Урок физики в 8-м классе по теме "Солнечные затмения"

Разделы: Физика


Педмастерская состоит из определенных этапов, каждый из которых, несмотря на автономность, способствует постепенному накоплению материала. (Приложение 1)

В ней заложен четкий алгоритм, предполагающий логическую подачу и анализ материала по этапам. Каждый этап помогает учителю реализовать поставленные образовательные, познавательные, воспитательные цели и задачи. (Приложение 2)

Цель урока: Через индукцию, самоконструкцию, социоконструкцию, социализацию и афиширование, используя творческий потенциал детей и базу ранее полученных знаний, вывести учащихся на самостоятельное творческое проектирование темы по изучению причин возникновения солнечных затмений (на предыдущем занятии учащиеся изучали источники света и закон прямолинейного распространения света).

Задачи урока:

  • Образовательные: сформировать знания о причинах солнечных затмений.
  • Воспитательные: содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
  • Развивающие: сформировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения, продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы.

Оборудование:

  • для учащихся:
    1. учебник «Физика-8»;
    2. дидактические карточки-задания;
    3. карточки с дополнительной информацией для работы в парах и создания группового проекта;
    4. ножницы;
    5. цветная бумага;
    6. клей;
    7. воздушные шары;
    8. листы для индивидуальной работы и для общего проекта;
  • для выполнения экспериментального задания:
    1. эл. лампы (или свечи), (по 2 шт. на группу);
    2. шарик на подставке;
    3. экран;
  • для учителя:
    1. компьютер;
    2. мультимедийный проектор, экран;
    3. кинофильм «Солнечные затмения»;
    4. оборудование для демонстрации модели солнечного затмения;
    5. репродукция фотоснимка солнечного затмения;
    6. авторские стихи;
    7. оборудование для демонстрации опытов по образованию «тени» и «полутени»

Учащиеся работают в группах, где есть теоретики (2 человека), экспериментаторы (2 человека), летописец (1 человек), руководитель (1 человек). Руководитель организует работу группы на всех этапах мастерской: по теоретическим и практическим заданиям. Экспериментальное задание выполняют экспериментаторы. Летописец записывает ход выполнения эксперимента, теоретики дают научное обоснование проведению эксперимента и др. формам работы.

Музыкальное оформление: инструментальная музыка.

Ход мастерской

1. Индукция (наведение)

– первый этап, предполагающий создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. На данном уроке в качестве индуктора применяется тема урока, показывается свечение солнечной короны (Приложение 3, слайд 2), проецируется на экран репродукция фотоснимка во время солнечного затмения. Одновременно читаются авторские стихи:

Что за чёрный диск на небе
С нимбом огненным вокруг?
Отчего так стало жутко
И забилось сердце вдруг?
И замолкли разом птицы,
Зверь залёг в глухом лесу.
И цветы свернули листья,
Потеряв свою красу.
Страшно стало в одночасье
Будто это час потерь
,Видно, это не случайно
Стало вдруг темно теперь.

После того, как прозвучали стихи и были показаны индукторы, задаются вопросы:

– Какие ассоциации, вопросы, мысли вызвала у вас тема урока?

Какие чувства вызвали эти кадры? Какие возникли вопросы? Запишите их. (Ученики работают 2-3 мин.) (Учащиеся записывают свои впечатления, мысли, ассоциации на индивидуальных листках)

Затем ребятам предлагается обсудить в парах, в группе, обменяться мнениями, записать на общий лист. (Ребята делятся своими наработками с группой, приходят к общему определению и записывают на проектный лист), (работают 5-6 мин.)

2. Малое афиширование

– второй этап. Каждая группа вслух зачитывает то, что у них наработано, тезисно выходит на идею урока.

Учитель: Прочитайте друг другу то, что вы написали, обсудите в группе, обменяйтесь мнениями. Прочитайте свои вопросы и мысли в слух. (Руководитель читает вслух мнение своей группы)

3. Самоконструкция

– третий этап урока. Индивидуальное создание гипотезы, решения, вопроса, рисунка, развернутого ответа на вопрос. На этом этапе ученикам предлагается работа по карточкам, которой предшествует определенно­го рода информация, данная в форме сообщений учеников. Ученик, работая с информацией, делает выбор, записывает на свой индивидуальный лист (в тетрадь). Мастер (учитель) предлагает обсудить в группе (здесь информация выдается последовательно, возможна не одна, а несколько карточек). В помощь раздаётся дидактический материал, по которому создаётся проект. «Экспериментаторы» получают дополнительное экспериментальное задание.

