С 2004 года в нашем государстве реализуется общенациональная программа развития школьного образования, рассчитанная на 5 лет.
Для сохранения национальных традиций, укрепления государства, решения социальных, экономических проблем необходимо образованное общество и особенно образованная молодежь. Решение этого вопроса государство возложило на школу, а точнее на управленческий менеджмент. Система образовательного менеджмента состоит из управленческих циклов, различных по времени, объектам и целям, но все они должны быть направлены не только на обеспечение функционирования самой системы, но и на перевод её в качественно новое состояние. Другими словами, любое управленческое решение должно работать на повышение качества образования, формирование развивающей, комфортной образовательной среды, способствующей социализации и развитию личности обучаемого, становлению творческих компетенций педагогического коллектива. Для того чтобы принимались такие решения, администратор (директор и его заместители) должен быть не только "дирижёром", но и "солистом оркестра", который "кончиками пальцев чувствует" малейшие нюансы педагогического процесса, ведь важнейшим условием квалифицированного управления является знание управляемого объекта и протекающих в нём процессов. Не случайно в традициях отечественного образования лучших администраторов принято называть "учителями учителей".
Ежегодно педвузы и колледжи выпускают специалистов. Основная рать которых рассеивается Самыми трудными являются первые годы работы в школе. Молодые учителя, по их собственному признанию испытывают многочисленные трудности. Поэтому необходимо организовать службу поддержки молодых учителей, помощь в самый трудный, первый период адаптации к работе в школе, чтобы они могли творчески работать в развивающейся школе.
Проблем, которые надо решать, очень много: это и финансовая поддержка, и система моральных наград и поощрений, и адаптация в коллективе, и, наконец, методическая подготовка. Некоторые из них (например, финансовые или проблема престижа профессии учителя в обществе) не находятся в компетенции администрации образовательного учреждения. А вот проблемы адаптации в коллективе, создания эмоционально благоприятной атмосферы, методической подготовки грамотного специалиста вполне могут быть решены в стенах учебного заведения.
Таким образом, актуальность и социальная значимость данного вопроса не вызывают сомнения.
Разумеется, всем понятно, что любой человек, начинающий свой путь в профессии, должен испытывать затруднения вследствие отсутствия опыта. Но учителям в этом смысле повезло меньше других: педагогическое образование не обеспечивает им достойную "стартовую площадку" и, вероятно, именно поэтому становление учителя протекает труднее, острее, больнее, чем представителя любой другой интеллигентской профессии.
Школа сегодня особенно нуждается в учителе нового типа, как по личностным, так и по профессиональным качествам. Современное развитие образования показывает, что для школы наступает новый этап связи науки и практики. Он состоит в том, чтобы создавать условия для развития профессиональной компетентности, что является важным фактором успешности учителя и качества его работы. Необходимо научить учителя самого решать эффективным способом текущие школьные проблемы, не ущемляя при этом интересы всех участников образовательного процесса. Это является основным направлением научно-методической работы в нашем образовательном учреждении.
Цель - создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодых специалистов в условиях современной школы.
Основные идеи проекта:
- используя возможности организации методической работы в школе создать условия для развития профессиональных качеств молодых педагогов.
- используя возможности методического совета создать условия для формирования у молодого специалиста готовности к самообразованию и самосовершенствованию.
- используя возможности плана работы по оказанию помощи учителям участвуют в конкурсах различных уровня создать условия для формирования креативности педагога.
- сохранить контингент перспективных молодых учителей за счет реализации системы мотивации.
Задачи проекта:
- помочь адаптироваться учителю в коллективе
- определить уровень профессиональной подготовки
- выявить затруднения в педагогической практике и принять меры
- формировать творческую индивидуальность молодого учителя
- создать условия для развития профессиональных навыков молодых педагогов, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями
- развивать потребности у молодых педагогов к профессиональному самосовершенствованию и работе над собой.
Методы достижения поставленных целей.
Для достижения поставленных целей и реализации указанных задач будут проведены следующие мероприятия.
1. Презентация проекта на августовском педсовете. В ходе презентации участники будут ознакомлены с целями и структурой проекта, будут выявлены ожидания от проекта, представлены исполнители проекта.
Участники проекта - молодые учителя, учителя-стажисты (по желанию).
2. Семинары- тренинги:
Семинар - тренинг по различным методам обучения и воспитания.
Участники этих семинаров познакомятся с методикой применения новых педагогических технологий.
На семинарах по практической психологии молодых учителей научат конструктивно вести беседу с родителями и учениками. Отдельный семинар будет посвящен работе с родителями.
Работа на семинаре является одной из самых эффективных форм обучения, сочетает в себе индивидуальное и коллективное обучение участников. Участники семинара научатся практически применять полученные теоретические знания. Весь семинар построен на активных методах обучения.
