I. Объяснительная записка.
В русле усиления коммуникативной направленности обучения иностранному языку в средней школе, создания классов с углубленным изучением английского языка и работе в профильном классе по комплексу учебников Т.Ю.Дроздовой возникла необходимость создания программы. Основной стратегией обучения выступает личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность школьника, учёт его способностей, возможностей и склонностей. Это реализуется на основе дифференциации, индивидуализации обучения, использования новых обучающих технологий для достижения учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на уровне «Пороговый усиленный». Он касается способности учащихся обмениваться информацией различного объема, предоставлять фактическую информацию в процессе интервью (консультаций) изложить сюжет рассказа, статьи, выразить к этому своё отношение, ответить на ряд уточняющих вопросов; провести заранее подготовленную беседу, проверяя и уточняя имевшуюся информацию, переспрашивать, когда собеседник отвечает слишком быстро или развернуто; рассказать, как что-то делается, давая четкие указания; достаточно уверенно обмениваться накопленной фактической информацией по бытовым и небытовым вопросам, лежащим в сфере интересов учащихся. Обновление содержания обучения английскому языку проявляется в том, что отбор тематики и проблематики иноязычного общения ориентирован на реальные интересы и потребности школьников, на усиление деятельностного характера обучения. Особое внимание в программе уделяется социокультурным знаниям и умениям, позволяющим учащимся приобщиться к культуре стран изучаемого языка и адекватно представлять культуру своей страны в процессе иноязычного общения.
Это должно обеспечить достаточный уровень функциональной грамотности выпускников для успешного продолжения ими образования и трудовой деятельности, а также облегчить им адаптацию к постоянно меняющимся условиям жизни современного мирового сообщества.
Программа основана на комплекс учебников Т.Ю.Дроздовой:
1. English Grammar
2. Everyday English
3. Read and Speak English
4. English Through Reading
II. Формулировка задач обучения в лингвистическом классе
Изучение иностранного языка на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
1. Дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной).
- Речевая компетенция - функциональное использование изучаемого языка как средства общения и познавательной деятельности: умение понимать аутентичные иноязычные тексты (аудирование и чтение, в том числе ориентированные на выбранный профиль, передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо);
- Планировать свое речевое и неречевое поведение с учетом статуса партнера по общению.
- Языковая лингвистическая компетенция - овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами и средствами общения, отобранными для выбранного профиля, навыками ориентирования этими средствами в коммуникативных целях; систематизация языковых знаний, полученных в основной школе, увеличение их объема за счет информации профильно-ориентированного характера;
- Социокультурная компетенция (включающая социолингвистическую) -расширение объема знаний и социокультурной специфике страны (стран изучаемого языка), совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике с учетом профильно-ориентиованных ситуаций общения, умений адекватно понимать и интегрировать лингвакультурные факты, основываясь сформированных ценностных ориентациях;
- Компенсаторная компетенция совершенствование умений выходить из положения при дефиците языковых средств в процессе языкового общения, в том числе в профильно-ориентированных ситуациях общения;
- Учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность, повышать ее продуктивность, использовать изучаемый язык в целях продолжения образования и самообразования, прежде всего в рамках выбранного профиля;
- Развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации; формирование активной жизненной позиции гражданина и патриота, а также субъекта межкультурного взаимодействия; развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве в том числе в процессе межкультурного общения; развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания; приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской деятельности с использованием изучаемого языка, в том числе в русле выбранного профиля.
III. Анализ языковых потребностей учащихся лингвистических классов (групп)
Виды речевой деятельности
Говорение. Диалогическая речь.
Совершенствование умений:
1. Вести все виды диалога и комбинировать их на основе расширенной тематики в различных ситуациях официального и неофициального общения.
2. Вести диалог, в том числе в форме дискуссий, в том числе с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране (странах изучаемого языка).
Развитие умений:
- Участвовать в беседе, запрашивать и обмениваться информацией;
- Высказывать и аргументировать свою точку зрения;
- Расспрашивать собеседника, уточняя интересующую информацию;
- Брать на себя инициативу в разговоре, вносить пояснения, дополнения, выражать эмоции различного характера.
Монологическая речь.
- Развитие умений публичных выступлений, таких, как сообщение, доклад, представление результатов проектно-исследовательской деятельности, ориентированной на выбранный профиль;
- Развитие умения подробно (кратко) излагать прочитанное (прослушанное, увиденное), давать характеристику литературных персонажей и исторических личностей, описывать события, излагать факты, представлять социокультурный портрет своей страны и стран изучаемого языка; высказывать и аргументировать свою точку зрения; делать выводы, оценивать факты, события современной жизни.
Предметное содержание речи.
- Getting Acquainted (речевые клише, приветствия, ситуации официального и неофициального общения).
- Family (Повседневная жизнь семьи, межличностные отношения в семье. Семья в Британии, Америке, России).
- Appearance. Character. Характеристика личности, (внешность и характер), намерения и поступки. Проблемы самовоспитания и само регуляции. Социальная адаптация. Формирование качеств гражданина и патриота. Способности к самооценке.
- Ноmе (Особенности быта и культуры своей страны и страны изучаемого языка).
- Health (Пропаганда здорового образа жизни и забота о нем. Система здравоохранения в России и странах изучаемого языка).
