“Истоки способностей и дарований детей
– на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
В.А. Сухомлинский
Человек от природы – творец. Для этого у него есть все: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, красках глине или тесте! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому "танцу" рук – ЛЕПКА! Материалов для лепки предостаточно: глина, пластилин, гипс, тесто, снег, песок! Лепить можно даже из хлеба и воска.
Из всех материалов я выбрала тесто и стала успешно использовать в своей работе с детьми.
Тестопластика – одна из самых популярных техник среди мастеров народных промыслов. Из теста издавна выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Фигурки из соленого теста, связанные с мифологией и разными праздниками, были найдены археологами в жилищах древних римлян. В Китае с XVII века делали марионеток из теста. В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных культовых фигур из ячменной муки.
Соленое тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Мука, соль, вода и капелька масла – все, что понадобится для создания шедевра. Замешал тесто и лепи, сколько хочешь! Потом "налепленное" раскрашивается красками, лаком для ногтей, украшается всяческими блестками, бусинками, тряпочками. Тесто можно окрасить любой краской – гуашь, акрил, акварель и т.д. Главное тут пытливый ум, природное любопытство и желание создавать, постоянно творить что-то новое, не взирая на устоявшиеся правила.
Соленое тесто – это замечательный материал для поделок с детьми. Его можно даже съесть, лепить могут даже самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.
Забавные композиции, сделанные своими руками, украсят ваш дом или станут прекрасными подарками. Оно обладает целым рядом преимуществ: оно не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый, натуральный материал, не вызывающий аллергию. Можно сушить как в духовке, так и просто на воздухе. Если покрыть лаком, то изделие прослужит долгое время. В течение первых месяцев, для “самых любопытных все попробовать на вкус”, я готовлю небольшой кусочек теста, состоящий только из муки и соли. Тесто приготовить – занятие трудоемкое, даже для взрослого. Чуть перельешь воды – и тесто будет расползаться, а фигурки терять очертание. Не дольешь – тесто будет крошиться под пальцами, а фигурки трескаться. Необходим определенный навык. Детям 6-7 лет это уже по силам. Методом проб и ошибок они постепенно учатся получать тесто нужной плотности, руки приобретают “чутье”. Естественное любопытство детей полностью удовлетворяется. На занятиях я знакомлю и обучаю детей следующим технологиям:
– смешивание цветов и составление своей палитры,
– соединению деталей;
– изготовлению плоских фигур;
– изготовлению объемных фигур с помощью фольги:
– покрытию работ водяным лаком.
А также сочетанию изделий из теста с другими материалами:
– тканью;
– деревом;
– картоном;
– проволокой;
– сухоцветами.
На занятиях мы лепим блинчики, тортики, подарки для малышей, фигурки животных, делаем различные аппликации...
В работе с детьми я учитываю их желание, настроение, возможности, интересы. Занятия проводятся в спокойной атмосфере, часто под приятную музыку, что способствует релаксации и снятию усталости. В темные, холодные, зимние вечера мы любим лепить подсвечники для свечей, выдумывая разнообразные формы и украшения. Когда работа ребятами завершена, я гашу свет, и мы с удовольствием созерцаем причудливые тени на столах. Все приходят в неописуемый восторг, хвалят друг друга и мечтательно гадают, на что же все же похожа та или иная тень.
Перед Новым годом царит особая атмосфера приближающегося праздника. Мы делаем пряничные украшения для елки из теста, в которое я подмешиваю немного масла, ванили. Детям очень нравится этот запах детства и праздника.
Детские работы выставляются на выставках, ими украшается группа, изостудия, их дарят малышам, гостям, родителям. Ребенок учится получать удовольствие от сделанного своими руками. Даже после одного занятия он видит конечный результат своего труда. Домой дети уходят довольные и удовлетворенные.
Тестопластика – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Дети лепят много и охотно, именно поэтому возраст 5-7 лет считают “золотым веком” детского творчества. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его.
Я убедилась, чтобы получить от детей какой-то результат необходимо использовать игровые технологии, через них развивать интерес к тестопластике. Наличие интереса побуждает к творчеству, приносит радость.
Постепенно, видя, как радуется ребенок, вылепив игрушку или украшение, в которую он вложил свой труд, выдумку, как начинает ощущать удовольствие и гордость от результатов своей деятельности, становится более уверен в своих возможностях – пришло понимание о более широком влиянии тестопластики на развитие творческого потенциала.
