Урок-спектакль "Всему свое время" (урок чтения во 2-м классе)

21.03.2009

Ход  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

  1. Орг. Момент. Эмоциональный настрой

 

 

Учитель приветствует учащихся

Учащиеся стоят за конторками

Класс оборудован по технологии В.Ф.Базарного см. приложение № 1 (1)

Учитель обращается  к детям: Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Мысленно положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость.
Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли! Всего вам доброго!

Учащиеся закрывают глаза. Делают глубокий вдох и медленный выдох. Представляют себе цветок Добра.

Создание эмоционально-психологического настроя учащихся и благоприятной рабочей обстановки в классе.

  1. Конкретизация нового способа действия

a) Подготовка к художественному восприятию произведения

 

Учитель предлагает детям сюрприз – приятную неожиданность: приглашение в кукольный театр на просмотр спектакля «Всему своё время»

Дети  настраиваются на просмотр. В импровизированном театре перед кукольной ширмой уч-ся присаживаются на стульчики, заранее расставленные учителем.

 

  1. Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

– Понравился сюрприз?
– Прислушайтесь к себе, удалось ли вам впустить себя в сказку?

Свободные высказывания детей.

Создание творческой среды, направленной на личностное восприятие уч-ся (музыка, декорации, куклы – персонажи: Свиристель, Сорока, Медведь, Косач, выступление артистов) см. приложение № 2.

– Поблагодарим наших артистов – кукольников от доставленного удовольствия.

Аплодируют артистам.

 

– К какому жанру литературы относится кукольная постановка?
– Обратите внимание на верхние левые планки от вас и таблицу, помещённую там.

Рассматривают таблицу, помещённую на левых верхних планках. Делают вывод (например: «Показанная кукольная постановка – сказка»).

 

– Докажите, что это сказка

Дети высказывают и доказывают своё мнение (например: «Птицы и животные разговаривают. Среди зимы наступает лето»)

См. приложение № 1 (2). Связь предыдущего опыта учащихся с настоящим уроком.

Учитель акцентирует внимание учащихся на доску, просит прочитать название сказки,

Уч-ся читают запись на доске: «Всему своё время».

Помощь в постепенном осознании предмета изучения на уроке.

знакомит уч-ся с автором сказки – Николаем Ивановичем Сладковым.

Дети делают вывод: если есть автор, значит сказка литературная (авторская).

 

Учитель добивается высказываний детей:
– Чему учит сказка?

Уч-ся высказывают своё мнение (например: «Сказка учит уму-разуму» В сказке есть урок. Сказка учит отличать хорошее от плохого»).

Определение вида сказки.

Подводит детей к тому, что в сказке всегда есть урок, но урок мягкий – чаще это дружеский совет. Написать сказку может только настоящий поэт и мастер, каким является Н.И. Сладков.

 

Связь предыдущего опыта с актуальностью проблемы.

  1. Целеполагание

 

 

Учитель предлагает детям открыть  тайну сказки.

 

Активизация познавательной деятельности учащихся. См. приложение № 4.

– Какие хотите задать вопросы?
Фиксирует вопросы детей на доске. Составляет  алгоритм, с помощью вопросов, предложенных детьми.

Учащиеся предлагают вопросы: Зачем будем открывать тайну сказки? Как будем открывать тайну сказки?

 

  1. Открытие способа проверки

 

 

 

 

– Чтобы вам было легче, будете работать в парах и со словарями.

Работа в парах.

 

Дайте, пожалуйста, объяснение слову тайна.

Работая в парах, дети находят толкование слова тайна, зачитывают друг другу, предлагают послушать всем уч-ся: тайна – нечто неразгаданное.

 

– Можно сразу ответить на вопрос «зачем»? поставленный в нашем алгоритме.

Уч-ся обращаются к алгоритму открытия тайны сказки. Дети рассуждают.

Сотрудничество уч-ся. Самостоятельная поисковая деятельность учащихся.

– Какой алгоритм поможет выполнить эту работу?

Дети называют «Закон трёх О», ранее использованный на уроках чтения, который поможет раскрыть тайну сказки.

См. приложение № 4. (Методику Ильина «Закона трёх О»).
По законам искусства. Помогающего каждому ученику состояться человеком.

  1. Применение открытого способа проверки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Выполняем 1 закон: обворожить писателем (учитель обращает внимание на портрет писателя. Рассказывает биографию, читает эпиграф, записанный на доске).

Уч-ся внимательно всматриваются в портрет.

Уважение к мастеру сказки.

– А теперь кратко сформулируйте мысль о том, каким вы себе представляете этого писателя и человека, по сказке «Всему своё время».
Слова – подсказки на правых верхних планках.

Уч-ся обращаются к правым верхним планкам, ищут необходимую информацию, обрабатывают её и делают заключение (например: «Сладков Н.И. любил природу, животных, птиц. Он мудрый, шутливый, добрый писатель»).

