Форма урока: викторина в форме игры между учащимися 5 класса (если одна параллель в школе) или между параллелями учащихся 5-х классов.
Цели урока:
- Образовательная: закрепить и обобщить основной и дополнительный материал к учебнику математики 5 класса в форме викторины.
- Развивающая: развивать умения самостоятельно воспринимать и осознавать пройденный материал.
- Воспитательная: воспитывать интерес к предмету в целом, вкус к успеху и способности к творчеству.
Оборудование:
- чистые листы бумаги;
- ручки;
- медиапроектор;
- экран;
- таблички с цифрами от 1 до 7.
Ход работы
1. Актуализация знаний. – 1 мин
- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня у нас с вами необычный урок, сегодня у нас викторина, по результатам которой получим лучшего ученика 5 класса по математике, самого эрудированного, смекалистого, про которого можно будет сказать: «У него острый глаз, цепкий ум, твёрдая рука и много других полезностей».
Итак, НАЧИНАЕМ!!!
2. Викторина
«Учиться нелегко, но
интересно»
Ян Амос Коменский
(викторина проводится на последних уроках учебного года. Для проведения викторины создаются команды, жюри, на столах листы и ручки).
Конкурс «Разминка»
У каждой команды таблички цифр от 1 до 7.
На экране строчки появляются по одной.
Учащиеся отвечают на вопрос, поднимая одну из табличек, за каждый правильный ответ – 1 балл.
п/п |
Вопрос |
---|---|
1. |
… в поле не воин. |
2. |
Конь о … ногах и тот спотыкается. |
3. |
… ласточка весны не делает. |
4. |
… одного не ждут. |
5. |
Старый друг лучше новых … |
6. |
…раз отмерь, … раз отрежь. |
7. |
… бед, … ответ. |
8. |
Ум – хорошо, а … лучше. |
9. |
… сапога пара. |
10. |
У … нянек дитя без глаза. |
Ответы: (см. Приложение 1)
1. |
Один |
2. |
Четыре |
3. |
Один |
4. |
Семь |
5. |
Два |
6. |
Семь, один |
7. |
Семь, один |
8. |
Два |
9. |
Два |
10. |
Семь |
Конкурс «Стань умнее компьютера»
Ведущий диктует числа или они показываются через медиапроектор на экране (см. Приложение 2). Надо их запомнить. В уме сложить числа попарно: первое – со вторым, второе – с третьим, третье – с четвёртым, а четвёртое – с пятым. Полученные суммы тоже нужно запомнить и потом записать их одну за другой в графе бланка, которая называется «РЕЗУЛЬТАТ» (см. Приложение 3).
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Числа для диктовки:
- 6, 2, 1, 4, 2;
- 5, 2, 7, 1, 4;
- 3, 5, 4, 2, 5;
- 7, 1, 4, 3, 2;
- 2, 6, 2, 5, 3;
- 4, 4, 5, 1, 7;
- 4, 2, 3, 1, 5;
- 3, 1, 5, 2, 6;
- 2, 3, 6, 1, 4;
- 5, 2, 6, 3, 2.
Ответы:
- 8356;
- 7985;
- 8967;
- 8575;
- 8878;
- 8968;
- 6546;
- 4678;
- 5975;
- 7895.
Конкурс «Комбинаторика»
Сколько различных пятизначных чисел можно составить, используя цифры 1, 2, 3, 4, 5, но с условием – цифры не могут повторяться? (см. Приложение 4)
Решение представить двумя способами: перебором (см. Приложение 5) и дерево различных вариантов (см. Приложение 6)
а каждое правильное составленное число – 1 балл.
3. Физкультминутка – 1 мин
(Открывается скрытая часть доски, на ней записаны слова физкультминутки, ребята по очереди называют по строчке стихотворения, выполняя при этом соответствующие движения)
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперёд смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
Конкурс «Улица 1000 светофоров»
Вы, конечно, знаете, что такое светофор, - это все знают. Попробуйте создать свои светофоры. Закрасьте кружки в клетках этой таблицы в красный, жёлтый и зелёный цвета. Но помните: ни в столбцах, ни в строчках кружочки одного цвета не могут стоять рядом. И ни один столбец, ни одна строчка не должны быть одинаковыми (см. Приложение 7).
Конкурс «Азбука»
Какие буквы помещены (см. Приложение 8)
№ |
Расположение букв |
---|---|
1. |
В круге, но не в треугольнике и не в прямоугольнике |
2. |
В прямоугольнике, но не в круге |
3. |
В круге и в треугольнике, но не в прямоугольнике |
4. |
В круге, в треугольнике и в прямоугольнике |
5. |
В треугольнике, но не в круге |
За каждую правильную букву – 1 балл.
Ответы (см. Приложение 8)
№ |
Ответ |
---|---|
1. |
С, Ж |
2. |
Б, В, Г |
3. |
И, К, О, М, Л |
4. |
З, Е, Д |
5. |
А, В, Р, П, Н |
4. Подведение итогов
«Считай несчастным тот
день
или тот час, в который
ты не усвоил
ничего нового и ничего
не прибавил
к своему образованию»
Ян Амос Коменский
Жюри подводит итоги конкурсов, подсчитывает набранные баллы учащихся и по результатам викторины награждаются победители дипломами и ценными подарками (см. Приложение 9).