В моей группе дети с общим недоразвитием речи. Есть дети пассивные, неуверенные, часто отвлекающиеся – их работы примитивны, не яркие цвета. А есть дети, которые любознательны, стремятся выполнить работу самостоятельно, интересуются оценкой своего труда. Мои наблюдения показали, сколь различна и предметная направленность интереса. Одни дети интересуются рисованием, другие лепкой, третьи аппликацией, четвертые сразу несколькими видами деятельности. Поэтому невозможно добиться хороших и одинаковых результатов от всех детей сразу. Чтобы научить ребенка лепить недостаточно дать ему одного кусочка теста. Важно показать, как это сделать. Именно поэтому воспитателю самому необходимо уметь рисовать, лепить, мастерить, давая детям возможность наблюдать за процессом созидания изделия. Эти наблюдения вызывают у детей интерес к данному виду деятельности, стремление подражать взрослому, наконец, совершенствовать свои навыки.
Я часто при детях или по просьбе детей леплю, рисую, клею, вырезаю, делаю различные поделки для оформления группы, для игр, тем самым даю возможность рассматривать, любоваться, удивляться, побуждаю к разговору, объясняю. Иногда советуюсь с ними, показываю как соединить отдельные образы в единый сюжет и т.д. Как еще можно приобщить ребенка к творческой деятельности, помочь ему полюбить лепить, рисовать, мастерить?
Необходимо начинать с создания условий в группе – небольшого уголка творчества, где в идеале должны быть: краски (акварельные, гуашь), цветные карандаши, фломастеры, мелки, свечи восковые, разные кисточки, кусочки поролона, ножницы, цветная и бархатная бумага, сангина. Природный материал: шишки, семена и плоды различных растений, камушки, ореховые скорлупки, веточки, сухоцветы. Вата, палочки, ткань, кусочки целлофана, остатки шерстяных ниток, сюжетные картинки, открытки, клей, картон, пуговицы, бусинки, бисер и другой бросовый материал. Все это сосредоточить в одном месте сложно, у нас он хранится в разных местах в специальных контейнерах, коробочках, шкатулочках. В уголке творчества мы делаем ежемесячно сменяющуюся на ширме выставку по ознакомлению с народно-прикладным искусством.
Главная моя задача – научить детей разумно пользоваться этим многообразием. Можно с уверенностью сказать, что каждый ребенок найдет то, что ему необходимо для воплощения своей задумки. Или же наоборот, необычайной формы предмет вдохновит ребенка на создание замечательной самоделки.
Для большей выразительности готовых картинок и фигурок, с большим удовольствием дети используют различные макаронные изделия: колесики, бантики, веточки, ушки, ракушки, спагетти различной длины и толщины. Чтобы придать изделию нужную рельефность они берутся в руки по одной штуке – работа кропотливая, требует усидчивости, точной координации движений и аккуратности, развивает внимание, целеустремленность. А рыбки, букеты цветов в вазе, тортики отличаются необычностью и красочностью.
Для этого я составила перспективный план работы по тестопластике с детьми старшего дошкольного возраста, где постаралась разнообразить темы и средства изготовления их на занятиях, в совместной деятельности, в играх.
Чтобы заинтересовать детей, я применяю различные игровые технологии – обыгрывание поделок, “оживление” их различными способами, с ними можно разговаривать, советоваться, играть и т.д.
У старших детей эффективны игровые ситуации со знакомыми любимыми игрушками, так как с ними связаны эмоциональные переживания.
Дети с интересом воспринимают знакомые персонажи в новых неожиданных ситуациях, предложенных взрослыми. Сочетание знакомого с новым вызывает у них более устойчивый и глубокий интерес и желание более искусно выполнить работу. Я провела несколько занятий с забавной игрушкой Незнайкой. На занятии “Покажем Незнайке наш город” приходит письмо от Незнайки, который везде путешествует, ему дарят разнообразные подарки. На другом занятии “Приглашение на праздник”, дети помогают Незнайке изготовить новогодние игрушки.
Рассказываю детям различные приключения, показываю сказки. Обыгрывание помогает привлечь внимание к изображаемому, мотивировать, обосновывать задание, заинтересовать предстоящей работой, объяснить приемы изготовления.
Полученное изображение используется при этом как своеобразная игрушка. Здесь содержание игровых действий зависит от содержания изображения. Если это птица, то она может “летать”, “клевать”, “говорить”, “хвастаться друг перед другом”.
В руководстве изобразительной деятельностью возможны игровые приемы с элементами ролевого поведения и ролевой речи. Проводя занятия по тестопластике – дети превращались в “художников”, “мастеров” при помощи различных слов типа: “крибли-крабле-бумс”, “три раза повернись, в художников превратись”, с помощью волшебной палочки и т.д.
Например:
- при лепке животных из цирка, дети были дрессировщиками, рассказывали о своих животных самостоятельно;
- проводя занятие по составлению фоторобота, дети
принимали роль
“сыщика” и придумывали себе отрицательного героя и т.д.
