Цель: ознакомление с творчеством А.Л. Барто
Задачи: способствовать развитию у учащихся умения выразительно читать стихи и передавать при чтении эмоциональный настрой стихотворения
Оформление:
- плакаты – «Стихи на всю жизнь», «Книга А.Л. Барто «Игрушки»;
- рисунки и поделки детей по книге А. Барто «Игрушки», портрет А.Л. Барто.
Реквизит: телеграмма, коробка с игрушками, пуфики, палас, магнитофон, дипломы.
Действующие лица: ведущий, почтальон Печкин, гном Путанка, заведующая библиотекой, учащиеся первого класса.
Ход мероприятия
Ведущий:
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня я хочу пригласить Вас в путешествие по стране, которой нет на карте, в страну стихов самой любимой, самой доброй детской поэтессы, чье имя…
Дети:
- Агния Львовна Барто.
Ведущий:
- А как вы догадались?
Дети:
- По портрету и плакату.
Ведущий:
- Молодцы! Действительно, это А.Л.Барто, ведь 17 февраля ей исполнилось бы 102 года.
- Путешествие наше будет необычным. Нам не нужны билеты на поезд, автобус или самолет. Вы спросите: «А как же мы попадем в эту страну?» Сядьте поудобнее, смотрите и слушайте.
(раздается стук в дверь)
Ведущий:
- Кто это там? Входите, пожалуйста!
(входит почтальон Печкин с огромной посылкой, в которой находятся игрушки; посылка красиво оформлена)
Печкин:
- Здравствуйте! Здрасьте, значит!
- Я – почтальон Печкин. Принес Вам посылку. Только я ее Вам не отдам, потому что у вас документов нету.
- А посылочка-то, ничего, - тяжеленькая.
(читает на крышке)
- МОУ «Новостроевская средняя общеобразовательная школа», на праздник по творчеству А.Л.Барто, ребятам 1 класса.
- Это здесь?
Дети(хором):
- Здесь!
Печкин:
- А я Вам все равно ее не отдам, потому что у Вас документов нет. И весь разговор.
Ведущий:
- Уважаемый Печкин! А какой Вам нужен документ?
- Паспорта у меня с собой нет. Может быть Вам предъявить читательский билет? У меня есть, ведь я читаю в детской библиотеке.
Печкин:
- Такая большая, а читает в детской библиотеке?!
Ведущий:
- А может быть Вам портрет Агнии Льовны предъявить?
Печкин:
- Ну давайте! Я хоть и из другой сказки и писатель у меня другой, но Барто я знаю и стихи ее люблю.
(ведущий подводит Печкина к портрету, даёт его рассмотреть)
Печкин:
- Она! Точно она! Тогда вот, возьмите свою посылку. Да вот тут в документе распишитесь.
(подает листок и ручку, ведущий расписывается)
- Вот и ладненько. Ну, мне пора. Прощевайте!
(Печкин уходит)
Ведущий:
- Ушел Печкин. Интересно, что в этой посылке лежит?
- Ребята, интересно?
- Посмотрим?
- Идите все сюда.
(дети распечатывают посылку, достают телеграмму, читают ее)
ТЕЛЕГРАММА
«Ребята! Мы знаем, что в вашем классе проводится праздник по творчеству А.Л.Барто. Мы высылаем Вам посылку с игрушками, а вы должны вспомнить стихи, написанные этой поэтессой к каждой игрушке, и вспомнить название книги, в которой напечатаны все эти стихи».
Ваши друзья: дядя Федор, Кот Матроскин и Шарик.
(каждый ребёнок берёт игрушку и читает стихотворение)
Ведущий:
- Молодцы, ребята! Хорошо знаете стихи.
- А в какой книге они напечатаны?
- Правильно, в книге «Игрушки» А.Л.Барто, она была написана более 70-ти лет назад.
- Посмотрите, у нас на выставке есть эта книга, вышедшая в разные годы. Она издавалась много-много раз. Сколько радости и пользы она принесла детям нашей страны.