Учитель: Вы услышали много разных мнений, интересные вопросы. И для того, чтобы найти на эти вопросы ответы, поработайте сейчас в группах и попытайтесь вместе найти ответы на ваши вопросы. (Работа по карточкам на знание теоретического материала) (Учащиеся работают 15 минут).

Карточки - вопросы.

  1. Выберите из предложенных вариантов ответов какие движения Земли и Луны вы знаете?
    • Земля движется вокруг своей оси и вокруг Солнца .
    • Луна вращается только вокруг своей оси.
    • Луна вращается вокруг Земли и своей оси.
    • Луна и Земля вращаются только вокруг Солнца.
  2. Если Луна при своем движении окажется между Землёй и Солнцем, то она будет отбрасывать на Землю тень. Продолжите ход солнечных лучей и зарисуйте образование области тени и полутени.
  3. Рассмотрите полученный вами рисунок и объясните почему, кроме тени, образуется и полутень.
  4. Найдите отличие полного солнечного затмения и частного (используйте полученную вами схему).
  5. Что может увидеть человек на земле, находясь в области полного солнечного затмения?
  6. На основании предыдущих ответов закончите мысль: «Солнечное затмение наступает тогда когда...»
  7. Какая закономерность распространения света объясняет солнечные затмения?
Задание для экспериментаторов

Используя приборы, лежащие на вашем столе, получите модель солнечного затмения. Сравнить полученное изображение со схемой, зарисованной вами.

При затруднениях обратитесь к инструкции.

Инструкция для выполнения экспериментального задания
  1. Расположите лампы на расстоянии 5-7 сантиметров друг от друга. Перед ними поместите шарик. За шариком поставьте экран.
  2. Зажгите лампу (или свечу). На экране видна чёткая тень от шарика.
  3. Если теперь зажечь вторую лампу, на экране видны тень и полутень.
Вы получили модель солнечного затмения.

Карточки с дополнительной информацией
В области тени на Земле будет наблюдаться полное солнечное затмение. Вокруг тени на Земле будет находиться область полутени. В этом месте на Земле будет наблюдаться частное солнечное затмение.
Во время полного солнечного затмения быстро темнеет. Понижается температура воздуха, появляется даже роса, а на небе виден черный диск Солнца с сияющей вокруг него жемчужно - серой короной.
В прошлом необычный вид Луны и Солнца во время затмений приводил людей в ужас. Жрецы, зная о повторяемости этих явлений, использовали их для подчинения и устрашения людей, приписывая затмения сверхъестественным силам.
Дневной свет ослабевает настолько, что иногда можно видеть на небе яркие звёзды и планеты. Многие растения свертывают листья.

4. Социоконструкция

Все свои наработки учащиеся обсуждают в группах, выносят на общий лист. На данном этапе идет осмысление темы на уровне творчества. (10 минут)

Учитель: Работу все закончили, вам необходимо создать общий проект группы, к которому вы можете придумать девиз, стихи, выбрать форму защиты проекта вашей группы.

5. Социализация и афиширование

Учащиеся выполняют групповую творческую работу (мини-сочинение, развернутый ответ на вопрос, критическая статья, таблицы, схемы и т. д.) на основе наработанного материала. Здесь решается одна из главных задач педмастерской - развитие творческого воображения ученика, а также форми­руется культура речи, так как свои групповые проекты ученики выносят на всеобщее обсуждение.

Каждая группа представляет свой проект на этапе БОЛЬШОЕ АФИШИРОВАНИЕ. Вывешивание «произведений» – работ учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними – все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух.

Обсуждаются проекты каждой группы, сравниваются темы, раскрытие идеи, способы подачи материала и т.д.

6. Проект мастера

Мастер тоже делится своими наработками, показывает ученикам своё ви'дение темы и идеи урока - представляет творческую работу как образец, в которой предусматривается мягкая коррекция ошибочных суждений и выводов, которые могли бы возникнуть в ходе работы у учащихся.

