Родительское собрание в 4-м классе

Разделы: Работа с родителями


Цели: Выявление причин плохой успеваемости и создание условий для их устранения.

Задачи:

  1. Активизировать работу родителей на родительском собрании.
  2. Акцентировать внимание родителей на проблемы в обучении.
  3. Помочь родителям определить пути устранения низкой успеваемости.

Оборудование: цветная бумага, фломастеры, альбомы, рисунок поезда с вагонами (результаты ранжирования детей – опроса учащихся), рисунок ёлки (результаты анкетирования детей), магниты, 3 мяча, бумажные заготовки для визиток, чистые бланки для телеграмм.

Подготовительная работа: анкетирование детей, ранжирование (см. Приложение 1).

Ход собрания

Описание

Примечание

I

Организационный момент

 

 

Деление на группы с использованием методики «Цветная»: на столе разложены квадраты трёх цветов: сиреневого, жёлтого и оранжевого. Выбирая определённый цвет, родители разбиваются на группы.

Цветные квадраты

II

Знакомство

 

 

1. Методика «Моя визитка»: родителям предлагается придумать и нарисовать для себя визитку. После этого всем предлагается встать в круг и представить себя 1-2 словами (самопрезентация).

 

 

2. Методика установления взаимных связей «Мяч»: родители становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч таким образом, чтобы каждый получил его только один раз. Запомнив данную последовательность передачи мяча сначала кидают один, потом -два, а затем сразу три мяча. Если мяч падает, то игру начинают сначала. Чем быстрее мяч возвращается к ведущему, тем лучше установлены связи между родителями (рисунок 1).

 

 

3. Методика «Мы и наше имя»: каждая группа придумывает себе название и расшифровывает его, затем пишет на листе ватмана. В ходе работы названия групп выглядели следующим образом:

З - знание
Н - наука
А - аккуратность
К - коллектив

Д - дом
О - организованные
М - мыслящие

К - классные
О - остроумные
Л - люди

Листы вывешиваются на доску

III

Анкетирование родителей

 

 

1. Проведение анкетирования (на листах разного цвета родители пишут ответы на поставленные вопросы) (см. рисунок)

Теперь я хотела бы узнать:

- за что Вы можете хвалить и ругать своего ребёнка  (листы сиреневого цвета);

- за что его может хвалить или ругать учитель (листы жёлтого цвета);

- за что он сам может себя хвалить и ругать (листы оранжевого цвета).

2. Анализ ответов.

Каждой группе даются листы определённого цвета, соответствующие цветовой символике данной группы (п.1). Участники группы анализируют полученные результаты и в творческой форме изображают их на листе ватмана.

«Знак»
родители

«Дом»
учитель

«Кол»
ребенок

На партах листы трёх цветов: сиреневого, жёлтого и оранжевого

 

3. Выступление родителей с результатами анкетирования

От каждой группы выступает родитель с результатами анкетирования.

В ходе анкетирования выяснилось, что родители больше всего обращают внимание на учёбу и поведение детей и лишь потом обращают внимание на помощь детей по дому, их воспитанность, внимание к родным, помощь товарищам по классу и учителю и т.д.

Листы вывешиваются на доску

IV

Сообщение темы собрания

Тема сегодняшнего собрания: «Ученье – свет, а неученье - …?»

 

V

Выявление причин низкой успеваемости

 

 

1. Выступление учителя с анализом анкетирования учащихся.

 Мне хотелось выяснить причину того, почему дети указывают, что их хвалят и ругают больше всего за учёбу. Что я для этого сделала?:

1) сравнила рейтинг успеваемости за три года: 2 класс, 3 класс и I полугодие 4 класса: результаты не утешительны – успеваемость снизилась более чем на 50%;

2) выяснила уровень учебной мотивации детей:

- 65% учащихся имеют высокий уровень учебной мотивации;

- 20%  - хороший уровень учебной мотивации;

- 5% - ниже среднего;

- 5% - очень низкую учебную мотивацию;

3) провела ранжирование - что у детей стоит на первом месте: учение, общение или вознаграждение. Результаты таковы:

I место – учение

I место – вознаграждение

II место – общение.

В итоге получается, что при высокой мотивации на обучение дети имеют низкие результаты.

 

 

2. Выявление причин низкой успеваемости

Выявляя причины низкой успеваемости и устраняя их, я не получаю достаточно хороших результатов по улучшению успеваемости. Хотелось бы, чтобы вы мне в этом.

Обсудите, пожалуйста, в группах и назовите причины, которые, на Ваш взгляд, способствуют снижению успеваемости.

 

 

Методика «Снежный ком»: каждая группа после обсуждения называет по одной причине, которая записывается на доску, затем эти причины обсуждаются, ранжируются по степени значимости, менее значимые стираются и т.д.

Среди выделенных и более значимых причин были названы следующие:

1) неправильно организованный режим дня;

2) дети не вникают в суть выполняемого задания;

3) сталкиваясь с трудностями сразу же «опускают руки»;

4) лень;

5) нет интереса к некоторым предметам;

6) разный уровень длительности понимания и усвоения учебного материала;

7) не умеют сосредотачиваться;

8) не прислушиваются к мнению старших.

В ходе обсуждения на доске оставлены наиболее важные причины  - № 1, 3, 6.

3. Действия по устранению низкой успеваемости

На данном этапе работы переводим причины в задачи, а задачи в действия родителей

1) рационально вместе с ребёнком спланировать режим дня;

2) научить ребёнка преодолевать возникшие трудности, оказывая ему при этом помощь;

3) оказывать помощь детям в ходе подготовки домашнего задания

Уважаемые родители! Посмотрите, пожалуйста, внимательно какие вы должны предпринимать действия для устранения проблем низкой успеваемости детей

На доске ведётся запись

VI

Рефлексия

 

 

Методика «Телеграмма»: родители на чистых бланках пишут телеграммы из 10 слов кому-либо, отражая в них свои впечатления и ощущения от проведённого родительского собрания.

Затем родители встают в круг и по очереди зачитывают свои телеграммы.

На данном собрании прозвучали такие телеграммы:

  • «Доченька! Теперь я тебя за всё буду хвалить, но прислушиваться к мнению старших и выполнять режим дня всё-таки надо! Мама.
  • Интересно. Поучительно. Старались решить проблему. Поиграли. Будем стараться и дойдём до цели.
  • Выяснили, что точка зрения на проблемы класса в отношении учёбы и поведения у родителей, детей и учителя одинаковы, пути их решения у многих совпадают.
  • Необходимо работать над трудолюбием ребёнка: научить и привить любовь к труду.

 

VII

Подведение итогов

 

 

Мы с вами сегодня выяснили, за что мы детей хвалим и ругаем, выяснили причины снижения успеваемости и каждый из вас для себя решил, что он будет делать для того, чтобы его ребёнок был успешен в учении, ведь только действуя сообща, мы можем добиться положительных результатов.

Все сегодня поработали активно, плодотворно. Большое спасибо. До новых встреч.