В настоящее время трудно найти человека, который не пользуется услугами различных видов транспорта – автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного.
Современный транспорт представляет собой большое количество разнообразных средств перевозки людей и грузов, как в черте города, населенного пункта, так и на дальние расстояния. Это самолеты, морские и речные суда, железнодорожные поезда, автобусы, троллейбусы, трамваи и другие транспортные средства.
Любое транспортное средство – источник опасности – и человек, пользующийся его услугами, находится в зоне повышенной опасности. Это связано с возможными дорожно-транспортными происшествиями, крушениями и авариями пассажирских поездов, воздушных и морских судов, травмами при посадке в транспортное средство и в процессе его движения.
Современному человеку трудно представить жизнь без автобусов, автомобилей, трамваев, электропоездов, самолетов и других видов транспорта.
Каждому из нас ежедневно приходится переходить улицу или дорогу, пользоваться услугами общественного транспорта, а некоторым совершать поездки на велосипедах. Все это делает нас участниками дорожного движения. И любое, даже незначительное нарушение, допущенное нами, может привести к дорожно-транспортному происшествию. (Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях в нашей стране погибает 8 девочек и мальчиков, ваших сверстников.) Чтобы этого не произошло, надо обязательно выполнять правила дорожного движения.
Правила дорожного движения – это нормы, устанавливающие порядок движения по дорогам нашей страны. Они обязательны для всех участников движения: водителей, пешеходов и пассажиров.
Целью семейного вечера «Увлекательное дорожное путешествие» являлось закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах города.
Задачи:
- Способствовать сплочению детей и родителей через совместную творческую деятельность
- Воспитывать культуру поведения детей и взрослых
- Воспитывать личность безопасного типа
- Обратить внимание родителей на проблему поведения детей и взрослых на дорогах города
Подготовка:
- В классном коллективе создана агитбригада, которая готовит выступление по правилам дорожного движения на семейном вечере.
- Классный руководитель разрабатывает памятку «Научи ребенка ПДД».
- Родителям предлагается ответить на вопросы теста «Водитель – родитель» (возможны анонимные ответы – Приложение 1)
Классный руководитель обрабатывает результаты теста. - Школьники оформляют плакаты и рисунки на тему «Помни правила движения как таблицу умножения!»
Ход вечера
1. Выступление классного руководителя
– Добрый вечер, уважаемые гости! Тема нашего вечера сегодня, может быть покажется кому-то, хорошо знакомой и известной. Но так ли это? Я думаю, что каждый из нас сможет ответить на этот вопрос в конце вечера.
Современное развитие науки, техники и производства привело к тому, что на улицах появилось большое количество автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств. По этой же причине возросло количество дорожно-транспортных происшествий, в результате которых ежедневно гибнут, получают различной тяжести увечья сотни людей, в том числе и дети. Среди пострадавших каждый седьмой школьного возраста.
Чаще всего в числе пострадавших школьников оказываются мальчики. А среди младших школьников мальчики получают травмы различной тяжести в пять раз чаще девочек.
Многочисленные исследования показывают, что основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются:
- неумение оценивать дорожную обстановку;
- незнание мер обеспечения безопасного движения;
- отсутствие навыков выполнения действий по безопасному движению;
- нежелания выполнять безопасные действия, пренебрежение ими;
- подчинение неверным, опасным привычкам поведения на улице;
- неосознанное подражание другим лицам, нарушающим правила безопасного движения;
- недисциплинированность, потеря бдительности.
Научив школьника безопасному поведению в условиях дорожного движения, привив ему навыки быстрой и точной оценки ситуации на дорогах, мы тем самым устраним причины, следствием которых может быть дорожно-транспортное происшествие. Только совместными усилиями учителей, родителей и самих детей можно добиться зримых результатов работы по обеспечению безопасности учащихся на дорогах и значительно снизить детский дорожный травматизм.
2. Выступление детей
Движенья полон город,
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Чтоб было безопасно,
Всем нужно, без сомнения,
Знать и выполнять…
Правила дорожного движения.
Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда:
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Как таблицу умножения, как урок,
Помни правила движения назубок!
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак!
Все время будь внимателен
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход!
– Предлагаю Вам всем отправиться в дорожное путешествие. Для этого мы разделимся на две команды: дети и родители. Выполнив все задания, ответив на все вопросы, преодолев все испытания, вы докажете, чья команда достойна звания «Самый внимательный пешеход».
1 задание. «Знатоки ПДД»
Каждой команде будет задано 5 вопросов, за правильные ответы получите жетоны.
Вопросы для команды “Дети”.
- Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
- Как надо обходить стоящий автобус, троллейбус?
- С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам и дорогам?
- Почему опасно играть в мяч на проезжей части?
- Что означает желтый сигнал светофора?
А теперь вопросы для команды “Родители”.
- Как и где лучше переходить улицу?
- Почему нельзя цепляться за грузовые автомобили?
- Где следует ожидать автобус, троллейбус?
- Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара?
- Что означает красный сигнал светофора?
