Игра "Кладоискатели"

Разделы: Информатика


Клад – это информация "зарытая" в компьютере. Её нужно отыскать и сообщить. В результате должна быть разгадана ключевая фраза. Урок в такой форме я провожу при закреплении темы "Файлы и файловые структуры" в конце четверти или при повторении этой темы при подготовке к экзаменам.

Цель игры: разгадать ключевую фразу (найти клад).

Цель урока: закрепление и применение знаний полученных при изучении темы "Файлы и файловые структуры".

Рассматриваются вопросы:

  • Файл.
  • Имя файла.
  • Путь к файлу, полное имя файла.
  • Способы поиска файлов во внешней памяти компьютера.

Замечание: Поиск информации в Интернете на этом уроке не рассматривается.

Дидактические требования к уроку:

  • Проектор, экран для демонстрации презентации.
  • Компьютеры для выполнения заданий.
  • Карточки с заданиями.
  • Карточки с буквами и их порядковыми номерами в ключевой фразе, соответствующие ответам на вопросы. Обратная сторона карточки может содержать информацию найденного файла. Печатать эту информацию на карточке или нет, зависит от уровня подготовленности класса. К сожалению, мне приходилось сталкиваться со случаями, когда ученики в 8-9-го класса не умеют читать.
  • Нить, на которую в конце урока будут вывешены буквы.
  • Файлы-клады, предварительно "спрятанные" на компьютерах учеников. Информация, содержащаяся в файлах, может быть самой разнообразной. Она может содержать интересные сведения по информатике и другим предметам. В этом случае осуществляется межпредметная связь.
  • Бэйджи для капитанов команд и для учителя.
  • Этикетка с надписью "Банк".
  • "Деньги".

Правила игры

Класс делится на команды по 4 человека в каждой, выбирается или назначается капитан. Каждой команде предоставляется по два рядом стоящих компьютера. Ученики во время игры должны иметь возможность совещаться, оказывать друг другу помощь.

Каждая команда получает набор карточек с заданием. Задание заключается в том, что нужно найти файлы, содержащие информацию, подготовленную учителем. Если файл найден, учитель выдает команде карточку, на которой написана одна буква из ключевой фразы и её порядковый номер в этой фразе. Перед тем как повесить карточку с буквой на нить, найденную информацию нужно сообщить.

Ключевая фраза может содержать больше букв, чем заданий. Тогда для разгадывания недостающих букв привлекается весь класс. Для этого можно подготовить дополнительные вопросы. Этот прием позволяет сохранять интригу до конца урока (вроде бы все задания выполнили, всё сообщили, все буквы вывесили, а оказывается, что это ещё не всё).

Каждой команде выдаются "деньги", которые команда может потратить на покупку подсказки, если самостоятельно не может выполнить задание. За оставшиеся "деньги" команда "покупает" оценку за урок. Устанавливаются расценки за подсказку, за оценку. Денежные операции выполняет "банк". При такой системе товарно-денежных отношений легко оценить знания учащихся на уроке. "Заработанная" оценка выставляется каждому члену команды.

Задачи для учителя

  • объяснить правила игры;
  • повторить с учащимися теоретический материал и способы поиска файлов в компьютере;
  • организовать работу учащихся на компьютерах;
  • проверить результаты работы учащихся;
  • организовать сообщения учащихся о найденной информации;
  • оценить работу учеников и подвести итоги урока.

Задачи учеников

  • ознакомиться с правилами игры;
  • повторить теоретический материал урока;
  • выполнить задание;
  • сделать сообщение по найденному материалу;
  • получить оценку.

Основные понятия урока. Оформляются в виде слайдов в PowerPoint (Приложение 1):

Файл – поименованная совокупность данных на внешнем носителе

Файл характеризуется набором параметров (имя, расширение, размер, дата создания, дата последнего изменения)

Каталог (папка) – специальный файл, поименованная совокупность файлов и подкаталогов.

Имя файла состоит из собственного имени и расширения.

Расширение указывает на тип информации в файле (тип файла).

Части имени файла разделяются точкой.

Примеры:

russia.doc

img_5052.jpg

Путь к файлу – это последовательность, состоящая из имен каталогов, разделенных символом \, начиная от корневого и заканчивая тем, в котором непосредственно хранится файл.

Полное имя файла состоит из имени логического диска, пути к файлу и имени файла.

Как найти этот файл?


Рисунок 1. Полное имя файла

Проблема: Как найти файл, если не помнишь его полное имя?

Учитель демонстрирует различные способы поиска файлов на компьютере с помощью команды Найти меню Пуск.

Шаблоны

* - обозначает, что на её месте может быть любое допустимое количество любых символов.

? – обозначает, что на его месте может быть один любой символ.

Совет дня: Если возникнут проблемы с поиском, начните его сначала!

Карточки с заданием. Каждой команде выдается по две одинаковые карточки с заданиями (по числу компьютеров на команду). Команда состоит из 4 человек, по два человека за одним компьютером. Каждая пара выбирает посильные для себя задания. Вклад в игру при этом может оказаться и не равным. Такова жизнь! Но все работают с полной самоотдачей. И те, кто послабее, все равно поинтересуются, как нужно было выполнять задание. А так как оценка в команде будет получена всеми одинаковая, сильные ученики стараются подтягивать слабых. То есть приобретаются коммуникативные навыки. В этом-то и заключается основное достоинство командной игры.

Мой урок проводился в рамках недели Пушкина (наша школа носит его имя). Поэтому для своего урока я привлекла отрывки из романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин",. иллюстрации к роману художника В. Гельмерсена "Евгений Онегин в силуэтах", портрет молодого Пушкина работы художника Е.И. Гейтмана "Пушкин в 1822 году", звучала музыка из оперы "Евгений Онегин": интродукция, ария Ленского "Куда, куда вы удалились", ариетта Татьяны «Пускай погибну я, но прежде…» — Татьяна («Сцена письма») .

На уроке присутствовали 16 учеников 9-го класса, из них было сформировано 4 команды.

Ключевой фразой было полное название школы "МОУ Черновская средняя общеобразовательная школа им. А.С. Пушкина".

Примеры карточек с заданием (Приложение 2).

Примеры карточек с ответами (Приложение 3).

Для учителя полезно приготовить "шпаргалку" с координатами всех файлов (Приложение 4).