1. ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ФЕНОМЕН ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Концепция информационной среды впервые была предложена Ю.А.Шрейдером, который справедливо рассматривает информационную среду не только как проводника информации, но и как активное начало, воздействующее на ее участников.
Под образовательной средой чаще всего понимается функционирование конкретного учреждения образования, это мнение Козырева В.Ю., Шалаева И.К., Веряева А.А.
Информационно-образовательная среда, по мнению Ильченко О.А., - это системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, непрерывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса.
В.И. Солдаткин считает, что информационно-образовательная среда – это единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактических материалов.
По мнению автора статьи информационно-образовательная среда – это взаимосвязанная совокупность, которая:
- Включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы;
- Обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен;
- Предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.
Реализация программы «Комплексной информатизации системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы» предусматривает:
- Разработку и внедрение национальных информационных образовательных ресурсов, электронных средств обучения и отраслевых автоматизированных систем управления образованием;
- Интеграцию учреждений образования и государственных органов управления образованием в единую отраслевую информационную среду;
- Обеспечение учреждений образования и государственных органов управления образованием вычислительной и организационной техникой, программными средствами;
- Развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов системы образования в области информационно-коммуникационных технологий;
- Нормативное правовое обеспечение информатизации образования;
- Научное и учебно-методическое обеспечение информатизации образования [1].
Исходя из этого, можно выделить те направления в создании информационно-образовательного пространства школы, которые актуальны на сегодняшний день:
- Использование информационных технологий в управленческой деятельности;
- Использование информационных технологий в учебном процессе;
- Использование информационных технологий в воспитательном процессе;
- Использование информационных технологий в работе школьной библиотеки;
- Использование информационных технологий в работе социально-психологической службы;
- Дистанционное образование учащихся;
- Официальный сайт учреждения образования;
- Использования информационных технологий в дошкольном образовании;
- Использования информационных технологий во внеклассной работе (работа компьютерного клуба, мультимедиастудии и т.д.)
- Использования информационных технологий в работе с одаренными детьми;
- Интернет-проекты.
2. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (ЕИОС) НА ПРИМЕРЕ УО «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МАТЕМАТИКИ ИМ. Я. КУПАЛЫ»
Опыт создания ЕИОС в СШ №19 позволяет выявить некоторые значимые факторы ее развития, а также особенности его протекания.
Первый этап информатизации в СШ №19 (1999-2003) наступил только тогда, когда в школу был поставлен компьютерный класс (модель Celeron – 333, ОС WINDOWS-98), состоящий из 13 компьютеров.
Второй этап информатизации в школе (2003-2006 год). В это время появилась возможность оборудовать два компьютерных класса и объединить машины в ЛВС. Оформились компьютерные классы, были оснащены компьютерами рабочие места административного персонала. Началось активное внедрение обучающего программного обеспечения.
Именно на этом этапе стало окончательно ясно, что необходимый период стихийной информатизации ушел в прошлое. Уровень организации системы возрос настолько, что без продуманной стратегии ее развития на основе понимания основных феноменов и закономерностей этого развития, дальнейшее движение вперед будет просто бессмысленным расходованием ресурсов. Была окончательно осмыслена задача проектирования единой ЕИОС образовательного учреждения, обеспечивающей совершенствование образования и воспитания учащихся на основе использования информационных и коммуникационных технологий, повышение информационной культуры субъектов образовательного процесса.
Третий этап информатизации образования показал, что при проектировании ЕИОС школы необходимо решить следующие задачи:
- Поиска оптимального сочетания аппаратной конфигурации и программного обеспечения, позволяющего в комплексе обеспечивать осуществление образовательного процесса и управление образовательным учреждением;
- Обеспечения на базе компетентностного подхода формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса, которые должны быть полноценными субъектами информационного взаимодействия;
- Исследования возможностей внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику преподавания всех учебных предметов, а также в деятельность воспитательной службы образовательного учреждения в целях полноценного использования времени и максимального раскрытия способностей детей и взрослых;
- Создания условий для практического применения компьютерной техники участниками образовательного процесса в учебное и внеучебное время, исходя не из возможности, а из потребности;
- Обеспечения для участников образовательного процесса открытого доступа к информационным каналам ЛВС, глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек;
- Организации процесса критического осмысления накапливаемого эмпирического педагогического опыта, его обобщения и анализа, а также обмена опытом по информатизации образования на различных уровнях.
В настоящее время ЕИОС школы №19 переживает третий этап своего развития (2007 г. – настоящее время) Этот этап характеризуется совершенствованием сетевой инфраструктуры, созданием Малых Информационных комплексов предметных кабинетов, широким внедрением программно-методических комплексов и мультимедиа-пособий, применением ресурсов сети Интернет в обучении. Продолжается внедрение программно-технических комплексов «ПараГраф» и вспомогательных модулей к нему, пакета «БиблиоГраф», расширяется применение программно-методических комплексов серии «Школьный наставник», разработанных фирмой НПООО «ИНИС-СОФТ. При этом проектирование развития Информационной Среды и управление этим процессом стали необходимым элементом и педагогической и собственно управленческой деятельности в образовательном учреждении. Спецификой этих процессов является педагогическое целеполагание, а также оценка результатов на основе педагогических критериев. В этот же период (ноябрь 2007 года) разработана программа информатизации школы (Приложение 1, Приложение 2).
Литература
- Программа «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы» – Минск : 2007. – 14 с.