2 задание. Игра для команд «Перейди улицу»
Ведущий держит в руках – 2 кружка:
- первый – с одной стороны зеленый, с другой – желтый;
- второй – с одной стороны красный, с другой – желтый.
Игроки встают друг от друга на расстоянии 7-10 шагов у параллельных линий (это улица). Ведущий делает взмах зеленым кружком – играющие делают шаг вперед, красный – шаг назад, желтый – стоят на месте. Ведущий чередует цвета. Те, кто ошибся, выбывают из игры. Побеждает та команда, игрок которой перейдет “улицу” первым.
3 задание. «Музыкальная разминка»
Вам необходимо исполнить песни, или отрывки из песен, в которых говорится о дорогах, машинах, пешеходах. (За каждую исполненную песню или отрывок команда получает жетон).
Выступление детской агитбригады.
Город, в котором с тобой мы живем
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она, азбука, – над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Вед.: – Наша школа и дома, где мы живем, находятся рядом с большой дорогой. Это - шоссе. Если мы прислушаемся повнимательнее, то услышим гул от движения множества автомобилей. Они мчатся на большой скорости. Рядом с шоссе проложена дорога для пешеходов – тротуар. Нам часто приходится переходить шоссе. Мы ездим с родителями на транспорте, ходим в магазины. Чтобы спокойно переходить улицу, надо знать правила дорожного движения.
Делаем, ребята, предостереженье:
Выучите срочно правила движения!
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулем водители.
Вед.: - Что же это за правила?
Должен помнить пешеход:
Есть сигналы светофора –
Подчиняйся им без спора!
Желтый свет – предупреждение:
Жди сигнала для движения.
Зеленый свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут!
Красный свет нам говорит:
– Стой! Опасно! Путь закрыт!
На улице будьте внимательны, дети,
Твердо запомните правила эти.
Вед.: – Лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах
Все (хором): На дорогах соблюдать правила дорожного движения!
(выбегает мальчик с мячом)
Все: – Вова, остановись!
Игры на проезжей части
Могут привести к несчастью.
Скажет каждый постовой:
Не играй на мостовой!
Наша Таня громко плачет,
Уронила новый мячик.
Мяч попал под «Москвича»,
Больше нет теперь мяча.
Вед.: – Помните, нельзя играть на проезжей части дороге и на тротуаре. Мы играем только на специальных игровых площадках.
Вова (мальчик с мячом): – А еще ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Даже если ты очень спешишь домой показать свою пятерку. Перед дорогой остановись.
Красный, желтый и зеленый,
Он на всех глядит в упор.
Перекресток оживленный,
Неспокоен светофор.
Старики идут и дети –
Не бегут и не спешат.
Светофор для всех на свете
Настоящий друг и брат.
По сигналу светофора
Через улицу идем.
И кивают нам шоферы:
«Проходите, подождем».
На красный свет – дороги нет,
На желтый – подожди.
Когда горит зеленый свет,
Счастливого пути!
Вед.: – Правила дорожного движения очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребенок. Не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, а мы все вырастем крепкими и здоровыми
– Ребята наши, молодцы! Но и родители подготовили для нас кое-что интересное. (Родители исполняют частушки)
Как шофёр ни тормозит,
А машина всё скользит,
На колёсах, как на лыжах –
Ближе, ближе, ближе, ближе!
Для спасенья есть возможность:
Лучший тормоз – осторожность.
Жизнь свою побереги,
Перед машиной – не беги!
Мы подруженьки-подружки,
Есть глаза у нас и ушки,
По дороге мы идем,
Все читаем и поем.
Дорогие вы подружки,
Наш последний вам совет:
Ведь дорога не читальня
И не место для бесед.
Мы хорошие спортсмены,
Любим мы играть в футбол,
Мостовую превратили
В наше поле – стадион.
Мне, бесспорно, вывод ясен,
Что для жизни пас опасен,
Не дороги, а дворы –
Место для такой игры.
- Спасибо всем за такие поучительные наказы. А наш конкурс продолжается.
4 задание. «Отгадай кроссворд». (Командам предлагается кроссворд. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием. Дети выполняли подобное задание на уроках ОБЖ – Приложение 3)
5 задание. «Собери знак»
Это задание на время. Команда, которая быстрее соберёт разрезанный дорожный знак, получит жетон. ( В этом задании используется любой дорожный знак, разрезанный на несколько частей).
6 задание «Художественное»
Командам даётся 5-7 минут, чтобы нарисовать дорожные знаки. (За каждый правильно нарисованный знак выдаётся жетон).
После выполнения задания подводятся итоги, учитель объявляет команду победителя.
– Нелегкая задача выбрать команду – победительницу. Наше путешествие подошло к концу, и результат его – ничья. Мудрость и жизненный опыт родителей, знания, которые ребята получают в школе, помогли справиться со всеми заданиями.
3. Рефлексия
Во время путешествия мне больше всего понравилось…
Теперь я всегда буду…
Если я увижу, как нарушают ПДД, то…
Всем родителям в память о вечере раздаются памятки – Приложение 2.
Тест «Водитель – родитель» – Приложение 1, "Научи ребенка ПДД" – Приложение 2, кроссворд – Приложение 3.