Внеклассное мероприятие для учащихся 10—11-х классов "Главный гарант наших прав"

Разделы: Внеклассная работа


Цели мероприятия:

  • формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству.
  • формирование правовой культуры учащихся; их социального опыта.

Ход мероприятия.

1. Вступление.

Слайд 1.

Слово учителя:

Для поддержания стабильности и устойчивого развития страны требуется надежная правовая база в первую очередь в виде Конституции, Основного закона. Однако процесс государственного и общественного развития сложен и противоречив, на его пути возникает масса предвиденных и непредвиденных препятствий, на вызов которых должна отвечать Конституция и вся остальная система законодательства. С одной стороны, юридическое основание необходимо в качестве фундамента, на котором строятся реальные отношения в стране. С другой – система законодательства не может быть абсолютно гибкой и пластичной для того, чтобы соответствовать всем необходимым трансформациям. Стоить помнить, что только закон может успешно сопровождать модернизацию любого государства, так как он воплощает и вбирает согласие общества, гарантирует права и свободы граждан, не позволяет делать резких экстремальных скачков, которые ставят общество и государство на грань выживания.

Сегодня мы отмечаем день рождения Российской Конституции. На уроках обществознания вы знакомились с Конституцией, с её статьями. Вначале проверим, как вы все это помните, как разбираетесь в государственном управлении и государственной политике.

Предлагаю быстро ответить на мои вопросы. Мои ассистенты будут мне помогать, за каждый правильный ответ на вопрос, отвечающий получает купон, набравший большее количество – получает приз.

2. Разминка.

  1. Процедура вступления в должность главы государства - _____
  2. Гарантом Конституции РФ является _____
  3. Конституция РФ состоит из _____ глав.
  4. Конституция РФ состоит из _____ статей.
  5. Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией РФ, - _____
  6. К исполнительной ветви власти относится _____
  7. Достоинство личности охраняется _____
  8. Распространение и разъяснение различных идей с помощью выступлений, плакатов, лозунгов - _____
  9. Право избирать относится к _____
  10. Исключите из перечня лишнее понятие: политическая партия, религия, обращение, выборы.
  11. Общедоступность и бесплатность образования гарантируется в пределах _____
  12. Понятие «экстернат» характеризует право на _____
  13. Защита Отечества для гражданина РФ является _____
  14. Прием в гражданство называется _____
  15. Наряду с рублем в России допускается хождение _____
  16. Государственными символами России являются _____
  17. Государственным языком на всей территории является _____
  18. Палаты Федерального Собрания называются _____
  19. Государственная Дума состоит из _____ депутатов.
  20. Срок полномочий Президента РФ _____
  21. Республик в РФ насчитывается _____
  22. Всего субъектов Федерации насчитывается _____
  23. Существуют ли на территории РФ таможенные границы?
  24. На какой срок избираются депутаты Государственной Думы?
  25. Назовите партию, одержавшую победу на парламентских выборах 2 декабря 2007 года.
  26. Расположите политические партии в том порядке, в каком они выиграли выборы в Государственную Думу.

3. Выступление учащегося «День Конституции Российской Федерации (12 декабря)».

Слайд 2.

Конституция (от латинского constitutio) – это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан. Конституция – основа всего законодательства государства, т.е. государственные законы не должны ей противоречить или противостоять.

Принятие Конституции – историческое событие, проходит в обстановке гласности и повышенного интереса общества. Проекты Конституции появляются на страницах газет, издаются отдельными брошюрами.

Действующая Конституция Российской Федерации была принята на Всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. Она отразила ликвидацию системы Советов и утвердила новые принципы государственного устройства страны. С ее принятием прекратила свое действие Конституция Российской Федерации от 12 апреля 1978 г.

Конституция состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. Она закрепляет основы конституционного строя РФ, права и свободы человека, гражданское, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.

Преамбула Конституции РФ представляет собой небольшой вводный текст, имеющий важное концептуально-идеологическое значение. Она провозглашает идею приоритета прав и свобод человека, настраивает общество на гражданский мир и согласие.

