несколько иначе. Рассмотрим для произвольной карты следующий граф: его вершины – столицы государств, а ребрами связаны те из них, которые имеют общий участок границы. Для полученного графа задача формулируется так: раскрасить его вершины, используя только четыре краски, чтобы при этом две вершины, которые соединены ребром, были разного цвета.
7. Десерт.
Подсчитаем баллы, полученные каждой группой. Полученное количество баллов переведем в оценки. Выставление оценок. Все учащиеся награждаются сладкими подарками.
8. Домашнее задание.
- Изобразите с помощью графа договорные отношения между предприятиями А, Б, В, Г, Д, Е, если к рассматриваемому моменту предприятие А установило отношения со всеми другими предприятиями; Б установило с Г и Д; В установило со всеми предприятиями, кроме предприятия Е. Сколько вершин и сколько ребер имеет полученный граф?
- Сколько ребер будет иметь полный граф, если у него: а) 10; б) 17 вершин?
- Изобразите свое генеалогическое дерево.
9. Итог урока.
На сегодняшнем уроке мы познакомились с основными понятиями теории графов, примерами графов и их использованием их в различных областях знаний, а также применением графов при решении различных задач. Обратить внимание учеников на специальный плакат, на котором в течение урока наклеивались все новые изученные понятия и утверждения.