Цели: Выявление причин плохой успеваемости и создание условий для их устранения.
Задачи:
- Активизировать работу родителей на родительском собрании.
- Акцентировать внимание родителей на проблемы в обучении.
- Помочь родителям определить пути устранения низкой успеваемости.
Оборудование: цветная бумага, фломастеры, альбомы, рисунок поезда с вагонами (результаты ранжирования детей – опроса учащихся), рисунок ёлки (результаты анкетирования детей), магниты, 3 мяча, бумажные заготовки для визиток, чистые бланки для телеграмм.
Подготовительная работа: анкетирование детей, ранжирование (см. Приложение 1).
Ход собрания
№ |
Описание |
Примечание |
|||
---|---|---|---|---|---|
I |
Организационный момент |
|
|||
|
Деление на группы с использованием методики «Цветная»: на столе разложены квадраты трёх цветов: сиреневого, жёлтого и оранжевого. Выбирая определённый цвет, родители разбиваются на группы. |
Цветные квадраты |
|||
II |
Знакомство |
|
|||
|
1. Методика «Моя визитка»: родителям предлагается придумать и нарисовать для себя визитку. После этого всем предлагается встать в круг и представить себя 1-2 словами (самопрезентация). |
|
|||
|
2. Методика установления взаимных связей «Мяч»: родители становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч таким образом, чтобы каждый получил его только один раз. Запомнив данную последовательность передачи мяча сначала кидают один, потом -два, а затем сразу три мяча. Если мяч падает, то игру начинают сначала. Чем быстрее мяч возвращается к ведущему, тем лучше установлены связи между родителями (рисунок 1). |
|
|||
|
3. Методика «Мы и наше имя»: каждая группа придумывает себе название и расшифровывает его, затем пишет на листе ватмана. В ходе работы названия групп выглядели следующим образом:
|
Листы вывешиваются на доску |
|||
III |
Анкетирование родителей |
|
|||
|
1. Проведение анкетирования (на листах разного цвета родители пишут ответы на поставленные вопросы) (см. рисунок) Теперь я хотела бы узнать: - за что Вы можете хвалить и ругать своего ребёнка (листы сиреневого цвета); - за что его может хвалить или ругать учитель (листы жёлтого цвета); - за что он сам может себя хвалить и ругать (листы оранжевого цвета). 2. Анализ ответов. Каждой группе даются листы определённого цвета, соответствующие цветовой символике данной группы (п.1). Участники группы анализируют полученные результаты и в творческой форме изображают их на листе ватмана.
|
На партах листы трёх цветов: сиреневого, жёлтого и оранжевого |
|||
|
3. Выступление родителей с результатами анкетирования От каждой группы выступает родитель с результатами анкетирования. В ходе анкетирования выяснилось, что родители больше всего обращают внимание на учёбу и поведение детей и лишь потом обращают внимание на помощь детей по дому, их воспитанность, внимание к родным, помощь товарищам по классу и учителю и т.д. |
Листы вывешиваются на доску |
|||
IV |
Сообщение темы собрания Тема сегодняшнего собрания: «Ученье – свет, а неученье - …?» |
|
|||
V |
Выявление причин низкой успеваемости |
|
|||
|
1. Выступление учителя с анализом анкетирования учащихся. Мне хотелось выяснить причину того, почему дети указывают, что их хвалят и ругают больше всего за учёбу. Что я для этого сделала?: 1) сравнила рейтинг успеваемости за три года: 2 класс, 3 класс и I полугодие 4 класса: результаты не утешительны – успеваемость снизилась более чем на 50%; 2) выяснила уровень учебной мотивации детей: - 65% учащихся имеют высокий уровень учебной мотивации; - 20% - хороший уровень учебной мотивации; - 5% - ниже среднего; - 5% - очень низкую учебную мотивацию; 3) провела ранжирование - что у детей стоит на первом месте: учение, общение или вознаграждение. Результаты таковы: I место – учение I место – вознаграждение II место – общение. В итоге получается, что при высокой мотивации на обучение дети имеют низкие результаты. |
|
|||
|
2. Выявление причин низкой успеваемости Выявляя причины низкой успеваемости и устраняя их, я не получаю достаточно хороших результатов по улучшению успеваемости. Хотелось бы, чтобы вы мне в этом. Обсудите, пожалуйста, в группах и назовите причины, которые, на Ваш взгляд, способствуют снижению успеваемости. |
|
|||
|
Методика «Снежный ком»: каждая группа после обсуждения называет по одной причине, которая записывается на доску, затем эти причины обсуждаются, ранжируются по степени значимости, менее значимые стираются и т.д. Среди выделенных и более значимых причин были названы следующие: 1) неправильно организованный режим дня; 2) дети не вникают в суть выполняемого задания; 3) сталкиваясь с трудностями сразу же «опускают руки»; 4) лень; 5) нет интереса к некоторым предметам; 6) разный уровень длительности понимания и усвоения учебного материала; 7) не умеют сосредотачиваться; 8) не прислушиваются к мнению старших. В ходе обсуждения на доске оставлены наиболее важные причины - № 1, 3, 6. 3. Действия по устранению низкой успеваемости На данном этапе работы переводим причины в задачи, а задачи в действия родителей 1) рационально вместе с ребёнком спланировать режим дня; 2) научить ребёнка преодолевать возникшие трудности, оказывая ему при этом помощь; 3) оказывать помощь детям в ходе подготовки домашнего задания Уважаемые родители! Посмотрите, пожалуйста, внимательно какие вы должны предпринимать действия для устранения проблем низкой успеваемости детей |
На доске ведётся запись |
|||
VI |
Рефлексия |
|
|||
|
Методика «Телеграмма»: родители на чистых бланках пишут телеграммы из 10 слов кому-либо, отражая в них свои впечатления и ощущения от проведённого родительского собрания. Затем родители встают в круг и по очереди зачитывают свои телеграммы. На данном собрании прозвучали такие телеграммы:
|
|
|||
VII |
Подведение итогов |
|
|||
|
Мы с вами сегодня выяснили, за что мы детей хвалим и ругаем, выяснили причины снижения успеваемости и каждый из вас для себя решил, что он будет делать для того, чтобы его ребёнок был успешен в учении, ведь только действуя сообща, мы можем добиться положительных результатов. Все сегодня поработали активно, плодотворно. Большое спасибо. До новых встреч. |
|