"Проектирование и управление развитием информационно-образовательного пространства школы"

Разделы: Администрирование школы

Классы: 10, 11

Ключевые слова: единая информационная образовательная среда


1. ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ШКОЛЫ КАК ФЕНОМЕН ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ 

Концепция информационной среды впервые была предложена Ю.А.Шрейдером, который справедливо рассматривает информационную среду не только как проводника информации, но и как активное начало, воздействующее на ее участников.

Под образовательной средой чаще всего понимается функционирование конкретного учреждения образования, это мнение Козырева В.Ю., Шалаева И.К., Веряева А.А.

Информационно-образовательная среда, по мнению Ильченко О.А., - это системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, непрерывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса.

В.И. Солдаткин считает, что информационно-образовательная среда – это единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактических материалов.

По мнению автора статьи информационно-образовательная среда – это взаимосвязанная совокупность, которая:

  1. Включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы;
  2. Обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен;
  3. Предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.

Реализация программы «Комплексной информатизации системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы» предусматривает:

  1. Разработку и внедрение национальных информационных образовательных ресурсов, электронных средств обучения и отраслевых автоматизированных систем управления образованием;
  2. Интеграцию учреждений образования и государственных органов управления образованием в единую отраслевую информационную среду;
  3. Обеспечение учреждений образования и государственных органов управления образованием вычислительной и организационной техникой, программными средствами;
  4. Развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов системы образования в области информационно-коммуникационных технологий;
  5. Нормативное правовое обеспечение информатизации образования;
  6. Научное и учебно-методическое обеспечение информатизации образования [1].

Исходя из этого, можно выделить те направления в создании информационно-образовательного пространства школы, которые актуальны на сегодняшний день:

  1. Использование информационных технологий в управленческой деятельности;
  2. Использование информационных технологий в учебном процессе;
  3. Использование информационных технологий в воспитательном процессе;
  4. Использование информационных технологий в работе школьной библиотеки;
  5. Использование информационных технологий в работе социально-психологической службы;
  6. Дистанционное образование учащихся;
  7. Официальный сайт учреждения образования;
  8. Использования информационных технологий в дошкольном образовании;
  9. Использования информационных технологий во внеклассной работе (работа компьютерного клуба, мультимедиастудии и т.д.)
  10. Использования информационных технологий в работе с одаренными детьми;
  11. Интернет-проекты.

2. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (ЕИОС) НА ПРИМЕРЕ УО «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МАТЕМАТИКИ ИМ. Я. КУПАЛЫ»

Опыт создания ЕИОС в СШ №19 позволяет выявить некоторые значимые факторы ее развития, а также особенности его протекания.

Первый этап информатизации в СШ №19 (1999-2003) наступил только тогда, когда в школу был поставлен компьютерный класс (модель Celeron – 333, ОС WINDOWS-98), состоящий из 13 компьютеров.

Второй этап информатизации в школе (2003-2006 год). В это время появилась возможность оборудовать два компьютерных класса и объединить машины в ЛВС. Оформились компьютерные классы, были оснащены компьютерами рабочие места административного персонала. Началось активное внедрение обучающего программного обеспечения.

Именно на этом этапе стало окончательно ясно, что необходимый период стихийной информатизации ушел в прошлое. Уровень организации системы возрос настолько, что без продуманной стратегии ее развития на основе понимания основных феноменов и закономерностей этого развития, дальнейшее движение вперед будет просто бессмысленным расходованием ресурсов. Была окончательно осмыслена задача проектирования единой ЕИОС образовательного учреждения, обеспечивающей совершенствование образования и воспитания учащихся на основе использования информационных и коммуникационных технологий, повышение информационной культуры субъектов образовательного процесса.

Третий этап информатизации образования показал, что при проектировании ЕИОС школы необходимо решить следующие задачи:

  1. Поиска оптимального сочетания аппаратной конфигурации и программного обеспечения, позволяющего в комплексе обеспечивать осуществление образовательного процесса и управление образовательным учреждением;
  2. Обеспечения на базе компетентностного подхода формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса, которые должны быть полноценными субъектами информационного взаимодействия;
  3. Исследования возможностей внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику преподавания всех учебных предметов, а также в деятельность воспитательной службы образовательного учреждения в целях полноценного использования времени и максимального раскрытия способностей детей и взрослых;
  4. Создания условий для практического применения компьютерной техники участниками образовательного процесса в учебное и внеучебное время, исходя не из возможности, а из потребности;
  5. Обеспечения для участников образовательного процесса открытого доступа к информационным каналам ЛВС, глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек;
  6. Организации процесса критического осмысления накапливаемого эмпирического педагогического опыта, его обобщения и анализа, а также обмена опытом по информатизации образования на различных уровнях.

В настоящее время ЕИОС школы №19 переживает третий этап своего развития (2007 г. – настоящее время) Этот этап характеризуется совершенствованием сетевой инфраструктуры, созданием Малых Информационных комплексов предметных кабинетов, широким внедрением программно-методических комплексов и мультимедиа-пособий, применением ресурсов сети Интернет в обучении. Продолжается внедрение программно-технических комплексов «ПараГраф» и вспомогательных модулей к нему, пакета «БиблиоГраф», расширяется применение программно-методических комплексов серии «Школьный наставник», разработанных фирмой НПООО «ИНИС-СОФТ. При этом проектирование развития Информационной Среды и управление этим процессом стали необходимым элементом и педагогической и собственно управленческой деятельности в образовательном учреждении. Спецификой этих процессов является педагогическое целеполагание, а также оценка результатов на основе педагогических критериев. В этот же период (ноябрь 2007 года) разработана программа информатизации школы (Приложение 1, Приложение 2).

Литература

  1. Программа «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы» – Минск : 2007. – 14 с.