Цели и задачи мероприятия:
- развитие познавательного интереса, логического мышления и творческой активности учащихся;
- развитие у школьников умения излагать мысли,
- повторение и закрепление пройденного материала;
- воспитание уважения к сопернику, воли к победе, находчивости умение работать в команде;
- формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;
- выявить лучших игроков-эрудитов.
Оборудование: карточки с заданиями.
Подготовительный этап:
Необходимо заранее подготовить учащимся доклад о связи математики с другими науками Можно при подготовке использовать презентацию. Приложение 3
В классе выбираются две группы по 5 человек. В игре задействованы помощники из учеников, зрителей. Ведущий – учитель. Два человека – жюри ведут учет очков команд по каждому конкурсу.
Структура мероприятия:
- Вступительное слово ведущего.
- Разминка (выбор команд).
- Задания
- Эль-клуб.
- Звёздный час.
- Доклад о связи математики с другими науками.
- Великолепная семёрка
- Конкурс художников.
- Подведение итогов игры.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Вступительное слово ведущего.
Число - как много в этом звуке
Для математики, друзья!
Но и в простой, обычной жизни
Без чисел нам никак нельзя!
Сегодня объявляется «математический калейдоскоп». Проявите свою смекалку. Свой ум и находчивость. Побеждает та команда, которая наберёт больше жетонов.
2. Выбор команд.
Выбрать две команды по пять человек.
Ведущим зачитываются загадки. Отгадавший играет в команде. Если ответ выкрикивается, загадка снимается.
- Музыкант, певец, рассказчик, а всего труба да ящик (граммофон)
- В круглом домике, в окошке ходят сёстры по дорожке, не торопится меньшая, но зато спешит старшая (Во сколько раз скорость «старшей сестры» больше скорости «младшей»?) (стрелка часов)
- Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся. (запах)
- Чего в избе не видно? (тепло)
- Сердита матка, да прикрыла деток до красного дня пуховым одеяльцем (земля под снегом)
- днём стекло разбито, за ночь вставлено (прорубь).
- По синему морю белые гуси плывут (облако).
- Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт, глаз нет, а плачет (туча).
- Пятьдесят горошин в один голос голосят (вода кипит)
- Бежит конь, из ушей дым столбом валит (паровоз)
- Что за домики подряд на колёсах стоят? Подбежал к ним сам собой самовар с трубой, ухватил, покатил, и след простыл (поезд)
- без крыльев, без тела за тысячу верст прилетело (радиоволны)
- Придёт в дом — не выгонишь колом. Пора придёт — сам уйдёт (солнечный луч)
- У тебя есть, у меня есть, у дуба в поле, у рыбы в море (тень).
- Посредине поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная. (Почему стекло голубое?) (пруд)
- Поднялись врата, всему миру красота. (Радуга)
- Ни жара, ни пепла, ни огня я не имею, а много поджигаю (зажигательное стекло)
3. Задания
- Эль-клуб.
Конкурс «Что сколько стоит?»
Приглашаются по одному представителю от каждой команды. Предлагается им определить стоимость любой вещи, связанной с математикой. Побеждает тот, кто назвал близкую цифру.
Победителю вручается Счастливчик. (Карточка с изображением)
Задание. Сколько стоил учебник Алгебра 8 класс в 1986 году.
(Ответ 25 коп).
- Звёздный час.
Первый конкурс
На доске записаны фамилии 6 учёных. Вслух зачитывается высказывание об этих учёных. Команды с помощью карточек с цифрами должны определить кому из учёных относится это высказывание и поднять соответствующую карточку.
- Пифагор
- Фалес
- Ковалевская
- Гаусс
- Лагранж
- Лобачевский.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ.
- Этот учёный носил звание «Короля математики». Его знания проявились ещё в детстве. Когда ему было 3 года он поправил расчёты своего отца с каменщиком. А однажды, когда ему было 10 лет и учитель задал классу сложить числа от 1 до 100, он решил эту задачу за то время пока учитель её диктовал.
(ответ карточка №4 Гаусс) - Этот математик хорошо известен Вам по изучению курса геометрии. Его именем названа одна из теорем школьного курса, которой очень часто пользуются.
(ответ 1 и 2. Фалес и Пифагор) - Этот математик первым доказал, что через точку, не лежащую на данной прямой можно провести 2 прямые параллельные данной. И открыл новую геометрию.
(ответ 6 Лобачевский) - Этот учёный ещё ребёнком интересовался математикой. С первыми формулами он познакомился в раннем детстве, изучая их по бумагам, которыми была оклеена его комната вместо обоев. Он жил и работал в разных странах мира, кроме России.
(ответ 3 Ковалевская)
Используемые таблички Приложение 7
Второй конкурс
Каждой команде раздаётся табличка. Затем наугад выбирается буква. Учащиеся должны заполнить таблицу, но так чтобы все слова начинались на выбранную букву.
число |
термин |
Геометрическая фигура |
Буква греческого или латинского алфавита |
Фамилия учёного математика |
|
|
|
|
|
- Доклады на тему «Связь математики с науками» 2 человека Приложение 3
- Великолепная семёрка.
Конкурс капитанов.
Найти и исправить ошибку в тексте. Жетон Счастливчик даётся тому, кто быстрее поднимет руку и правильно ответит.
В далёкой прекрасной Америке жил Пифагор. Пифагор очень любил заниматься геометрией. Одна из аксиом, которую он доказал названа его именем. А именно: «Квадрат катетов равен разности квадратов гипотенуз». И выполняется это равенство всегда в любом треугольнике. А прямоугольный треугольник- это треугольник, в котором есть прямой угол, тупой и острый.
А ещё Пифагор открыл свою школу.
- Конкурс художников. Приложение 1
Выдать координаты. По данным координатам построить изображения. Последовательно соединять точки.
- Построить точки и соединить их в последовательности, в которой они были записаны.
(1; 2); (8; 2); (10; 5); (10; 3); (12; 4); (12; 1);
(10 ;1); (9; 0); (10; -2); (8; -2); (7; -4); (4,5; -4); (5,-5); (4;-5); (4,5; -4); (2,5; -4); (3; -5);
(2;-5); (2,5; -4); (1;-4); (-2; 0); (-2; 4); (0;7);
(0; 9); (-4; 9); (-1;11); (0, 12); (1,5; 11);
(1,5; 7); (-0,5; 4); (-0,5; 3); (1; 2).
(-1;10) – не соединять.
- Построить точки и соединить их в последовательности, в которой они были записаны.
(-3; 0); (-2; 1); (3; 1); (3; 2); (5; 5); (5; 3); (6; 2); (7; 2); (7; 1,5); (5; 0); (4; 0); (4; -1,5);
(3; -1); (3; -1,5); (4;-2,5); (4,5; -2,5); (4,5; -3); (3,5; -3); (2; -1,5); (2; -1); (-1; -1); (-2;-2);
(-2;-2,5); (-1;-2,5); (-1;-3); (-3;-3); (-3;-2); (-2;-1);
(-3;-1); (-4;-2); (-7;-2); (-8;-1); (-7; 0); (-3;0).
(4,5;2) – не соединять.
4. Подведение итогов.
Подводим итоги и сообщает результаты (по собранным жетонам Счастливчика) приложение 4.
Команда награждается грамотой. Приложение 5