Многие школьные учебники и большинство пособий по математике не содержат информацию по анализу эффективности решения конкретных задач тем или иным способом. Поэтому основная масса школьников, доверяясь рекомендациям, изложенным в указанных источниках, выбирает зачастую единственный путь решения предложенной задачи. Естественным следствием подобной ситуации является игнорирования школьником задач, сопряженных с большим объемом (по мнению школьника) работы по преодолению технических трудностей.
Многое, вероятно, объясняется отсутствием навыков, но не исключено, что школьник и не предполагает о наличии тех или иных эффектных ходов, тактических тонкостей при реализации выбранной схемы решения, которые давно практикуются многими учителями.
Речь идет об очень эффективном методе решения неравенств - методе замены множителей, который я применяю при решении различных видов неравенств в 9 - 11 классах. Он позволяет быстро и эффективно решать целый класс неравенств повышенной сложности, переводя их тем самым в разряд "стандартных задач".
Удивительно, что этот метод оказался вне поля зрения многих авторов учебников по математике для средних школ, и многие учителя просто не знают о его существовании. Последнее время я широко пропагандирую этот метод. По этому поводу выступала на секции учителей математики городской августовской конференции учителей 2008 года. Для большинства присутствующих учителей было полным откровением мгновенное преобразование сложного неравенства
![]()
в простейшую систему рациональных неравенств

Также для учителей математики я давала в ноябре этого года "Мастер - класс", где было показано, каким образом можно эффективно решать трудные неравенства.
Целью настоящей публикации является также пропаганда этого метода, изложение основных методических рекомендаций в овладении этим методом.
Основная идея метода.
Методом замены множителей решаются неравенства, приводимые к виду
![]()
Где символ "
" обозначает один из четырех
возможных знаков неравенства:
.
При решении неравенства (1) нас интересует только знак любого множителя в числителе или знаменателе, а не абсолютная его величина. Поэтому, если по каким-то причинам нам неудобно работать с данным множителем, мы можем заменить его на другой знакосовпадающий с ним в области определения неравенства и имеющий в этой области те же корни.
Это и определяет основную идею метода замены множителей. Важно зафиксировать тот факт, что замена множителей осуществляется только при условии приведения неравенства к виду (1), то есть, когда требуется сравнить произведение с нулем.
Основная часть замены обусловлена двумя следующими равносильными утверждениями.
Утверждение 1. Функция
есть строго возрастающая
тогда и только тогда, когда для любых значений
из
области определения функции разность
совпадает
по знаку с разностью
, то есть
, (
означает знакосовпадение)
Утверждение 2. Функция
есть строго убывающая тогда и
только тогда, когда для любых значений
из
области определения функции разность
совпадает по знаку с разностью
, то есть ![]()
Обоснование этих утверждений непосредственно следует из определения строго монотонной функции. Согласно этим утверждениям можно установить, что
Разность степеней по одному и тому же основанию всегда по знаку совпадает с произведением разности показателей этих степеней на отклонение основания от единицы, то есть
![]()
Разность логарифмов по одному и тому же основанию всегда по знаку совпадает с произведением разности чисел этих логарифмов на отклонение основания от единицы, то есть
![]()
Тот факт, что разность неотрицательных величин совпадает по знаку с разностью квадратов этих величин, позволяет осуществить следующие замены:
![]()
Замена знакопостоянных множителей - это
есть один из случаев замены не вытекающих из
утверждений 1 и 2. Всюду положительные множители
заменяем на 1 или просто убираем, всюду
отрицательные заменяем на (
1). Популярный
знакопостоянный множитель квадратный трехчлен a
+ b x + c
с отрицательным
дискриминантом можно заменить на старший
коэффициент или на свободный член, то есть a
+ bx + c
.
Так как область значений показательной функции
y =
представляет собой все положительные числа, то
любая сумма значений показательных функций
является знокопостоянной положительной
величиной, поэтому
.
Положительной величиной является сумма неотрицательных слагаемых, если ни в одной точке области определения неравенства все слагаемые одновременно не равны нулю. Очевидно, что при объявленном ограничении на слагаемые сумма всегда является положительной величиной. Поэтому в силу определения арифметического корня и неотрицательности модуля любого числа получаем право на следующие замены:
![]()
![]()
Наиболее часто используемые замены (без учета О Д З).
а) Замена знакопостоянных множителей.
1) ![]()
2)
3)
4)![]()
5)
6)![]()
7)
8)![]()
9)![]()
10)
11) ![]()
б) Замена незнакопостоянных множителей с модулем.
12)
13) ![]()
14)
15) ![]()
16)
,
17)
.
18)
.
19)
.
20)
21)
.
22)
23)
24) ![]()
в) Замена незнакопостоянных множителей с показательными и логарифмическими выражениями.
25)
![]()
26)
,
27) ![]()
28)
![]()
31
32)
.
33)
.
Решение неравенств.
Привожу относительно подробные решения двух сложных неравенств методом замены множителей.
![]()
Решение. ОДЗ:
.
Замена множителей:
1) ![]()
![]()
2)![]()
![]()
Имеем систему:

![]()
![]()
![]()
В этом неравенстве уже нельзя множители
и
рассматривать как разности неотрицательных
величин, так как выражения 1
и
ОДЗ могут принимать
как положительные так и отрицательные значения.
при
, а ![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
2) ![]()
Имеем систему:
![]()
![]()
Замена множителей:
![]()
2)![]()
![]()
Имеем систему:

![]()
Замена множителей:
![]()
2)![]()
Имеем систему:

![]()
Замена множителей:
![]()
2)![]()
Имеем систему:![]()
В итоге имеем: х ![]()
Литература.
1. Голубев В.И., Тарасов В.А. Эффективные пути
решения неравенств.
Львов, Квантор,1992. №10.
2. Голубев В.И. Школа решения нестандартных задач, газета "Математика", 2005, №7.