Кроме того, совместное обучение позволит не только учителям лучше узнать друг друга, но и найти себе дружественного партнера, будет способствовать продуктивному и позитивному общению между молодыми специалистами и стажистами после окончания семинаров.
3. "Современный урок - в чем его особенность?" - следующий этап обучения молодых учителей включает в себя и лекционный курс, и мастер - классы для молодых учителей. Вести их будут педагоги со стажем, признанные мастера своего дела. Задача мастер-классов - показать начинающим учителям интересные методики, новые педагогические ходы, которые можно использовать на уроках по всем школьным дисциплинам.
4. После семинаров и проведенных мастер - классов, запланировано посещение уроков молодых учителей, учителями-стажистами и самими молодыми учителями, с целью дать им необходимые рекомендации и советы.
5. Дискуссии "круглый стол" - в ходе их молодые учителя смогут обсудить современные новейшие методики, технологии, достижения психолого-педагогической науки, поделиться накопленным опытом, возникшими проблемами, обсудить открытые и взаимопосещенные уроки.
6. С целью оказания методической помощи, а также обобщения материалов, наработанных в ходе проекта, планируется подготовить и выпустить методический сборник "В помощь молодому учителю".
В сборник войдут методические советы учителю, статьи, посвященные вопросам применения новых педагогических технологий, разработки уроков по различным школьным дисциплинам с применением активных методов преподавания, сделанные учителями участвующими в проекте.
7. С целью пропаганды достижений молодых учителей, повышения их заинтересованности в росте профессионализма в ходе проекта будет проведен смотр-конкурс "Достижения молодых и творческих", будут отмечены наиболее активные и развивающиеся учителя. Награждение победителей конкурса будет приурочено к завершению и подведению итогов проекта.
1 год работы
№ |
Тема |
Краткий обзор рассматриваемых вопросов |
Дата |
1 |
Знакомство с учителем. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации. |
1. Изучение "Закона об образовании",
документов Министерства образования, локальных
актов школы, включающих в себя положения о
заполнении, ведении и проверке классных
журналов, тетрадей и дневников учащихся;
положение о предметном кружке, факультативе,
курсе по выбору; положение о дежурном классе и
дежурном учителе 2. Составление календарно-тематического планирования 3. Диагностика умений и навыков молодого учителя . |
сентябрь |
2 |
Посвящение в учителя |
Традиционно посвящение в учителя проводится на торжественном собрании, посвященном Дню учителя. | октябрь |
3 |
Современный урок. Требования к организации. |
1. Семинар-практикум, на котором
рассматриваются типы и формы уроков, факторы,
влияющие на качество преподавания. 2. Молодым учителям предлагается типологический словарь уроков, проводится подробный анализ типов и структуры уроков в соответствии с классификацией по основной дидактической задачи. |
ноябрь |
4 |
Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля. |
1. Оценивание знаний учащихся: теория,
психология, практика. Критерии и показатели
качества обучения в учреждениях, обеспечивающих
получение среднего образования 2. Нормы оценивания по десятибалльной шкале оценки учебной деятельности. 3. Виды контроля и их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала. 4. Организация мониторинговых исследований: при обсуждении данной темы молодым учителям предлагаются образцы составления обобщающих таблиц, отслеживающих результаты учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя. 5. Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников. |
Декабрь |
5 |
Эмоциональная устойчивость учителя. |
1. Дискуссия на тему: "Трудная ситуация
на уроке и ваш выход из неё". 2. Анализ педагогических ситуаций. 3. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. 4. проблемы, с которыми сталкиваются педагоги (по личным отчетам учителей) |
февраль |
6 |
Самообразование учителя - лучшее обучение. |
Выбор методической темы. Молодым учителям предлагаются примерные темы по самообразованию, проводится анализ того, как спланировать работу над методической темой на год: даётся схема плана работы над методической темой и примерные индивидуальные методические, педагогические, психологические темы. | апрель |
7 |
Бенефис молодого учителя. |
Организуется проведение творческого отчётного вечера-концерта, на котором молодые учителя представляют себя не только как молодых педагогов.Творческий отчет учителя-наставника. | Май |
2 год работы
№ | Тема | Краткий обзор рассматриваемых вопросов | Дата |
1 | Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации | Изучаются документы: проводится анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года. | Сентябрь |
2 | Классное руководство. Составление характеристики класса с учётом возрастных особенностей учащихся. | 1. Моделирование воспитательной системы
класса 2. Проводится ознакомление с планами работы лучших классных руководителей школы. Предлагается структура плана воспитательной работы классного руководителя. 3. Изучаются основы составления психолого-педагогической характеристики класса и учащегося. 4. Классный час как урок взаимопонимания. |
Ноябрь |
3 | Основы целеполагания урока. Самоанализ урока. | 1. Методика целеполагания. Триединая