- Вы можете провести эксперимент: сегодня, после нашей встречи, спросите дома у своих родителей, помнят ли они какие-нибудь детские стихи?
- Я вам могу сейчас сказать, какие стихи они назовут – те же, о которых мы сейчас с вами вспоминали.
- Сама Агния Львовна говорила детям, что пишет для них «из хитрости – ведь дети обязательно вырастут, а стихи запомнят и еще своим детям потом прочтут, вот стихи и проживут долго»!
(входит гном Путалка и проводит игру «Все равно его не брошу»: гном читает стихи из цикла «Игрушки», в которых перепутаны сторочки, дети их восстанавливают)
Ведущий:
- Барто писала совсем для маленьких, для подростков, писала и для взрослых. Но есть племя – первоклассники. Многомиллионное племя щекастых, глазастых людей, которые сейчас с глубочайшей серьезностью изучают «Букварь». Вот это-то чудесное племя стало для Агнии Львовны особенно близким. Кажется, что она и сама принадлежит к нему, так хорошо она их изучила, как-будто сама не раз сидела с ними за одной партой.
- Хотите узнать как пошел в школу 1 сентября мальчик Петя из стихотворения А.Л.Барто «В школу»?
(ученик читает стихотворение «В школу»)
Ведущий:
- Ваше главное занятие теперь – учеба. А на игры у вас остается время?
- Как вы проводите свое свободное от учебы время?
- Куда же вы дели свои игрушки?
- А вот первокласснице из стихотворения А.Л.Барто не до игрушек.
( ученица инсценирует стихотворение «Первоклассница»;
игрушки: посудка, заяц, медведь, кукла, паровоз, букварь)
Ведущий:
- Многие первоклассники могут узнать себя, своих одноклассников и друзей в стихах А.Барто. Вот такие Сонечки из стихотворения «Сонечка» нам встречаются почти в каждом классе.
(ученица читает стихотворение «Сонечка»)
Ведущий:
- Ребята, а у кого из вас есть друг?
- Настоящий друг?
- А каким должен быть настоящий друг?
- Вот какой друг был у одного героя стихотворения Агнии Львовны.
(ученик читает стихотворение)
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды
(Я в то день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу, не влечет.
Ведущий:
- Такие ребята не годятся в друзья, с ними не хотят дружить. О том, какие они, мы узнаем сразу по их поступкам. Но иногда ребята в школе ведут себя совершенно иначе, чем дома, на улице, в общественном транспорте.
- Какие же они на самом деле?
- Вот послушайте стихотворение «Любочка»
(ученица читает стихотворение «Любочка»)
Ведущий:
- А еще А.Л.Барто познакомила нас с девочкой Люсей.
(ученица читает стихотворение)
Ведущий:
- Ребята! Знаете ли вы, кто такие рыцари?
- Кого в наше время называют рыцарями?
- Вот с какими рыцарями знакомит нас А.Л. Барто.
(стихотворение «Рыцари»)
Ведущий:
- Вы знаете таких рыцарей?
- У нас в классе есть такие?
- Ребята, вы сами хотите хоть на минуту стать поэтами?
- Давайте попробуем.
(игра «Первоклассники» - подбери рифму: детям даются слова, к которым нужно подобрать рифму)
Ведущий:
Все стихи, которые сегодня прозвучали, были написаны автором 20,30, 40, 50, 70 лет назад. Казалось бы, 70 лет – это так много, за это время два поколения успели вырасти, возмужать и даже состариться. Жизнь так успела измениться! Взрослые дети тоже должны измениться, должны появиться другие представления о жизни, о том, что хорошо, а что плохо. Но вы ведь узнавали в только что услышанных стихах себя, своих одноклассников, знакомых, соседей.
(слово предоставляется заведующей библиотекой для вручения дипломов за участие в конкурсах рисунков и поделок по книге А.Л. Барто «Игрушки» )
Ведущий:
- Ребята! Сегодня мы познакомились с творчеством А.Л. Барто и её книгой «Игрушки». Вот видите, не стареют стихи А.Л. Барто. Не зря говорят, что ее стихи – это стихи на всю жизнь.