Метод замены множителей — эффективный путь решения неравенств
Многие школьные учебники и большинство пособий по математике не содержат информацию по анализу эффективности решения конкретных задач тем или иным способом. Поэтому основная масса школьников, доверяясь рекомендациям, изложенным в указанных источниках, выбирает зачастую единственный путь решения предложенной задачи. Естественным следствием подобной ситуации является игнорирования школьником задач, сопряженных с большим объемом (по мнению школьника) работы по преодолению технических трудностей.
Многое, вероятно, объясняется отсутствием навыков, но не исключено, что школьник и не предполагает о наличии тех или иных эффектных ходов, тактических тонкостей при реализации выбранной схемы решения, которые давно практикуются многими учителями.
Речь идет об очень эффективном методе решения неравенств - методе замены множителей, который я применяю при решении различных видов неравенств в 9 - 11 классах. Он позволяет быстро и эффективно решать целый класс неравенств повышенной сложности, переводя их тем самым в разряд "стандартных задач".
Удивительно, что этот метод оказался вне поля зрения многих авторов учебников по математике для средних школ, и многие учителя просто не знают о его существовании. Последнее время я широко пропагандирую этот метод. По этому поводу выступала на секции учителей математики городской августовской конференции учителей 2008 года. Для большинства присутствующих учителей было полным откровением мгновенное преобразование сложного неравенства
![]()
в простейшую систему рациональных неравенств

Также для учителей математики я давала в ноябре этого года "Мастер - класс", где было показано, каким образом можно эффективно решать трудные неравенства.
Целью настоящей публикации является также пропаганда этого метода, изложение основных методических рекомендаций в овладении этим методом.
Основная идея метода.
Методом замены множителей решаются неравенства, приводимые к виду
![]()
Где символ "
" обозначает один из четырех возможных
знаков неравенства:
.
При решении неравенства (1) нас интересует только знак любого множителя в числителе или знаменателе, а не абсолютная его величина. Поэтому, если по каким-то причинам нам неудобно работать с данным множителем, мы можем заменить его на другой знакосовпадающий с ним в области определения неравенства и имеющий в этой области те же корни.
Это и определяет основную идею метода замены множителей. Важно зафиксировать тот факт, что замена множителей осуществляется только при условии приведения неравенства к виду (1), то есть, когда требуется сравнить произведение с нулем.
Основная часть замены обусловлена двумя следующими равносильными утверждениями.
Утверждение 1. Функция
есть строго
возрастающая тогда и только тогда, когда для любых
значений
из области определения функции разность
совпадает по знаку с разностью
, то
есть
, (
означает знакосовпадение)
Утверждение 2. Функция
есть строго
убывающая тогда и только тогда, когда для любых значений
из области определения функции разность
совпадает по знаку с разностью
, то есть ![]()
Обоснование этих утверждений непосредственно следует из определения строго монотонной функции. Согласно этим утверждениям можно установить, что
Разность степеней по одному и тому же основанию всегда по знаку совпадает с произведением разности показателей этих степеней на отклонение основания от единицы, то есть
.
Разность логарифмов по одному и тому же основанию всегда по знаку совпадает с произведением разности чисел этих логарифмов на отклонение основания от единицы, то есть
.
Тот факт, что разность неотрицательных величин совпадает по знаку с разностью квадратов этих величин, позволяет осуществить следующие замены:
![]()
Замена знакопостоянных множителей - это есть один из случаев
замены не вытекающих из утверждений 1 и 2. Всюду положительные
множители заменяем на 1 или просто убираем, всюду отрицательные
заменяем на (
1). Популярный знакопостоянный множитель
квадратный трехчлен a
+ b x + c
с отрицательным дискриминантом
можно заменить на старший коэффициент или на свободный член, то
есть a
+ bx + c
.
Так как область значений показательной функции y =
представляет собой все положительные числа, то любая сумма
значений показательных функций является знокопостоянной
положительной величиной, поэтому
.
Положительной величиной является сумма неотрицательных слагаемых, если ни в одной точке области определения неравенства все слагаемые одновременно не равны нулю. Очевидно, что при объявленном ограничении на слагаемые сумма всегда является положительной величиной. Поэтому в силу определения арифметического корня и неотрицательности модуля любого числа получаем право на следующие замены:
![]()
.
Наиболее часто используемые замены (без учета О Д З).
а) Замена знакопостоянных множителей.
1) ![]()
2)![]()
3)![]()
4)![]()
5)![]()
6)![]()
7)![]()
8)![]()
9)![]()
10) ![]()
11) ![]()
б) Замена незнакопостоянных множителей с модулем.
12)![]()
13) ![]()
14) ![]()
15) ![]()
16)
, ![]()
17)
.
18)
.
19)
.
20) ![]()
21)
.
22)
![]()
23) ![]()
24) ![]()
в) Замена незнакопостоянных множителей с показательными и логарифмическими выражениями.
25)
![]()
26)
, ![]()
27) ![]()
28) ![]()
![]()
![]()
31![]()
32)
.
33)
.
Решение неравенств.
Привожу относительно подробные решения двух сложных неравенств методом замены множителей.
![]()
Решение. ОДЗ:
.
Замена множителей:
1) ![]()
![]()
2)![]()
.
Имеем систему:

![]()
![]()
![]()
В этом неравенстве уже нельзя множители
и![]()
рассматривать как разности неотрицательных величин, так как
выражения 1
и
ОДЗ могут принимать
как положительные так и отрицательные значения.
при
, а ![]()
, а ![]()
![]()
=![]()
![]()
2) ![]()
Имеем систему:
![]()
, а ![]()
Замена множителей:
![]()
2)![]()
![]()
Имеем систему:

, а ![]()
Замена множителей:
![]()
2)![]()
Имеем систему:

, а ![]()
Замена множителей:
![]()
2)![]()
Имеем систему:![]()
В итоге имеем: х ![]()
Литература.
1. Голубев В.И., Тарасов В.А. Эффективные пути решения
неравенств.
Львов, Квантор,1992. №10.
2. Голубев В.И. Школа решения нестандартных задач, газета "Математика", 2005, №7.