Задачи:
- Формировать навыки правописания жи-ши.
- Продолжать работу по развитию связной речи и самостоятельности учащихся, мышления, активности.
- Продолжать работу по развитию интереса к предмету.
- Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, стремление к добрым поступкам.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Речевая гимнастика.
- Урок начнем с речевой гимнастики, которая поможет отработать произношение звуков “ж” и “ш”.
“Змея шипит, а жук жужжит.”
– Как шипит змея?
– Как жужжит жук?
– Что мы знаем о звуках “ж”, “ш”?
– Какой буквой обозначаются на письме звуки “ж”, “ш”?
– Написание этих букв и их соединения мы с вами повторим.
- Чистописание.
а) Жж Шш жа жу ша шу жи ши.
– Назовите слоги, написание которых надо запомнить.
– Какое правило мы знаем о написании сочетаний жи-ши?
б) Спешите делать добро.
– Как вы понимаете смысл этого предложения?
– Спишите. Выделите орфограммы. Подчеркните мягкие согласные.
– Назовите мягкие согласные. Чем обозначена их мягкость на письме?
– Какими буквами обозначаются мягкие согласные?
– Почему вы не назвали звук “ш”, ведь гласная “и” обозначает мягкие согласные на письме? (“ш” – всегда твердый.)
– Да, ребята, звук “ш”, как и звук “ж” – всегда твердый!
Но в сочетаниях ЖИ-ШИ принято писать букву “и”.
III. Вводная беседа. Сегодня на уроке мы и будем упражняться в написании слов с сочетаниями ЖИ-ШИ. Но урок у нас необычный. Мы отправляемся в путешествие. По пути нам могут встретиться различные препятствия. Чтобы их преодолеть, надо быть смелыми, дружными, сообразительными. А поможет нам совершить путешествие герой сказки, а какой, угадайте сами:
“На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Ну, конечно, ………..”.
– Погулял Колобок по лесу и теперь возвращается домой, да дорогу домой забыл. Поможем ему отыскать? Тогда в путь.
IV. Словарная работа.
– А кто идет нам навстречу? (Медведь.)
– Медведь говорит, что он покажет нам дорогу, если мы отгадаем его загадки. Отгадаем?
– Записали “Словарь”:
- Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живет, в деревне кур крадет. (Лисица.)
- Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.)
- Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал, а, проснувшись, стал реветь. Этот зверь лесной…. (Медведь.)
- Вяжет мама длинный шарф, потому что сын – …. (Жираф.)
– Как одним словом можно назвать эту группу слов? (Животные.)
– Какое правило нужно вспомнить, чтобы записать это слово?
– Запишите (с комментированием).
– Как вы думаете, с кем из этих животных мы не можем встретиться в лесу?
– Почему?
– Молодцы! Медведь говорит, что вы умеете отгадывать загадки и показывает дорогу к Колобку.
– А мы выходим на полянку.
Физкультминутка № 1.
– А кто это стоит под деревом?
– Волк пропустит нас, если мы с ним поиграем. Поиграем?
V. Игра: “Узнай слово”.
Нет конца у строчки,
Где стоят три точки,
Кто придумает конец,
Тот и будет молодец.
Камы…
Стри…
Ланды…
Чи…
– Запишите эти слова самостоятельно, вставьте слоги ЖИ и ШИ.
– Что мы должны помнить при выполнении этого задания?
Проверка:
– Как написали слова с сочетаниями ЖИ и ШИ? Назовите слова на это правило.
– Волчонок хвалит нас за успехи, благодарен нам за то, что мы с ним поиграли и пропускает нас.
– Скорее в путь. Колобок спешит домой.
– Тихо. Послушайте, кажется, кто-то плачет.
– Да это зайчик. Что случилось? Оказывается, он учится в лесной школе, но не может выполнить домашнее задание. Забыл правило, как пишутся слова с ЖИ и ШИ.
– А вы помните? Кто хочет помочь зайчику?
– Тогда откройте учебник на стр. 49 упр. 117.
VI. Самостоятельная работа.
– Давайте прочитаем задание.
“Списать, вместо картинок вставить слова”.
– Прочитайте первое предложение. Каким словом можно закончить предложение?
– Напишите еще два предложения самостоятельно.
Проверка:
– Как можно закончить второе предложение? Третье предложение? На какое правило эти слова? Подчеркните слоги ЖИ-ШИ.
– А как вы считаете, правильно мы поступили, выполнив за зайчика задание?
– Давайте объясним зайчику, как пишутся слова с ЖИ-ШИ. (Хором.)
– Зайчик говорит большое спасибо. Он все понял. А вы – настоящие друзья.
– А вы рады, что помогли зайчику?
– Тогда можно и отдохнуть.
Физкультминутка № 2.
“Мы можем весело скакать,
Руками весело махать,
Смотреть по сторонам кругом,
С друзьями пробежать бегом
И отдохнуть потом”.
– А теперь в путь. Вон за речкой я уже и домик Колобка вижу. Только надо мостик перейти.
VII. Выборочный диктант.
– А кто же все бревнышки раскатил? Я догадываюсь, что здесь была лиса. Ведь теперь Колобок не сможет попасть домой. А можно ли друзей оставлять в беде?
– Тогда, скорее за работу. Приготовим новые бревнышки.
– Сейчас я буду диктовать предложения, а вы должны в тетрадь выписать слова, в которых есть сочетания ЖИ-ШИ. Чем больше слов, тем больше бревнышек.
“Хороши зимой деньки.
Кругом пушистый снег.
Замерзли лужи.
Малыши рады зиме”.
Проверка диктанта:
– Прочитайте выписанные слова. Объясните, как вы написали слоги ЖИ-ШИ.
– Какой замечательный мостик получился из наших бревнышек.
– Вот Колобок и дома. Он прощается с нами и говорит, что вы – настоящие друзья. Находчивые, сообразительнее, дружные. Большое вам спасибо.
VIII. Итог урока.
– Вот и закончилось наше путешествие.
– Давайте прочитаем предложение, с которого мы начали урок. “Спешите делать добро”.
– А какие добрые дела мы с вами сегодня сделали?
– Чему учились на уроке?
– Как пишутся эти слоги?
Контрольный листок:
Знаем твердо: ЖИ и ШИ
С буквой И всегда пиши:
Мыш…, еж…, уж…,
Лыж…, луж…, камыш… .
– Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали, а мы увидели, какие вы замечательные путешественники: смелые, находчивые, а главное – дружные.