Приобретение общих учебных умений, навыков, освоение способов деят-ти, в данном случае овладение речевой деятельностью, умениями применять самостоятельно полученную информацию – что является ключевой компетенцией младших школьников. См. приложение № 1 (2).

– Выполнили ли мы первый закон – обворожить писателем?

– Да.

Удерживание этапов работы, регулирующих реализацию поставленного плана.

– Какой будет следующий этап работы?

– Выполняем 2-й закон – окрылить героем.

– Как это лучше  сделать?

Высказывают свои мнения (например: «Нужно поработать с учебником, с экологическим панно и т.д.»).

Умение организовать свою деятельность.

– Учебник – помощник и друг. Откройте учебник по теме нашего урока.

 

 

Регулирует время работ по технологии Базарного. Учитель подаёт цветовой сигнал.

Дети меняются местами.

См. приложение № 1 (1).

Регулирует смену поз за конторками.

 

Звучит тихая музыка.

– Устремляем мысли к самому прекрасному.

Дети настраиваются на работу.

Восприятие сказки.

Предлагает чтение по цепочке.
Проводит словарную работу.

Читают по цепочке.

 

– Какие необычные сказочные слова вы прочитали?

– Закручинился, оскомина.

 

– Поработайте со словарём, найдите толкование этим словам.

Находят в словаре толкование слов закручинился, оскомина, записывают их в словарь сказочных слов.

См. приложение № 5.

– Представьте, вы находитесь в сказочном зимнем лесу.

Физкультпауза.

См. приложение № 1 (3).

– Подойдите к офтальмотренажу – это сказочные зимние тропинки, по которым вы спешите к нашим героям.

Работа у офтальмотренажа, экологического панно.

 

–Поработайте у экологической стенки с подвижными манекенами.
–Определите место жительства персонажей – Сороки, Медведя, Косача, Свиристеля.

 

См. приложение № 1 (4), приложение № 6.

– Дайте характеристику автору.

– Мудрый, шутливый, добрый.

 

– Я хочу предложить вам работу в группе, с тем, чтобы легче было распределить роли и читать по ролям.
Учитель направляет внимание уч-ся на то, как надо читать по ролям, для этого предлагает вспомнить роли, которые исполняли артисты в нашем кукольном театре.

 

Развитие выразительности речи (голоса, лица).
См. приложение № 7.

– Я хочу вам предложить пиктограммы

Уч-ся работают с пиктограммами.

Развитие творческих способностей.

– Хорошие артисты серьезно готовятся, репетируют.

Работа в группе.
Чтение по ролям в группе.
Дети готовятся к выступлению.

 

Учитель нацеливает уч-ся на выполнение третьего закона «О» – очаровать сказкой.
Выступает в роли координатора.
Оценивает выступление (чтение по ролям) аплодисментами.

Чтение по ролям. Выступление уч-ся перед артистами – уч-ся 4-го класса.

 

  1. Итоговый контроль и оценка

 

 

 

 

 

– С кем бы из героев вы хотели сотрудничать?
– Почему иллюстрацию Свиристеля поместили в учебнике?

Свободные высказывания детей.

Привитие любви и уважения ко всему живому в природе.

– Обратите внимание на эпиграф, записанный на доске.

Дети обращаются к эпиграфу. Делают вывод: «Со всеми надо дружить, всем помогать».

 

– Давайте все вместе прочитаем название сказки, записанное на доске, выделив слово всему.

Дети читают: «Всему своё время», выделяя ключевое слово всему.

 

– Что таится за этим предложением?

Дети делают вывод в своих высказываниях.

Организация принятия детьми «цели» и «проверить» самого себя, над чем и как ещё поработать. Для каждого ребёнка они могут быть индивидуальными.

Дополнение: не всегда нужно, чтобы все желания исполнялись.
– Раскрыта ли тайна сказки?

– Тайна сказки раскрыта, она в её названии: «Всему своё время».

 

  1. Рефлексивный анализ деятельности

 

 

 

– По результатам вашей плодотворной работы можно судить о достижении цели? (учитель обращается к целям на доске):
– зачем?

Дети высказывают своё мнение (например: «Чтобы быть умным, извлечь добрый урок – всему своё время»).

На этом этапе происходит выявление осознанного детьми способа достижения  учебной цели. Уровня усвоения и качества полученных знаний.

– как?

– С помощью кукольной постановки, «Закона трёх О», чтения по цепочке и т.п.

 

– Было трудно?
– Кто сегодня доволен собой?
– Кого бы вы хотели поблагодарить?

Свободные высказывания детей.

 

  1. Определение домашнего задания.

 

Учитель предлагает самим составить домашнее задание для своих одноклассников по изученной сказке «Всему своё время».
– Мне было очень приятно с вами сотрудничать. Урок окончен.

Свободные высказывания детей.

Мотивация на выполнение творческого домашнего задания. У каждого ребенка есть право выбора домашнего задания.

Приложение 3


aid: 521799