I. Организационный момент (число в тетрадях).
II. Актуализация знаний.
1. Вычислите и запишите только ответы.
- Уменьшите 60 на 8.
- Увеличьте 49 на 6.
- Уменьшите 560 в 8 раз.
- Увеличьте 7 в 9 раз.
- На сколько 84 меньше 8.
- Во сколько раз 40 меньше 240.
- Найдите число, шестая часть которого равна 102.
- Найдите четверть от 68.
- На какие группы можно разбить данный ряд чисел? (однозначные, двузначные, трёхзначные; четные, нечётные)
- Расположите полученные числа в порядке возрастания. (в тетрадях)
- Прочитайте получившееся слово.
- Имеет оно смысл? (нет)
- Зачеркните две буквы так, чтобы получился математический термин.
2. Назовите геометрические фигуры, которые вы видите на доске.
- Какие фигуры можно неограниченно продолжить? (прямую, луч, стороны угла)
- Я соединяю центр окружности с точкой, лежащей на окружности. Что получилось? (отрезок, который называется радиусом)
- Что знаете о радиусе? (все радиусы одной окружности равны)
- А если я продолжу радиус в противоположную сторону до пересечения окружности. Что получится? ( диаметр)
- Что ещё можете сказать о радиусе и диаметре? (радиус равен половине диаметра)
- Когда ломанная линия будет многоугольником? (если она замкнутая)
- Какие ещё плоские фигуры знаете?
3. Какими фигурами являются стороны угла? (лучами)
- Если продолжить стороны угла, то получится тот же угол? (Да)
- Какие бывают углы? (острые, тупые, прямые)
- Покажите карандашами модель острого угла, прямого, тупого. Представьте, что ваши карандаши - это стрелки часов. Выложите их на парте так, чтобы они показывали один час, два, три, четыре, пять часов.
- Что происходит с углом между ними? (Он увеличивается)
- Значит, мы можем сказать какой угол между стрелками часов больше, а какой меньше? (да)
- Т.е. мы можем углы сравнивать? (да)
- Что значит что либо сравнить? (найти общее и отличие)
- Сравните эти два предмета. (мяч игрушечный, шар бильярдный)
4. (На столах модели углов)
- Сравните их. Что будете находить? (общее и отличие)
- Что скажете про величину углов?
- Как понимаете разная величина?
III. Постановка учебной задачи.
Тема урока сравнение улов.
Как вы думаете для чего в жизни нужно уметь и знать как сравнивать углы?
Например: в строительстве архитектору. Т.е. человеку, который готовит чертежи будущего дома.
Посмотрите какие бывают дома. (фотографии)
Дома в тёплых странах, где почти нет снега.
Дома, где зима, как правило, снежная.
Видите отличия? (разные по высоте крыши)
Почему, как вы думаете?
Для наших мест предпочтительнее какие крыши? Почему?
Архитектор это должен учитывать.
IV. "Открытие".
Перед вами три модели фронтонов крыш (фронтон - завершение фасада здания, представляющее собой треугольную плоскость, которая ограничена по бокам скатами крыши, а у основания карнизом.)
Какой явно не подходит для строительства дома в нашей местности?
Из оставшихся двух моделей какая предпочтительнее? Почему? Докажите. Мне кажется, что жёлтая. (Надо сравнить)
Что значит сравнить, например, два числа? (узнать какое больше)
А как же сравнить величину углов?
Итак, цель урока найти способ сравнения величины углов. Слайд 5
Ваши предположения. Вывод проговариваем и фиксируем на доске.
Как действовать дальше? Давайте составим алгоритм действий при сравнении углов. Вернуться к моделям жёлтого и синего углов, и провести их сравнение.
Полученный вывод сопоставим с текстом учебника.
V. Физ. мин-ка.
Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, два, триНа соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
VI. Первичное закрепление.
1. Работаем по группам.
У вас модели углов. Представьте, что вы дизайнеры. Кто это? (художник - конструктор, специалист по дизайну, конструированию вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты)
Вам нужно выполнить заказ.
- 1 группа: Создать удобный стул для ученика школы.
- 2 группа: Кресло для отдыха дома.
- 3 группа: Кресло для больного в стоматологической поликлинике.
Выбрать нужную модель угла на основе которого моно будет в последствии выполнить заказ.
Объясните как выбирали модель, используя алгоритм сравнения углов. (ученик от группы объясняет выбор)
2. Возьмите по одной модели угла. Перегните углы на две равные части. Луч, который делит угол на две равные части называется биссектрисой.
Возьмите треугольники.(заранее заготовленные на партах)
Постройте перегибанием листа биссектрисы углов. Какую закономерность наблюдаете?
Вывод: Все биссектрисы треугольника пересеклись в одной точке.
3. Работа в парах. (конверт на парте с моделями углов, на обратной стороне которых буквы)
Используя алгоритм сравнения углов расположите модели в порядке возрастания величин углов. Если задание выполните верно, то у вас получится из букв имя знаменитого правителя Древнего Египта, для которого была построена самая большая пирамида. (Хеопс)
Пирамида Хеопса четырёхугольная и все углы в ней равны.
Что значит углы равны? (Равны величины или по алгоритму совпадают вершины и обе стороны)
VII. Повторение.
1.В тетрадях постройте прямой угол. (с помощью угольника)
Отложите на одной из сторон точку на расстояние 3 см от вершины угла, на другой стороне точку на расстояние 4 см от вершины угла. Соедините точки.
Какая фигура получилась? (прямоугольный треугольник). Назовите её.
Найдите площадь и периметр треугольника АВС.
2. Достройте треугольник до прямоугольника и найдите его площадь и периметр.
3. Задание "Расшифруй фразу".
VIII. Итог.
Что мы делали с величинами углов? (сравнивали)
Какой способ сравнения углов мы использовали на сегодняшнем уроке? (обратимся к алгоритму)
Кто из вас научился сравнивать углы?
Кому ещё нужно учиться сравнивать величину углов по алгоритму?
Всегда ли можно сравнивать величину углов способом наложения? (нет)
Чтобы удобно было сравнивать углы, их надо научится измерять. Этим мы займёмся на следующем уроке математике.
IX. Д/з.
- Страница 1-2 выучить вывод и термины.
- Страница 2 №3 (прочитать)