- Travelling (Виды транспорта, оформление визы, прохождение паспортного контроля, традиции и обычаи стран изучаемого языка, обеспечение безопасности передвижения).
- Food and Meals (Речевое поведение за столом в семье и пунктах общественного питания. Здоровый образ жизни).
- Shopping (Повседневная жизнь, речевое поведение при организации покупок, межличностные отношения).
- Having Things Done (Речевой этикет в сфере обслуживания).
- Leisure Time (Молодежь в современном мире. Досуг. Средства массовой информации).
- Getting a Job (Современный мир профессий. Планы на будущее. Проблемы выбора профессии. Роль и Я в современном мире. Личностное самоопределение в отношении будущей профессии и социальная адаптация).
Структурное построение каждой темы максимально способствует активизации различных видов речи в разнообразных условиях с учетом адресата и условий общения.
Тематические тексты | ² | Тематический словарь | ² | Лексические упражнения | ² | Диалоги | ² | Творческие задания |
Чтение.
Совершенствование чтения и понимания (с различной степенью точности и полноты аутентичных текстов различных стилей: научно-популярных, публицистических, прагматических, в том числе, связанных с тематикой выбранного профиля, с использованием различных стратегий, видов чтения: ознакомительного чтения, изучающего чтения, просмотрового (поискового чтения). Большое влияние в процессе чтения уделяется специфическим трудностям ИЯ, изучению идиоматики, фразовых глаголов. Одной из приоритетных задач является развитие навыков перевода с русского языка.
Языковые знания и навыки.
Овладение основами знаний о системе изучаемого языка и следующими языковыми знаниями (рецептивными и продуктивными).
Орфография.
Совершенствование орфографических навыков, в том числе применительно к новой лексике, связанной с выбранным профилем.
Произносительная сторона речи.
Совершенствование ранее сформированных слезно-произносительных и ритмико-интонационных навыков.
Лексическая сторона речи.
Увеличение объема рецептивного и продуктивного языкового материала, используемых идиоматических выражений, синонимов, антонимов, оценочной лексике, единиц речевого этикета, обслуживающих ситуаций общения в рамках отобранных тем, в том числе профильно-ориентированных. Расширение объема потенциального словаря. Развитие и совершенствование соответствующих лексических навыков.
Грамматическая сторона речи.
Расширение объема знаний о значении глагольных форм (видовременных, неличных) средств выражения модальности, способов выражения условия, предположения, причины, следствия, побуждения к действию.
Тематические разделы, объясняющие существенно морфологические особенности грамматического строя английского языка необходимые для практического использования.
- The Verb (to be, there is lare, to have, have got.)
- English Tenses Active (the Indefinite, the Continuous, the Perfect, the Future).
- The Sequence of Tenses.
- Direct and Indirect.
- The Passive Voice.
- The Subjunctive Mood.
- Modal Verbs.
- The Noun.
- The Article
- The Pronoun.
- The Adjective
- The Adverb
- The Verbals
Количество недельных часов в 10 и в 11 классах - 8 из них:
English Grammar - 4
Reading - 2
Every day English – 2
IV. Контроль
Этап контроля включает в себя систематический сбор информации о качестве и эффективности, используемых учебных материалов и обучающихся приемов, об их соответствии поставленным задачам обучение в лингвистическом классе:
- Грамматическое тестирование после изучения каждой темы.
- Зачеты по устным темам повседневного общения.
- Тестирование лексики по блокам.
- Устные сочинения по проблемам прочитанных текстов.
- Согласно договору с ИГЛУ два раза в год проверка качества прогресса обучаемых для корректировки всех компонентов учебного процесса.
Планируемый уровень владения иностранным языком выпускников полной общей школы лингвистического класса. Изучение иностранного языка должно предоставить учащимся возможность:
- Усовершенствовать иноязычное произношение.
- Овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики, а также лексикой выборного профиля. Освоить продуктивный лексический минимум в объеме 1100 лексических единиц и общий объем лексики для чтения и аудирования, в объеме не менее 2600 лексических единиц.
- Глубже освоить основные грамматические явления изучаемого языка, узнавать их при чтении и аудировании и использовать их в устноречевом общении.
- Понимать в целом высказывания носителей изучаемого языка в ситуациях повседневного общения и элементарных ситуациях профессионального общения
- Вести диалог и деловые беседы, соблюдая этику дискуссионного общения.
- Делать деловые сообщения, рассказывать, рассуждать в связи с пройденной тематикой и проблематикой прочитанных текстов.
- Читать аутентичные тексты различных жанров, используя основные стратегии чтения.
- Делать выписки из текста, составлять тезисы для устного и письменного сообщения, составлять конспект, реферат, аннотацию.
- Делать письменный перевод текстов с иностранного языка на родной и с родного на иностранный, рассматривая перевод, как профессиональное умение.
- Представлять социокультурный портрет своей страны и сравнивать культурные особенности разных стран мира, толерантно относясь ко всем нациям и народностям.
Программа составлена учителями лингвистических классов Федореевой Г.Ф. и Мазур Л.Н., одобрена куратором лингвистических классов, старшим преподавателем кафедры английской филологии ИГЛУ Павловой Е.Б. и утверждена методсоветом МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа №1»
Приложение