Логопедическое занятие. Тема: "Различай П-Б в словах и предложениях"

Разделы: Начальная школа


Цель:
- учить дифференцировать[Б], [П]  по звонкости – глухости в словах и предложениях;
- развивать навыки звуко-слогового анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;
- формирование положительной учебной мотивации

Оборудование:
Компьютер с установленной программой «Баба Яга учится читать», проектор, экран, магнитофон, различные карточки с заданиями, схемы слов, корзины, картинки с овощами и фруктами, «сенсорные кресты» (по технологии Базарного), тетради, ручки с пастой разных цветов.

Ход занятия:

1. Орг. Момент
- Сегодня мы продолжаем различать звонкие и глухие согласные, а с какими звуками и буквами мы будем работать, догадайтесь. Сейчас мы с вами будем конструировать буквы из необычного материала…
- Выпрямите кисть левой руки и поставьте вертикально, зажмите между пальцами ручку, она должна располагаться горизонтально, правой кистью образуйте полукруг (большой палец внизу) и приставьте к левой ладони. Какая получилась буква? (Б)
- Выпрямите кисти рук и поставьте их вертикально, ладонями друг к другу. Между пальцами зажмите ручку. Какая буква получилась? (П)

2. Сообщение темы занятия, актуализация опорных знаний
- Сегодня на занятии «дежурными» звуками будут [Б], [П]
Давайте, ребята вспомним, чем похожи эти звуки? (согласные, твёрдые, губные)
Чем различаются? (звонкий – [Б], глухой – [П],
какими приёмами вы пользовались (руку на шею, закрыть уши руками, посмотреть на «ленту букв»)
- А занятие у нас сегодня будет необычное, мы совершим путешествие в волшебный, сказочный  лес.
- Закройте глаза, а когда откроете, мы окажемся в лесу.
- Я досчитаю до трёх…Раз, два, три…
- В этом лесу давным - давно живёт старый ворон, ему 300 лет. Он очень мудрый и будет нашим проводником.
- Куда же это он нас привёл? (К избушке Бабы Яги)
Компьютер
- Кар! Пора тебе, Яга, буквы различать!
- Ага!
- «АААА», -  нарушил тишину, «УУУУУ», - волк воет на луну,
«УХ», -заухала сова
- Ура! Я могу читать слова!
- Эй, не торопись Яга, знаешь только У, да А, букв немало 33,
Что не веришь?  Посмотри!
- Ох, как мне буквы нравятся,
Нет, мне с собой не справиться,
Хоть десяток украду,
Спрячу в поле и в лесу!
- Баба Яга украла часть букв, давайте, ребята,
Буквы от Яги спасём и словечко соберём,
Согласны? Ну тогда в путь!

3. Работа в тетрадях

- Первую букву нам муравей вернёт, если мы поможем ему из лабиринта выбраться. В подземелье темно и чтобы муравей не заблудился мы должны «подружить» буквы со словами и распределить их в две колонки:
ру…ашка, са…оги, ..одушка, шля..а, …ушка, тру…а, …утон, за…ота, а…рель, аль…ом, то…оль.
Проверка на экране.
Подчеркнуть Б двумя чертами, а П одной.

4. Игра «Измени словечко»

- Следующую букву нам даст белка.
Компьютер
- Буква у меня в дупле
- Фигулина-рогулина от бубушки Ягулины.
- Для того, чтобы добыть букву нужно одно слово превратить в другое, заменив всего одну букву.
Поищите по классу карточки со словами.
(пой-бой, балка-палка, борт-порт, пашня-башня, бока-пока, быль-пыль, пар-бар, папочка-бабочка)
Проверка на компьютере. Выяснение значения  слов.
Устно придумать предложения с понравившейся парой слов.

5. Работа с карточками. Трансформация слов

- А Баба Яга опять что-то затевает…(компьютер)
- Под тяжёлый камень я букву спрятала,
Никто о том не знает…
- Пи, пи, пи, мы знаем, мы видели…
- Мышки, вы такие маленькие, вам ни за что не перебраться на тот берег!
- Чтобы мышкам перебраться на тот берег нужен мост и
Каждое отгаданное слово будет брёвнышком для нашего моста
ПАШНЯ
Б - -  -  -
- - С - -
- - - * *
П - - * *
- - - Т А
- О - - *
Б - - - *
- - - * *
- А - * *
П - - * *
- - - К *
- - - Т А
Проверка на экране.

6. Физминутка. «Прогулка в зимнем лесу»

Музыка (магнитофон)

- Ребята, вы очень устали? Давайте отдохнём.
Музыка. Движения детей сопровождаются взглядом.
- Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Слева берёзка стоит,
Справа ёлка на нас глядит,
Снежинки в небе кружатся,
На землю тихонько садятся.
Вот и зайка проскакал
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдёт тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Пролетают снегири,
Как красивы они!
В лесу тишина и покой,
А нам с вами пора домой.

7. Графический диктант. «Зашифруй слово»

-Вот мы и до избушки добрались, где-то здесь Яга букву спрятала…
Но кто это у нас на пути? Гуси.
Компьютер
- Мы не просто гуси, мы сторожа бабуси,
У нас такая роль: а ну скажи пароль.
- Не просто будет у гусей букву забрать, не боитесь?
- Я буду вам загадывать загадки, а отгадки вы должны зашифровать с помощью букв и цифр.
- кого ловят рыболовы? (Б-3)
- какой день начинает рабочую неделю? (П-1)
- о каком овоще говорят: «сто одёжек и все без застёжек? (П-3)
- как одним словом назвать: тарелки, чашки, блюдца, кастрюлю? (П-1)_
- стоят на крепкой ножке, теперь лежат в лукошке. (Б-4)
- Вспомните слова, которые зашифровали: рыбы, понедельник, капуста,посуда, грибы.
Какое из этих слов подходят  к схемам?
Нарисуйте схему слова понедельник.

8. Работа у доски с «сенсорными крестами»

- Следующую букву нам ёжик раздобудет, если мы поможем ему правильно распределить картинки по корзинкам.
(капуста, помидор, репка), (абрикосы, яблоки, бананы), лишние: груша, горох, вишни
С каким звуком картинки в левой корзине? ([П]-глухой) В правой?([Б] – звонкий)
- Как назвать картинки одним словом в левой корзинке? (овощи), а в правой?
(фрукты)

9. Игра «Доскажи словечко»

Следующую букву нам поможет мишка раздобыть, но посмотрите, что это у него на пути? (болото)
Компьютер
- Вот болото на пути, боязно туда идти
Может букву там найду, эх, авось не пропаду
- Ну нет, лягушечки мои, подружечки, запутайте мишку рифмами мудрёными, обманными…
- Лягушки решили нас запутать и завести в топи болотные.
А чтобы выйти из болота нужно закончить предложения словами, которые различаются всего одной буквой.

На экране незаконченные предложения:
Старик опирался на …
Крыша опирается на…
(палку, балку)

На воротах хороший …
Вокруг дома построен …
(запор, забор)

Около сарая стоят…
На деревьях набухли …
(почки, бочки)

10. Работа в тетрадях

Составьте схему первого предложения.
А второе предложение напишите по памяти.
Подчеркнуть П и Б

Все 6 букв мы раздобыли, составьте слово из этих букв.
ПОБЕДА, есть ли в этом слове дежурные звуки?
А почему буква Б  обозначена зеленым цветом? ( Обозначает мягкий звук)

11. Итог. Рефлексия

Дом. задание: вспомнить слова со звуками П и Б, придумать и записать с ними предложения.
(4 предложения)

Презентация