Предлагая детям роль, я вызываю интерес к заданию, желание выполнить его. Действуя в образе, ребенок увлечен делом, изобретателен, тщательно выполняет предъявляемые ему требования. А также я сама беру на себя какую-либо роль – волшебницы красок, колдуна или бабушки-загадушки, которая перезабыла все сказки и не может рассказать.
Изображать можно различным материалом. Нет границ, должно быть желание и творчество самого малыша.
Главной задачей я считаю приобщение ребенка к художественной культуре, развитие эстетического вкуса, умение видеть красоту в окружающем мире и вызывая положительные эмоции.
Мои занятия, основанные на игровых приемах и творческой фантазии, интересны тем, что работы у всех детей получаются разными. Они предлагают ребенку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то свое, необычное.
Например, в занятии “Угадай, что за зверь?” – Бабе Яге надоел порядок на земле, на море, в лесу, на небе. Решила она перепутать всех зверей, птиц, рыб. Когда все спали, она с помощью злого волшебства выполнила задуманное и т.д. Это мощное средство для фантазии, словотворчества. Дети придумывают, где они живут, питаются, как зовут и т.д.
Например, тема – “Волшебная яблоня” – на этом необычном занятии дети придумывают необычные яблоки – используется технология фокальных объектов, т.е. одному предмету присваивают другие свойства.
Различные игры с красками, тестом, бумагой, новые живописные техники с ними – развивают творческую фантазию, изобретательские способности, доставляют детям радость познания и удовольствия от сделанного.
Такие игры особенно полезны закомплексованным детям, они помогают увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета, научиться видеть мир в цвете.
Дети универсальны по своей природе. Они могут многое, если им интересно. А интересно им там, где присутствуют элементы игры, новизна, условия для самовыражения.
В своей работе широко использую выставки. Выставка – очень важный момент – малыш сравнивает свои работы с чужими. Здесь ребенок видит, что у других получается иначе. Он лучше видит свои успехи и упущения, недостатки и сравнивает свою работу с другими. Выставка помогает самоутверждению и поддержанию интереса к творчеству.
Все занятия по изобразительному искусству помогают сформировать творческую личность, мыслить смело и свободно, приобщить к красоте, воспитывать эстетический вкус, развивают речь, ум и руку ребенка.
Особым вниманием у меня пользуется такой раздел – как развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Известно – если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, что очень актуально для детей с ОНР.
Все развивающие упражнения провожу в игровой форме. Для массажа рук с помощью предметов я предлагаю мелкие мячики, эспандеры, “бассейны” наполненные бобами, фасолью и мелкими геометрическими телами: шариками, кубиками, цилиндрами, призмочками и конусами. Чтобы наши упражнения не превратились в монотонные пощипывания, поглаживания, перебирания предметов, ладошки превращаются в утюжки и пилы, искателей сокровищ, мы пальчики и ладошки “греем”, “будим”, “дразним”. Массу возможностей непосредственно представляет и сама тестопластика: разнообразные приемы лепки разрабатывают кисть руки, кончики пальцев становятся более чувствительными, а используемые в качестве дополнений к лепным изделиям пуговицы, бусинки, бисер, семена различных растений и многое другое улучшает координацию и точность движений. Это наглядно отражается в дельнейшем на качестве выполненных изделий, более свободном, полноценном речевом общении.
Итак, начав с развития моторики, я постепенно выстроила для себя стройную систему применения тестопластики в работе с детьми ОНР и обозначила круг задач, которые она помогает решить:
- развитие воображения;
- развитие мелкой моторики;
- развитие психических функций;
- массаж кистей рук;
- речевое общение;
- развитие конструктивных способностей;
- развитие художественного вкуса.
Несформированность речи тесно связано с физическим и психическим развитием ребенка, его эмоциональным состоянием. Работая в тесном контакте с учителем-логопедом, наряду с общепринятыми способами и методами коррекции речи я стала применять тестопластику, реализуя через нее современные педагогические технологии. Речевое развитие – одна из главных задач, решаемая в нашей группе. Поэтому, я не выпускаю ее из виду во всех видах деятельности, включая и занятия тестопластикой. Стараюсь не оставлять без внимания даже случайно брошенное слово.
К каждой теме занятий у меня подобрано художественное слово: потешки, скороговорки, чистоговорки, загадки, небольшие стихотворения. Планируя лепить ежика, накануне предлагаю детям вместе с мамой придумать, на что похож ежик. На занятии провожу грамматическую игру “На что похож еж”. Я начинаю: “Ежик на елочку очень похож… А твой?”. В данном случае решаются следующие задачи:
- учатся употреблять в речи образные сравнения;
- развивается речевая активность.
