Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методический комментарий |
|
Учитель приветствует учащихся |
Учащиеся стоят за конторками |
Класс оборудован по технологии В.Ф.Базарного см. приложение № 1 (1) |
Учитель обращается к детям: Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Мысленно положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. |
Учащиеся закрывают глаза. Делают глубокий вдох и медленный выдох. Представляют себе цветок Добра. |
Создание эмоционально-психологического настроя учащихся и благоприятной рабочей обстановки в классе. |
|
|
Учитель предлагает детям сюрприз – приятную неожиданность: приглашение в кукольный театр на просмотр спектакля «Всему своё время» |
Дети настраиваются на просмотр. В импровизированном театре перед кукольной ширмой уч-ся присаживаются на стульчики, заранее расставленные учителем. |
|
|
– Понравился сюрприз? |
Свободные высказывания детей. |
Создание творческой среды, направленной на личностное восприятие уч-ся (музыка, декорации, куклы – персонажи: Свиристель, Сорока, Медведь, Косач, выступление артистов) см. приложение № 2. |
– Поблагодарим наших артистов – кукольников от доставленного удовольствия. |
Аплодируют артистам. |
|
|
– К какому жанру литературы относится кукольная постановка? |
Рассматривают таблицу, помещённую на левых верхних планках. Делают вывод (например: «Показанная кукольная постановка – сказка»). |
|
|
– Докажите, что это сказка |
Дети высказывают и доказывают своё мнение (например: «Птицы и животные разговаривают. Среди зимы наступает лето») |
См. приложение № 1 (2). Связь предыдущего опыта учащихся с настоящим уроком. |
|
Учитель акцентирует внимание учащихся на доску, просит прочитать название сказки, |
Уч-ся читают запись на доске: «Всему своё время». |
Помощь в постепенном осознании предмета изучения на уроке. |
|
знакомит уч-ся с автором сказки – Николаем Ивановичем Сладковым. |
Дети делают вывод: если есть автор, значит сказка литературная (авторская). |
|
|
Учитель добивается высказываний детей: |
Уч-ся высказывают своё мнение (например: «Сказка учит уму-разуму» В сказке есть урок. Сказка учит отличать хорошее от плохого»). |
Определение вида сказки. |
|
Подводит детей к тому, что в сказке всегда есть урок, но урок мягкий – чаще это дружеский совет. Написать сказку может только настоящий поэт и мастер, каким является Н.И. Сладков. |
|
Связь предыдущего опыта с актуальностью проблемы. |
|
|
Учитель предлагает детям открыть тайну сказки. |
|
Активизация познавательной деятельности учащихся. См. приложение № 4. |
– Какие хотите задать вопросы? |
Учащиеся предлагают вопросы: Зачем будем открывать тайну сказки? Как будем открывать тайну сказки? |
|
|
|
– Чтобы вам было легче, будете работать в парах и со словарями. |
Работа в парах. |
|
Дайте, пожалуйста, объяснение слову тайна. |
Работая в парах, дети находят толкование слова тайна, зачитывают друг другу, предлагают послушать всем уч-ся: тайна – нечто неразгаданное. |
|
|
– Можно сразу ответить на вопрос «зачем»? поставленный в нашем алгоритме. |
Уч-ся обращаются к алгоритму открытия тайны сказки. Дети рассуждают. |
Сотрудничество уч-ся. Самостоятельная поисковая деятельность учащихся. |
|
– Какой алгоритм поможет выполнить эту работу? |
Дети называют «Закон трёх О», ранее использованный на уроках чтения, который поможет раскрыть тайну сказки. |
См. приложение № 4. (Методику Ильина «Закона трёх О»). |
|
|
– Выполняем 1 закон: обворожить писателем (учитель обращает внимание на портрет писателя. Рассказывает биографию, читает эпиграф, записанный на доске). |
Уч-ся внимательно всматриваются в портрет. |
Уважение к мастеру сказки. |
– А теперь кратко сформулируйте мысль о том, каким вы себе представляете этого писателя и человека, по сказке «Всему своё время». |
Уч-ся обращаются к правым верхним планкам, ищут необходимую информацию, обрабатывают её и делают заключение (например: «Сладков Н.И. любил природу, животных, птиц. Он мудрый, шутливый, добрый писатель»). |