Согласно Конституции 1993 г. Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Высшей ценностью провозглашаются человек, его права и свободы. Носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ Российской Федерации. Декларируется принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной.

В качестве экономического базиса общества Конституция декларирует свободу экономической деятельности и свободу труда, равенство государственной, муниципальной и частной форм собственности, неприкосновенность частной собственности.

Государственную власть осуществляет Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации. Определяются принципы федеративного устройства страны: равноправными субъектами Федерации признаются республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа. Согласно Конституции РФ Россия является федерацией, состоящей из 89 субъектов. Субъекты РФ равноправны в отношениях с федеральным центром.

В качестве одной из основ конституционного строя провозглашен принцип разделения властей. На федеральном уровне законодательная власть принадлежит Федеральному Собранию, состоящему из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации. Органом исполнительной власти объявляется Правительство.

Президент формально выведен за рамки разделения властей, поскольку на него как главу государства возложены функции «арбитража» между властями, обеспечения «согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти» (п. 1 ст.80). Однако фактически Президент контролирует всю систему исполнительной власти.

4. Слово учителя:

В современных демократических странах уважение к закону является одной из важнейших общественных ценностей. Люди, имеющие власть, какую бы должность они не занимали, должны постоянно заглядывать в Основной закон и сверять с ним свои решения: не противоречат ли они Конституции, не нарушают ли ее.

Слайды 4–8.

Ребята, в жизни вы иногда встречаетесь с ситуациями, когда нарушаются права граждан, ваши права, либо вы сами пытаетесь нарушить чьи-то права и свободы. Отвлечемся от серьезного, вернее попытаемся в несерьезном отыскать серьезное. Я прочитаю вам незаконченные фразы, в которых упомянуты герои сказки «Золотой ключик». Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.

  1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на ________ (личную неприкосновенность).
  2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на _____ (получение бесплатного образования).
  3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право _____ (пользоваться учреждениями культуры).
  4. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино _____ (иметь имущество в собственности).
  5. Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на _____
    (неприкосновенность жилища).

А теперь вполне жизненная правовая ситуация, которая случилась или может случиться.

Известную актрису (назовем ее Надеждой Прекрасной) задержали в магазине за кражу золотых изделий. Все документы по делу вместе с обвинительным заключением были переданы в суд. Данным делом сразу заинтересовались пресса и телевидение. На судебном заседании присутствовала толпа журналистов. Судья давал интервью газетам, радио-и телекомпаниям, называя Надежду Прекрасную преступницей и обещая вынести ей суровое наказание, которое станет предупреждением для тех, кто ворует в магазинах.

Было ли нарушено право на справедливое ведение процесса? Свой ответ поясните.

Ответ: в данном случае был нарушен принцип презумпции невиновности. Поскольку обвиняемая считается невиновной до тех пор, пока суд не вынесет решение об обратном, судья не имел право до оглашения приговора называть ее преступницей.

Пятнадцатилетний Павел не верил в Бога. А его родители считали, что каждый должен ходить в церковь, молиться и знать Библию. Родители заставили Павла ходить в воскресную школу при церкви, несмотря на то, что ребенок этого не хотел.

Были ли в данном случае нарушены права человека? Свой ответ поясните.

Ответ: в данном случае нет ограничения или нарушения прав человека. Прав на свободу выбора религии обладают только взрослые. Государство уважает права родителей на создание условий для религиозного воспитания. Павел должен будет ходить на занятия в воскресную школу до своего 16-летия, т.е. пока он находится под опекой родителей.

5. «Права и свободы граждан», «Обязанности граждан».

Итак, мы поговорили о правах граждан, но ведь наверное есть у граждан и какие-то обязанности? Кстати, разграничим понятия «права» и «обязанности». Что такое «право» и что такое «обязанность»? В чем их различие?

Ответ: «право» - это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а вот «обязанность», наоборот, - это то, что граждане гарантируют дать своему государству. В этом и состоит их различие.

Пользуясь этим нехитрым объяснением, давайте попробуем составить таблицу «Права и обязанности граждан России» В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причем, права даются в совокупности со свободами.

