Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих обучающимся "открывать" себя, открывать свою личность. Критерием успешности обучающегося становится не столько результативность в изучении школьных предметов и дисциплин, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.
Большую возможность в этом плане открывает программа "Индивидуально - групповых занятий по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся", направленная на духовное и профессиональное становление личности, способствующая опредмечиванию и распредмечиванию знаний.
Цель программы:
Предоставить ученикам возможность творить знания, создавать образовательную продукцию, научить их самостоятельно решать при этом возникающие проблемы.
Программа отличается от раздела "Проект" в учебном курсе технологии качественно новой задачей: развитие ученика в ходе активной деятельности. Ученик становится субъектом, конструктором и продуктом своего собственного образования.
Результат и условия его эффективности.
Выполняя творческие проекты, школьники учатся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Ученик становится равноправным участником совместной деятельности с учителем, отвечая за свои успехи, промахи и недостатки. Он сам анализирует каждый шаг своего учения, определяет свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предположений, гипотез, участие в обсуждении различных точек зрения. Чувство свободы выбора делает деятельность осмысленной, сознательной, продуктивной и более результативной.
Умения нарабатываемые школьником в процессе проектирования формируют осмысленное исполнение жизненно-важных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются ключевые компетенции учащегося: трудовые, коммуникативные, социальные. К таковым, например, относятся:
Выявление потребности в усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей (и услуг);
Понимание постановки задачи, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требований представлению выполненной работы или её частей;
- Планирование конечного результата;
- Планирование действий;
- Выполнение обобщенного алгоритма проектирования;
- Внесение коррективов в ранее принятые решения;
- Поиск нахождения необходимой информации самостоятельно;
- Составление схемы необходимых расчётов;
- Оценивание результата по достижению планируемого;
- Понимание критериев оценивания проектов и защиты, процедуры публичной защиты проектов;
- Расшифрование замысла, идей, решений проектировщика по "посланию" ("знаку", "смыслу"), которым является готовое изделие, появившееся на рынке.
Метод обучения.
Обучение носит сопровождающий характер, то есть учитель обеспечивает деятельность ученика по развитию и сопоставлению его личностного образовательного результата с культурным аналогом. Проживая в собственном творчестве специально организованные образовательные ситуации, ученик воспроизводит культурные образцы жизни и деятельности, развивая при этом свой внутренний мир, свои умственные способности.
Программа рассчитана на учащихся 6 - 9 классов, 68 часов по 2 часа в неделю.
Форма подведения итогов: в конце каждого года обучения проводится итоговая выставка в виде фестиваля, дня творчества, театрализованного представления моделей одежды. Одной из форм отчётности позволяющей оценить успешность усвоения материала курса, является защита проекта и участие в районном и всероссийском конкурсах научно - исследовательских работ "Первые шаги", в окружном "Шаг в будущее". Одной из эффективных форм подведения итога занятия является рефлексия учащихся (приложение 1).
Литература.
- Активизация познавательной деятельности учащихся Е.В.Блохина. Курган. 2004г.
- Аристова Л.П. Активность учения школьника. М. 1998г.
- Кругликова Г.И. Основы технического творчества. - М. Народное образование, 1996г.
- Симоненко В.Д. Творческие проекты старшеклассников. Брянск. 1999г.
- Проектный подход в обучении технологии. Стандарты и мониторинг в образовании. №1, 2000г.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Название темы. Название занятия. |
Количество часов | Образова-тельн. продукт | ||
Всего | Теория | Прак-тика | |||
1. | Введение в проект. Определение потребностей. | 2 | 1 | 1 | Сравнитель-ный дизайн - анализ. |
2. | Планирование. | 2 | 0,5 | 1,5 | Варианты исследования. |
3. | Выбор и обоснование темы проекта. Первое исследование. | 6 | 1 | 5 | Сравнитель-ный дизайн - анализ. Эскизирова-ние. |
4. | Генерирование идей. Выбор оптимальных вариантов. | 2 | 2 | Анализ перво-начальных идей. | |
5. | Конструкторско-технологический этап. | 6 | 1 | 5 | Анализ, поиск, решение проблемы. |
6. | Технология выполнения конструкторско-технологического решения. | 4 | 4 | Продукция Тех. цепочка |
|
7. | Исследование различных конструкций моделей изделия. | 4 | 4 | Тех. цепочка | |
8. | Технологический процесс. | 6 | 6 | Дизайн Спецификация деталей |
|
9. | Планирование технологического процесса изготовления. Составление технологической карты. | 4 | 4 | Тех. карта Схема "ёжик" |
|
10. | Технология изготовления продукта | 16 | 2 | 14 | Тех. карта |
11. | Эколого-экономическое обоснование. | 2 | 2 | Экономичес-кие расчёты. Экологическое обоснование. | |
12. | Дизайн - анализ. | 2 | 2 | Эскизирова-ние. | |
13. | Реклама изделия. | 2 | 1 | 1 | Реклама. |
14. | Оформление творческого проекта. | 6 | 2 | 4 | Пояснительная записка. |
15. | Презентация изделия. | 2 | 2 | Готовое изделие | |
16. | Защита проекта. Рефлексия. |
2 | Проект. |
Программа.