дидактическая цель. 2. Основы самоанализа урока. Программа самонаблюдения и самооценивания урока. 3. Самоанализ по качеству цели и задач урока. Памятка для проведения самоанализа урока. 4. Образцы самоанализа урока. Сравнительный анализ и самоанализа урока. |
январь |
4 | Анализ урока. | Триединая дидактическая цель. Основы
анализа урока. Памятки для проведения анализа урока. Советы молодому учителю по подготовке урока Совместный анализ урока учителем и завучем - эффективный способ внутришкольного повышения квалификации |
март |
5 | Методическая выставка достижений молодого учителя. | Уровень профессионализма молодого учителя (заполнение карты учительских достоинств), систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности. Молодой учитель глазами наставника. | Май |
3 год работы
№ | Тема |
Краткий обзор рассматриваемых вопросов |
Дата |
1 | Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации | Изучаются документы: проводится анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года. | Сентябрь |
2 | Аттестация. Требования к квалификации пед.работников. | Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников. | Ноябрь |
3 | Нестандартные формы урока. | Система нестандартных уроков, нестандартные уроки в планах методической работы, карты экспертной оценки проведения нестандартных уроков. | Декабрь |
4 | Внеклассная работа по предмету. Вовлечение молодых специалистов в научно-исследовательскую деятельность. Методика работы с одарёнными детьми. | Разнообразие методов и форм
внеклассной работы по предмету. Система работы с одаренными детьми. Определение "одарённые дети", "высоко мотивированные дети". Качества педагогов, необходимые для работы с одарёнными детьми. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Научно-исследовательская деятельность молодых педагогов. |
Февраль |
5 | Профильное обучение. Профориентация. | Концепция многопрофильного обучения. Модель выпускника школы. Социальный заказ общества. |
Апрель |
6 | Успешность педагогической деятельности. | Семинар "Учиться самому, чтобы
успешнее учить других". Портфолио молодого учителя |
Май |
Прогнозируемые результаты проекта и его эффект для решения указанной проблемы.
В ходе реализации данного проекта молодые учителя пройдут обучение на 3 семинарах - тренингах, посвященных актуальным вопросам учебно - воспитательной работы в школе. Посещая мастер-классы опытных учителей, участники проекта смогут на практике увидеть педагогические приемы, методы и формы преподавания. У всех участников проекта будет возможность на практике применить полученные знания, обсудить организованные мероприятия, поделиться проблемами и найти пути выходы их них.
Семинары-тренинги и мастер-классы будут проведены на базе школы . Молодые учителя познакомятся с опытными учителями-предметниками, оформлением кабинетов и накопленным раздаточным и дидактическим материалом, что, несомненно, поможет учителям в их работе.
В ходе проекта будет разработано методическое пособие "В помощь молодому учителю".
Участие в конкурсе "Достижения молодых и творческих" активизирует процесс самообразования молодых учителей, будет способствовать их активной жизненной позиции, представит первый опыт лучших учителей, будет способствовать пропаганде учительского труда и закрепления в школах молодых кадров.
В ходе выполнения проекта будут созданы условия для роста профессионального мастерства педагогов. Через постоянную, систематическую, профессиональную учебу на местах сформируется мастерство учителя. Сотрудничество в течение длительного времени, позволит изучить стиль, почерк работы учителя и его личностные качества, видеть рост его профессионализма.
Таким образом, предлагаемый проект поможет и молодым учителям, и руководителям школ решить целый ряд проблем, стоящих перед молодыми учителями, будет способствовать поиску и проявлению учителями своего педагогического кредо, и, что очень важно, взаимодействию молодых учителей друг с другом и с образовательными структурами.
По продолжительности проект рассчитан на три года.
Реализация проекта "Менеджмент молодого специалиста":
- заложит основу для дальнейшего улучшения профессионализма молодых учителей.
- пособие "В помощь молодому учителю" после апробации в школе, будет доработано и представлено в КОИПКРО для утверждения в качестве методического пособия и, в случае одобрения, будет издано и распространено.
- проведенные в рамках проекта мероприятия познакомят и сблизят учителей с руководителями образования, что поможет взаимодействию по выявлению и предупреждению проблем, стоящих перед молодыми учителями на местах.
- в случае успешной реализации проект станет новой моделью системной работы с молодыми учителями в нашей школе.
- в ходе проведения таких мероприятий проекта, как "Круглый стол", встречи, дискуссии, обмен опытом будут выработаны механизмы, как взаимодействия учителей, так и повышения их профессионализма на постоянно действующей основе.
- проект будет способствовать и повышению престижности профессии учителя, и пропаганде прогрессивных идей образования, а также продемонстрирует заинтересованность руководителей школ и отделов народного образования в молодых специалистах.
- накопив опыт эффективной работы с молодыми учителями, можно организовать обобщение и распространение этого опыта в других регионах страны.
- наработанный в ходе проекта материал может лечь в основу независимого анализа подготовки педагогов, может помочь скорректировать план обучения будущих педагогов в ВУЗах и колледжах, расставить в обучении дополнительные акценты.