Итоговая викторина в 5-м классе "Учиться на пятерки по математике!"

Разделы: Математика


Форма урока: викторина в форме игры между учащимися 5 класса (если одна параллель в школе) или между параллелями учащихся 5-х классов.

Цели урока:

  1. Образовательная: закрепить и обобщить основной и дополнительный материал к учебнику математики 5 класса в форме викторины.
  2. Развивающая: развивать умения самостоятельно воспринимать и осознавать пройденный материал.
  3. Воспитательная: воспитывать интерес к предмету в целом, вкус к успеху и способности к творчеству.

Оборудование:

  1. чистые листы бумаги;
  2. ручки;
  3. медиапроектор;
  4. экран;
  5. таблички с цифрами от 1 до 7.

Ход работы

1. Актуализация знаний. – 1 мин

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня у нас с вами необычный урок, сегодня у нас викторина, по результатам которой получим лучшего ученика 5 класса по математике, самого эрудированного, смекалистого, про которого можно будет сказать: «У него острый глаз, цепкий ум, твёрдая рука и много других полезностей».

Итак, НАЧИНАЕМ!!!

2. Викторина

«Учиться нелегко, но интересно»
Ян Амос Коменский

(викторина проводится на последних уроках учебного года. Для проведения викторины создаются команды, жюри, на столах листы и ручки).

Конкурс «Разминка»

У каждой команды таблички цифр от 1 до 7.

На экране строчки появляются по одной.

Учащиеся отвечают на вопрос, поднимая одну из табличек, за каждый правильный ответ – 1 балл.

п/п

Вопрос

1.

… в поле не воин.

2.

Конь о … ногах и тот спотыкается.

3.

… ласточка весны не делает.

4.

… одного не ждут.

5.

Старый друг лучше новых …

6.

…раз отмерь, … раз отрежь.

7.

… бед, … ответ.

8.

Ум – хорошо, а … лучше.

9.

… сапога пара.

10.

У … нянек дитя без глаза.

Ответы: (см. Приложение 1)

1.

Один

2.

Четыре

3.

Один

4.

Семь

5.

Два

6.

Семь, один

7.

Семь, один

8.

Два

9.

Два

10.

Семь

Конкурс «Стань умнее компьютера»

Ведущий диктует числа или они показываются через медиапроектор на экране (см. Приложение 2). Надо их запомнить. В уме сложить числа попарно: первое – со вторым, второе – с третьим, третье – с четвёртым, а четвёртое – с пятым. Полученные суммы тоже нужно запомнить и потом записать их одну за другой в графе бланка, которая называется «РЕЗУЛЬТАТ» (см. Приложение 3).

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Числа для диктовки:

  1. 6, 2, 1, 4, 2;
  2. 5, 2, 7, 1, 4;
  3. 3, 5, 4, 2, 5;
  4. 7, 1, 4, 3, 2;
  5. 2, 6, 2, 5, 3;
  6. 4, 4, 5, 1, 7;
  7. 4, 2, 3, 1, 5;
  8. 3, 1, 5, 2, 6;
  9. 2, 3, 6, 1, 4;
  10. 5, 2, 6, 3, 2.

Ответы:

  1. 8356;
  2. 7985;
  3. 8967;
  4. 8575;
  5. 8878;
  6. 8968;
  7. 6546;
  8. 4678;
  9. 5975;
  10. 7895.

Конкурс «Комбинаторика»

Сколько различных пятизначных чисел можно составить, используя цифры 1, 2, 3, 4, 5, но с условием – цифры не могут повторяться? (см. Приложение 4)

Решение представить двумя способами: перебором (см. Приложение 5) и дерево различных вариантов (см. Приложение 6)

а каждое правильное составленное число – 1 балл.

3. Физкультминутка – 1 мин

(Открывается скрытая часть доски, на ней записаны слова физкультминутки, ребята по очереди называют по строчке стихотворения, выполняя при этом соответствующие движения)

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперёд смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

Конкурс «Улица 1000 светофоров»

Вы, конечно, знаете, что такое светофор, - это все знают. Попробуйте создать свои светофоры. Закрасьте кружки в клетках этой таблицы в красный, жёлтый и зелёный цвета. Но помните: ни в столбцах, ни в строчках кружочки одного цвета не могут стоять рядом. И ни один столбец, ни одна строчка не должны быть одинаковыми (см. Приложение 7).

Конкурс «Азбука»

Какие буквы помещены (см. Приложение 8)


п/п

Расположение букв

1.

В круге, но не в треугольнике и не в прямоугольнике

2.

В прямоугольнике, но не в круге

3.

В круге и в треугольнике, но не в прямоугольнике

4.

В круге, в треугольнике и в прямоугольнике

5.

В треугольнике, но не в круге

За каждую правильную букву – 1 балл.

Ответы (см. Приложение 8)


п/п

Ответ

1.

С, Ж

2.

Б, В, Г

3.

И, К, О, М, Л

4.

З, Е, Д

5.

А, В, Р, П, Н

4. Подведение итогов

«Считай несчастным тот день
или тот час, в который ты не усвоил
ничего нового и ничего не прибавил
к своему образованию»
Ян Амос Коменский

Жюри подводит итоги конкурсов, подсчитывает набранные баллы учащихся и по результатам викторины награждаются победители дипломами и ценными подарками (см. Приложение 9).