Слайд 3.

Права и свободы граждан

  • право избирать и быть избранным,
  • равенство прав и свобод,
  • право на жизнь,
  • право на личную неприкосновенность,
  • право на защиту своей чести и доброго имени,
  • право на свободное передвижение,
  • право на жилище и его неприкосновенность,
  • право на труд,
  • право на отдых,
  • право на образование,
  • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
  • право на получение юридической помощи,
  • право на получение социальной помощи,
  • свобода мысли и слова,
  • свобода совести, свобода вероисповедания,
  • свобода информации,
  • свобода творчества.

Обязанности граждан

  • обязанность защищать Родину.
  • обязанность соблюдать законы,
  • обязанность сохранять природу и окружающую среду,
  • обязанность платить налоги.

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них государство. Еще мне хотелось бы обратить особое внимание на последнюю строчку в нашей таблице. Не думайте, что она касается только ваших родителей. Да, сегодня вы – дети, а в 18 лет вы станете полноправными взрослыми гражданами и, в дальнейшем, конечно же, родителями. Всегда помните о том, что забота о детях, их воспитание – это не только право, но и обязанность. У каждого ребенка есть право на любовь и заботу. Как много сегодня в мире, да и в нашей стране, детей оставленных в домах малютки, детей, чьи родители лишены родительских прав, детей беспризорников. Они не виноваты ни в чем, они расплачиваются за ошибки взрослых. Задача государства, как впрочем, и каждого гражданина, помочь им. Нельзя оставлять человека в беде, а тем более ребенка!

6. Вопрос для обсуждения - «нужны ли Конституции?»

В каждом государстве есть своя Конституция. В чем-то они схожи, в чем-то отличаются. Но люди продолжают задавать вопрос: «Нужны ли Конституции? Нужно ли знать Конституцию своей страны?».

Сравните ваше мнение с мнениями Финера и судьи Хэнда.

Слайд 9.

«…Знания содержания конституции недостаточно, даже в первом приближении, для понимания политических реалий страны, но это знание необходимое условие для достижения этого понимания. Из этого следует, что без ознакомления с текстом конституции государства не обойтись».
(Финер – известный исследователь конституций стран мира).

Слайд 10.

«Я часто задумываюсь, не слишком ли большие надежды мы возлагаем на конституции, законы, суды. Это – пустые надежды, поверьте, пустые. Свобода – в сердцах мужчин и женщин, и если она там умерла, никакая конституция не оживит ее, никакая конституция, никакой закон, никакой суд не сможет помочь ей. Пока она в сердцах людей, не нужна ей никакая конституция, никакой закон, никакой суд».
(судья Хэнд).

Учащиеся должны отметить, что очень важно, чтобы люди понимали необходимость конституции, верили в нее и поступали в соответствии с ней. Конституции влияют на людей, а они на них. Конституции могут просветить народ, долго находившийся в рабстве, дать ему надежду, дать силы действовать, но люди должны хотеть учиться и хотеть изменить свою жизнь.

На стенде вы видите плакат, на нем две колонки «да» и «нет». Перед началом нашего мероприятия вы получили цветные квадратики, проголосуйте, прикрепим красный квадратик в колонку «да», черный – в колонку «нет», ответив на вопрос «Нужна ли Конституция?»

Подведение итогов: результат голосования, награждение победителей.

Приложение: «Главный гарант наших прав» (презентация)

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации; М. 1996
  2. Дусадбикова Р.Н.- ж. «Экономика и право» №5, 2007 - «Классный час «Основной закон страны».
  3. Аминов. А.М. – ж. «Экономика и право» №2, 2006 - Образовательная игра по праву «Но вечный выше вас закон».
  4. Новоселова С.С. – ж. «Право в школе» №3, 2006 –«Конституция – основной закон государства» - разработка урока по праву для 10 класса.
  5. Верещагина Т.В. – ж. «Право в школе» №3, 2007 – «Что такое конституция и зачем она нужна?»- разработка урока по обществознанию в 11 классе.