Введение в проект. Определение потребностей. Запуск проекта. Этапы работы над проектом. Выявление проблемы. Противоречия.
Сравнительный дизайн - анализ имеющего продукта.
Планирование. Определение источников информации. Определение возможных вариантов исследования. Определение способа представления результата (форма отчёта).
Выбор и обоснование темы проекта. Первое исследование. Формулирование цели и задач проекта.
Эскизирование идей, сравнительный дизайн - анализ.
Генерирование идей. Выбор оптимальных вариантов. Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные способы: интервью, опрос, наблюдения.
Анализ первоначальных идей, выбор эстетичного и доступного для изготовления изделия.
Конструкторско-технологический этап. Примеры для задач и пути их решения. Приёмы и аналоги. Технологический процесс.
Технология выполнения конструкторско-технологического решения. Составление технологической цепочки процесса.
Исследование различных конструкций моделей изделия. Возможность использования литературы и иных источников для поиска оптимальной конструкции изделия.
Технологический процесс. Выполнение задания. Контроль над качеством работы.
Планирование технологического процесса изготовления. Составление технологической карты. Последовательность сборки изделия.
Технология изготовления продукта. Соблюдение технологической цепочки. Контроль над качеством работы. Самоконтроль. Соблюдение технологической, трудовой дисциплины, культуры труда. Правила Т Б. Контроль и испытание изделия.
Эколого-экономическое обоснование. Экономические расчёты затрат на материал, отчисления на амортизацию оборудования, инструмента, заработную плату. Расчёт себестоимости, предполагаемой прибыли и цены изделия. Экологическое обоснование. Влияние продукции на окружающий мир и здоровье человека.
Дизайн - анализ. Оформление приложения. Эскизирование.
Реклама изделия. Составление листовки, девиза, товарного знака. Оформление ярлыка.
Оформление творческого проекта. Требование к тексту, к оформлению аннотации, пояснительной записки, приложения.
Презентация изделия. Оценка на детской бирже труда "Шанс". Рецензия на готовый проект в МВЦ или в клубе "Хансе".
Защита проекта. Достоинства проекта и результат. Рефлексия. Результат обучения.
Рецензия.
Представленная программа по своей структуре и содержанию отвечает основным требованиям, предъявляемым к образовательным программам дополнительного образования. Автором грамотно сформулированы цели и задачи планируемой деятельности, продуманы способы их реализации. Кроме того обозначена значимость курса, сформулирован предполагаемый результат. Программу отличает логика построения, целостность и завершённость.
Цели обучения учащихся исследовательской и проектной деятельности определяются её ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного ученика. Актуальность и востребованность данной программы заключается в том, что в ходе её реализации решается задача создания условий для формирования художественно - творческой активности личности, а также развития способностей каждого ученика.
Важной особенностью программы является обучение учащихся по принципу личностно - ориентированного подхода, природосообразности, т.е. учитывается возраст обучающихся, а также уровень их интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение проектных работ различной степени сложности.
Наибольшую ценность программы представляет её практическая направленность, а также обучение по принципу "от простого к сложному". Программа предполагает оказание такой помощи ученику со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности учеников, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
Считаю, что программа заслуживает внимания, так как в основе лежат принципы развития творческой одарённости школьников, реализуемые через организацию исследовательской деятельности учащихся, использование разных форм и методов организационной деятельности учащихся, которые позволяют раскрыть их субъективный опыт.