Приобретение общих учебных умений, навыков, освоение способов деят-ти, в данном случае овладение речевой деятельностью, умениями применять самостоятельно полученную информацию – что является ключевой компетенцией младших школьников. См. приложение № 1 (2). |
|
– Выполнили ли мы первый закон – обворожить писателем? |
– Да. |
Удерживание этапов работы, регулирующих реализацию поставленного плана. |
|
– Какой будет следующий этап работы? |
– Выполняем 2-й закон – окрылить героем. |
||
– Как это лучше сделать? |
Высказывают свои мнения (например: «Нужно поработать с учебником, с экологическим панно и т.д.»). |
Умение организовать свою деятельность. |
|
– Учебник – помощник и друг. Откройте учебник по теме нашего урока. |
|
|
|
Регулирует время работ по технологии Базарного. Учитель подаёт цветовой сигнал. |
Дети меняются местами. |
См. приложение № 1 (1). |
|
Регулирует смену поз за конторками. |
|
Звучит тихая музыка. |
|
– Устремляем мысли к самому прекрасному. |
Дети настраиваются на работу. |
Восприятие сказки. |
|
Предлагает чтение по цепочке. |
Читают по цепочке. |
|
|
– Какие необычные сказочные слова вы прочитали? |
– Закручинился, оскомина. |
|
|
– Поработайте со словарём, найдите толкование этим словам. |
Находят в словаре толкование слов закручинился, оскомина, записывают их в словарь сказочных слов. |
См. приложение № 5. |
|
– Представьте, вы находитесь в сказочном зимнем лесу. |
Физкультпауза. |
См. приложение № 1 (3). |
|
– Подойдите к офтальмотренажу – это сказочные зимние тропинки, по которым вы спешите к нашим героям. |
Работа у офтальмотренажа, экологического панно. |
|
|
–Поработайте у экологической стенки с подвижными манекенами. |
|
См. приложение № 1 (4), приложение № 6. |
|
– Дайте характеристику автору. |
– Мудрый, шутливый, добрый. |
|
|
– Я хочу предложить вам работу в группе, с тем, чтобы легче было распределить роли и читать по ролям. |
|
Развитие выразительности речи (голоса, лица). |
|
– Я хочу вам предложить пиктограммы |
Уч-ся работают с пиктограммами. |
Развитие творческих способностей. |
|
– Хорошие артисты серьезно готовятся, репетируют. |
Работа в группе. |
|
|
Учитель нацеливает уч-ся на выполнение третьего закона «О» – очаровать сказкой. |
Чтение по ролям. Выступление уч-ся перед артистами – уч-ся 4-го класса. |
|
|
|
– С кем бы из героев вы хотели сотрудничать? |
Свободные высказывания детей. |
Привитие любви и уважения ко всему живому в природе. |
– Обратите внимание на эпиграф, записанный на доске. |
Дети обращаются к эпиграфу. Делают вывод: «Со всеми надо дружить, всем помогать». |
|
|
– Давайте все вместе прочитаем название сказки, записанное на доске, выделив слово всему. |
Дети читают: «Всему своё время», выделяя ключевое слово всему. |
|
|
– Что таится за этим предложением? |
Дети делают вывод в своих высказываниях. |
Организация принятия детьми «цели» и «проверить» самого себя, над чем и как ещё поработать. Для каждого ребёнка они могут быть индивидуальными. |
|
Дополнение: не всегда нужно, чтобы все желания исполнялись. |
– Тайна сказки раскрыта, она в её названии: «Всему своё время». |
|
|
|
– По результатам вашей плодотворной работы можно судить о достижении цели? (учитель обращается к целям на доске): |
Дети высказывают своё мнение (например: «Чтобы быть умным, извлечь добрый урок – всему своё время»). |
На этом этапе происходит выявление осознанного детьми способа достижения учебной цели. Уровня усвоения и качества полученных знаний. |
– как? |
– С помощью кукольной постановки, «Закона трёх О», чтения по цепочке и т.п. |
|
|
– Было трудно? |
Свободные высказывания детей. |
|
|
|
Учитель предлагает самим составить домашнее задание для своих одноклассников по изученной сказке «Всему своё время». |
Свободные высказывания детей. |
Мотивация на выполнение творческого домашнего задания. У каждого ребенка есть право выбора домашнего задания. |