Тип: Обобщение изученного материала по всем предметам.
Форма: Микрогрупповое соревнование.
Цели:
- Обобщение знаний детей по предметам/
- Развитие интеллектуальных способностей учащихся.
- Воспитание уважительного, внимательного отношения друг к другу.
- Формирование навыков самоорганизации и общения;
- Формирование коллектива. (Сплотить через совместную деятельность коллектив детей.)
Микрогрупповое соревнование проводится в конце учебного года в 3-м классе по программе “Начальная школа XXI века” Н. Ф. Виноградовой.
Форма работы: микрогрупповое соревнование.
Общие основы организации интеллектуальной игры “Цветик-семицветик”.
- Игра представляет собой соревнование “знатоков” по 5-и областям знаний (математика, русский язык, литература, естествознание, искусство), объединенных в несколько команд. Лучше, если их будет не более четырех, по 6–7 человек в каждой.
- Результаты игры оценивает группа экспертов. В нее могут войти: школьный психолог, администрация школы, родители. 3–5 человек.
- Результаты будут оцениваться по следующей системе. После того как ведущий зачитает задание на лепестке цветка (лепестки разного цвета разложены на столе) все команды выполняют задания письменно и по одному от каждой команды (одновременно) выходят к доске объясняют как они сделали. (На каждое задание участники меняются.) Жюри выбирает полный и обоснованный ответ и лепесток с заданием прикрепляет к серединке цветка команды давшей этот ответ (таким образом, в течение игры команда собирает цветик – семицветик). Побеждает та команда, которая первая набирает 7 лепестков. Учитывается время: (1–5 минут для каждого задания оно разное).
Оборудование:
- Для проведения игры необходим кубик с 6 гранями: 5 цветов для областей знаний, и одна грань для музыкальной паузы (красная грань – соответствует области математика, синяя грань – литература, оранжевая грань – русский язык, белая грань – естествознание, зеленая грань – искусство, белая грань и на ней музыкальный ключ – музыкальная пауза).
- Необходимо приготовить по 7–8 лепестков такого же цвета что и грани кубика и разложить их на столе – все сини, все красные, все желтые и так далее. (Кроме белой грани с музыкальным ключом), на лепестках записать задания каждой образовательной области и разложить их цветной стороной вверх (чтобы не было видно задания).
- Для грани белого цвета с музыкальным ключом (музыкальная пауза) рисуем плакат нотную линейку и на ней музыкальный ключ и ноты, на которых с обратной стороны стоят цифры 1, 2, 3, ….нот с цифрами столько сколько запланировано номеров художественной самодеятельности. Очень хорошо, когда дети готовят их совместно с родителями и выступают всей семьей или мама с сыном, папа с дочкой …. Эти участники в команду не входят, они заполняют зрительный зал (родители и дети, не попавшие в команду, если класс большой) и являются участниками музыкальных пауз, которые образуются при выпадении кубика.
Правила игры.
– По жеребью определяется право первого хода. Можно задать вопрос. Первая ответившая команда начинает игру.
– Правильно ответившая на вопрос команда получает право на дальнейший ход в игре.
– Во время игры все участники по очереди кидают кубик, если команда получила право хода. Все участники по очереди выходят отвечать на вопрос.
Ведет игру учитель.
План проведения интеллектуальной игры.
- Игра начинается с выбора командами названия и девиза, приветствия друг друга.
- Затем по жребию определяется право первого хода.
- Первый игрок выходит к столу ведущего (в этой роли выступает учитель). На столе разложены лепестки с заданиями цветной стороной вверх. Игрок бросает кубик, после чего выбирает одну из карточек того же цвета, что и выпавшая грань кубика. Лепесток, не переворачивая, игрок передает ведущему, который читает задание для всех команд. (Команды размышляют сообща и дают письменный ответ жюри). Если на кубике выпадает музыкальная пауза, это означает исполнение номера художественной самодеятельности болельщиками (кто кидал кубик, снимает нотку на плакате школьной доски, переворачивает ее и называет номер) (у болельщиков жетончики с номером ноты кого назвали, исполняют номер художественной самодеятельности). Карточек каждого цвета должно быть не менее семи. Некоторые задания требуют зрительного восприятия, поэтому до начала игры часть заданий записывается на плакатах (или в виде слайда презентации) и вывешивается или воспроизводится проектором на экране, когда задается вопрос. Игра продолжается 40– 45 минут. Привожу примерные задания по каждой из областей (по восемь заданий в каждой).
Русский язык.
- Образуй как можно больше новых слов способом сложения двух основ. (3 минуты.)
Земл(я) вод(а) нефть газ камн(и) звезд(ы) лист(ья) |
мерить проводить возить читать падать думать слушать |
(Звездопад, землемер, нефтепровод, водопровод……)
- Сочини стихотворение, используя следующие рифмы. (3 минуты.).