Использование вылепленных игрушек в игровой и театральной деятельности помогает развить интонационную выразительность речи, речевое дыхание, силу голоса. Игровой прием – “Волшебная линия”, где ребенок манипулирует с полоской теста, превращая ее то в одну, то в другую букву помогает освоить азы грамоты.
На физкультминутках чистоговорки в сочетании с движениями, автоматизируют звукопроизношение. Лепим жука – применяем чистоговорку: “Жук летит, жужжит, жужжит и усами шевелит” – автоматизируем звук “Ж”; кота – потешку:
“Отворилась тихо дверь
И вошел усатый зверь,
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся серой лапкой” – автоматизируем звук “С”.
В ходе работы осуществляются и другие речевые задачи:
- объединение вылепленных игрушек в сюжетную композицию и придумывание по ней рассказов, сказок;
- придумывание описательных рассказов о своем изделии;
- оречевление действий.
Все многообразие природного и бросового материала обогащает опыт ощущений и восприятия, пополняет и активизирует словарный запас.
Не так то просто вылепить красивую, прочную игрушку. Освоение технических приемов – занятие трудоемкое. Показываю способы скрепления частей фигурки, соблюдение некоторых закономерностей. Соединять части с помощью штырьков, смачивать водой соприкасаемые поверхности, либо делать их рифлеными в местах соединения. Дети методом проб и ошибок подбирают нужный вариант для каждой поделки, придумывают свои.
Объясняю некоторые закономерности расположения мелких и крупных частей фигурок. Усваивая специальные навыки и умения, дети развивают свои конструктивные способности. Итогом являются прочные, устойчивые изделия. Большое влияние тестопластика оказывает на развитие мышления ребенка. Он определяет структуру будущего изделия, способы изготовления, последовательность всей работы, подбирает соответствующее тесто и необходимый природный или бросовый материал. Если используется неокрашенное тесто, то часть работы остается на второй этап – после просушки. Это раскрашивание, дорисовка и дополнительное украшение. Выполнение поделок требует определенных усилий.
У детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребенка. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Распределять операции, что побуждает ребенка высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность. В процессе занятий учу грамотно строить предложения, использовать разнообразные формы речи.
Ребенок ощущает удовольствие и гордость от результатов своего труда, верит в свои возможности, стремится к творческой деятельности. Чтобы это стремление не угасло, стараюсь, чтобы каждое изделие было востребованным, обрело свою собственную “жизнь”. Бусы мы подарили детям раннего возраста. Малыши учатся нанизывать их на шнурок, развивая пальчики. В “Магазине” живут всевозможные овощи, фрукты, хлебобулочные изделия: ватрушки, батоны, крендельки и тортики из соленого теста.
Барельефные картины украшают интерьер группы и кабинет учителя-логопеда. Веселые лепные фигурки становятся героями театральных постановок. Так ребенок начинает осознавать общественную значимость творчества, свою личную причастность к общему делу.
Работая с детьми с проблемами в речевом развитии, я пришла к такому выводу: развивать мелкую моторику пальцев рук необходимо начинать как можно раньше. Многие родители малышей заинтересованные в том, чтобы их дети творчески развивались, знают, насколько важны для детей занятия лепкой.
Однако, легко сказать – заниматься лепкой. И как это сделать, с чего начать, как заинтересовать ребенка?
Полезно проводить с родителями групп раннего возраста семинары-практикумы, рассказывать о важности и значении своевременного развития мелкой моторики и показывать способы, приемы работы с соленым тестом.
Что могут дети в полтора-два года делать из теста?
– отщипывать кусочек;
– прилеплять кусочек;
– размазывать тесто пальцем;
– плющить тесто всей ладошкой;
– катать колбаски;
– катать маленькие колобочки одним пальчиком;
– катать большие колобки ладошкой;
– тыкать пальцем в лепешку;
– резать стекой колбаску;
– из шариков, которые катает мама, плющить пальцем маленькие лепешки.
Родители не только должны знать все эти способы и приемы лепки, но и самим владеть ими и во время занятий с ребенком быть активным. Важно помнить, что слепить нечто осмысленное дети могут не раньше 2,5 – 3 лет, а до того они знакомятся с материалом и с основными приемами лепки. Сочетание теста (соленого, дрожжевого, пресного, слоеного) с крупами и природными материалами позволяют добиваться положительных результатов. Мама лепит бабочку, ребенок украшает горошинками, крупинками, ягодками рябины и т.д. Но учтите, что ребенок, создавая, может их и разрушать. Это нормально. Не пугайтесь!
Пробуйте лепить сами, почувствуйте, что это приятно и интересно, и вы сможете вместе с ребенком создать удивительные шедевры.