Учитель представляет свою работу: «Я хочу представить вам свой проект, свое видение данной темы. Сравните свой проект с моим. Найдите совпадения, отличия от своего проекта. Где можно найти информацию о данных отличиях?». (Учащиеся могут сами объяснить слайды на экране). Используя слайды, учитель объясняет свой проект, рассказывая о Солнечном затмении, и новым знанием для учеников является информация о лунном затмении (демонстрируется слайд лунного затмения).

Учитель: Когда Луна при своём движении вокруг земли полностью или частично заслоняет Солнце, происходит солнечное затмение. Во время полного солнечного затмения Луна закрывает весь диск Солнца (это возможно благодаря тому, что видимые диаметры Луны и Земли одинаковы). Полное солнечное затмение можно наблюдать из тех точек земной поверхности, где проходит полоса полной фазы. По обе стороны полосы полной фазы происходит частное затмение (Приложение 3, слайд 3) Солнца, во время которого Луна заслоняет не весь солнечный диск, а лишь часть его.

Наблюдается частное солнечное затмение из тех мест земной поверхности, которое охватывает расходящийся конус лунной полутени.

Полное солнечное затмение, которое можно было наблюдать с территории России, произошло 9 марта 1997 года (Восточная Сибирь). Чаще в году бывает 2 солнечных и 2 лунных затмения. В1982 году было 7 затмений - 4 частичных солнечных и 3 полных лунных.

Не в каждое новолуние может быть солнечное затмение, так как плоскость, в которой Луна движется вокруг Земли наклонена к плоскости эклиптики (движения Солнца) под углом примерно равному пяти градусам (слайд 3). В Москве очередное полное солнечное затмение будет наблюдаться 16 октября 2126 года. Полное солнечное затмение обычно длится 2-3 минуты. В 1999 году 11 августа - полное солнечное затмение прошло через Крым и Закавказье.

Солнечные затмения доказывают прямолинейное распространение света.

Если же Луна при своём обращении вокруг Земли попадает в тень, отбрасываемую землёй, то наблюдается лунное затмение (Приложение 3, слайд 4). Во время полного лунного затмения Луны лунный диск остаётся видимым, но он приобретает обычный темно - красный оттенок. Это явление объясняется преломлением лучей в земной атмосфере. Преломляясь в земной атмосфере, солнечное излучение, попадает в конус земной тени и освещает Луну.

7. Этап мягкой коррекции

Сравниваются проекты учеников и учителя, отмечается сходство и отличие (мягко корректируются ошибочные суждения и выводы). (Ученики рассказывают, что нового они узнали из работы мастера, в чем сходны и чем принципиально (или в деталях) отличаются работы мастера и учеников).

Одновременно на данном этапе закладывается выход на работу с дополнительными источниками информации в «Разрыве».

8. Разрыв

Демонстрация фильма «Солнечные затмения». На данном происходит внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, это внутренний эмоциональный конфликт, продвигающий к углублению проблемы, к поиску ответов, к сверке нового знания с научными источниками.

С целью проверки знаний дается домашнее задание: доработать материал, если остались нерешенные вопросы.

9. Рефлексия

отражение чувств, ощущений, ассоциаций, возникших у участников мастерской в ходе работы дается эмоциональная, оценка содержанию занятия.

Учитель: – Во время солнечного затмения дневной свет ослабевает настолько, что можно видеть на небе яркие звёзды. Голубые звёзды – горячие звёзды, красные – холодные, жёлтые – менее горячие, чем голубые. Голубой цвет – цвет радости, успеха, удовлетворения, красный – цвет усталости, неудовлетворённости, жёлтый – нейтральный, цвет спокойствия. И если вам сегодня было на уроке интересно работать, и вы получили удовлетворение, то выберите себе голубую звезду. Если вам было спокойно и привычно – жёлтую звезду, а если урок вызвал у вас отрицательные эмоции – красные звезды. Создайте атмосферу вашей группы на воздушных шарах. Вы можете придумать название «созвездию вашего настроения». (Учащиеся вырезают звёзды и наклеивают на шары).

Спасибо, наша мастерская закрыта!

Методика проведения педагогических мастерских – Приложение 1, технологическая карта педмастерской – Приложение 2, презентациия – Приложение 3.