Солнце ………..оконце
Привет…………кабинет
- Даны слова, в каждом из которых спряталось еще одно слово. Найдите эти слова. (3 минуты.)
Хлев (лев) Уточка (точка) Столб (стол) Щель (ель) Полк (пол) |
укол (кол) зубр (зуб) коса (оса) мрак (рак) удочка (дочка) |
- Какое слово лишнее? Почему? Все ли слова однокоренные? (1 минута.)
Львица – львиный – левша – лев.
Водолаз – водитель – вода – водный.
Делить – деловой – деловитость - дело.
- Запиши 7 существительных 3 склонения. (1 минута.)
(Ночь, дочь, печь, мышь, молодежь, рожь, помощь)
- Слова пятачок, ножка, шишка, горлышко имеют несколько значений. Запишите эти значения. (2 минуты.)
- Путешествие в прошлое: даются листочки каждой команде, за 3 минуты запишите словарные слова, о которых идет речь.
- Это слово пришло в русский язык из немецкого языка, а в немецкий попало из итальянского, а в итальянский – из латинского. Вот такое слово – путешественник! В переводе с латинского языка оно означает “земляная шишка”. (Картофель.)
- Слово голландское. В голландский язык оно пришло из французского языка. В переводе с французского языка значит “сковорода с ручкой”. (Кастрюля.)
- Слово общеславянское, образовано от слова “западать, закатываться за горизонт”. Действительно, это слово обозначает часть света, где заходит солнце. (Запад.)
- Это слово заимствовано из французского языка, куда оно попало из итальянского языка. Так вот в переводе с итальянского языка оно обозначает “золотое яблоко”. (Помидор.)
- Составьте рассказ со словами: два товарища, роща, ужи, закричал. (5 минут.)
Математика.
- Какие из чисел 75, 8, 80, 79, 81 являются решениями как неравенства b > 81, так и неравенства c > 75? (1 минута.) (80, 79.)
- Как ты понимаешь народную пословицу:
Фунт пуду уступает? 1 пуд = 16 кг 1 фунт = 400 г.
Реши старинные задачи. (3 минуты.)
- В доме сгорало каждый вечер по 2 фунта керосина. Сколько керосина сгорело за неделю? (5600 г или 14 фунтов.)
- Пастух сплел сначала 8 лаптей, потом еще 4 лаптя. На пару лаптей идет 3 фунта лыка. Сколько лыка пошло на все лапти? (18 фунтов.)
- Реши задачу в стихах: (1 минута.)
Мы только с парохода,
Мы только из похода –
Одиннадцать недель
Гостили на воде.
А сколько это дней?
Считай-ка поверней!
(77 дней)
- Придумайте как можно больше задач, имеющих решение: 2 * 13 + 35. (3 минуты.)
- Составьте как можно больше вопросов к данному
условию: (3 минуты.)
Коля вырастил тыкву весом 30 кг и арбуз 10 кг. - Отгадай задачу – загадку: (2 минуты.)
Зина и Вера имеют фамилию Орлова и Скворцова.
Какую фамилию имеет каждая девочка, если известно,
что Зина на два года моложе Орловой?
(Зина Скворцова, Вера Орлова). - Играем в игру “Концовки”. Ведущий начинает математическое предложение, игроки заканчивают на листочках побеждает, тот, кто не ошибется. (2–3 минуты.).
- Математическая наука о числах и действиях над ними. Название этой науки произошло от греческого слова арифмос, что означает число. (Арифметика.)
- Предложение, о котором можно точно сказать, верно, оно или неверно, называют…. (высказывание).
- Если все вершины многоугольника лежат на окружности, то такой многоугольник называют ………………в окружность. (Вписанным.)
- Равенство с переменной называют ……… (уравнение).
- Быстроту движения характеризует величина, называемая…… (скорость).
- Самая большая единица времени………(век).
- Реши задачи – шутки: (3 минуты.)
- Из города А в город В самолет летит 80 минут, а
обратно, из В в А – 1 час 20 минут.
(80 минут = 1 час 20 минут). - Летела стая гусей: один гусь впереди и два позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя, и три в ряд. Сколько было всех гусей? (Три гуся.)
- Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько пробежала каждая лошадь? (40 километров.)
Литература
- Вспомните сказку Н. Носова “ Приключения Незнайки”. Кто больше запишет имен жителей Цветочного города. (3 минуты.)
(Цветик, Пилюлькин, Знайка, Винтик, Шпунтик….)
- Напишите как можно больше названий стихотворений о весне.(3 минуты).
- Послушайте строки из стихотворения и запишите: кто это говорит; как называется стихотворение; кто его автор. (2 минуты.)
В это утро Очень рано Соскочил щенок с дивана, Стал по комнате ходить, Прыгать, лаять, Всех будить. |
Он увидел одеяло – Покрываться нечем стало. Он в кладовку заглянул – С медом жбан перевернул. |
(С. Михалков. “Мой щенок”. Повествование идет от имени девочки – школьницы.)
- Обьясните смысл пословицы: (1 –2 минуты.)
Командир без наук как без рук.
(Не возможно без знаний руководить войском).
- Постарайтесь вспомнить и записать как можно больше названий сказок Г.Х. Андерсена. (4–5 минут.)
(“Гадкий утенок”, “Золушка”, “Принцесса на горошине”...)
- Объясните, как понимаете выражение: (4–5 минут.)
Язык до Киева доведет; яблоку негде упасть; висеть на телефоне; только пятки сверкают.
(Толковый словарь).
- Запишите, какие вы знаете жанры произведений. (1–2 минуты.)
(Рассказ, басня, стихотворение, сказка, загадка, пословица.)
- Назови зарубежных писателей и произведения, которые они написали.
(Побеждает тот, кто последним назовет произведение и автора). (1 -2 минуты).
Естествознание.
- Каких зверей называют так:
Косой, сохатый, косолапый, серый, рыжая. И почему? (5 минут.)
(Косой – заяц, за раскосые глаза; сохатый – лось, за сброшенные рога; косолапый – медведь, за походку в развалку и кривые лапы; серый – волк, за цвет шерсти; рыжая – лиса, за цвет шерсти).
- Запишите писателей, которые писали о природе. (3 минуты.)
(Пришвин, Сладков, Бианки, Паустовский, Шим, Чаплина, Даррелл).
- Подумайте и напишите, как объясняются названия бабочек: (1–2 минуты.)
Капустница (ее гусеница ест листья капусты).
Крапивница (гусеница ест листья крапивы).
Лимонница (за красоту).
- (карточка для каждой команды). Составьте из двух частей народные приметы для разных времен года: (2 минуты.)
Синица пищит – Дым столбом – Длинные сосульки – Ласточки низко летают – Шумит хвойный лес – Муравьи прячутся в муравейник – |
ожидай оттепели к долгой весне к грозе зиму вещает к морозу дождь предвещают |
- Ответьте на вопросы: (3 минуты.).
- Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил.)
- Где у кузнечика ухо? (На ноге.)
- Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние? (Одинаковой длины.)
- Какая самая высокая трава на земле? (Бамбук.)
- Запиши 7 признаков весны. (3 минуты.)
(Повышение температуры воздуха, дни длиннее, ночи короче, снег тает, птицы прилетели….)
- Запишите 7 правил поведения в лесу. (3 минуты.)
(Не ломать ветки, не рвать цветы, не шуметь, не трогать гнезда птиц…)
- Прослушайте рассказ, найдите в нем три ошибки: (3 минуты.)
Наступила осень, животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это ласточки, грачи, сороки, журавли.
Лесные жители: заяц, еж, белка, лиса – меняют меховые шубки на теплые и густые.
А на полях и в садах заканчиваются осенние работы. Убраны овощи и хлебные растения, заканчивается сенокос. В садах высаживают молодые деревья, сгребают опавшую листву.
Искусство.
- Спойте как можно больше детских песен. (Побеждает команда, которая пропоет песню последней.) (5 минут.)
- Команды получают воздушный шарик, клей, кисть, ножницы, фломастеры.
- За пять минут необходимо склеить лицо человека. (Побеждает тот, у кого аккуратней и на лице больше наклеено частей (глаза, брови, губы, нос.)) (5 минут).
- Все участники команды исполняют под музыку вальса “Танец бабочек”. (Побеждает та команда у кого все танцуют синхронно.) (3 минуты.)
- Дан листок (каждой команде) на котором разного размера даны круги. Нарисуйте за 3 минуты как можно больше предметов, имеющих в своих контурах эту фигуру.
- Вспомните и спойте как можно больше частушек. (Побеждает тот, кто споет последним.) (3 минуты.)
- Инсценируйте сказку “ Теремок ”. (Побеждает самая дружная и артистичная команда.) (3 минуты.)
- Исполните колыбельную. (Побеждает команда, у которой поют все участники.) (3 минуты.)
- Станцуйте танец маленьких утят. (Включается музыка. Побеждает та команда, у которой вместе с ними будет больше танцевать болельщиков.) (3 минуты.)
Итог.
По окончанию игры жюри подводит итог игры и награждает победителей дипломами 1, 2, 3 степени – знатоков интеллектуального конкурса, а всех остальных грамотами участника интеллектуального конкурса. Вручаются памятные призы.