Цель: развивать умение распознавать в слове мягкие согласные звуки и правильно обозначать их с помощью букв;
Задачи: - сравнивать роль мягкого знака в словах;
- развивать умение обосновывать правильное написание слова;
- продолжать выработку каллиграфического письма;
- формировать интерес к изучению русского языка;
- помочь увидеть свои достижения, успехи и осознать необходимость новых знаний.
Оборудование: цветные карандаши, «полоски букв», карточки с «половинками слов».
Проблемный вопрос: Для чего нужен мягкий знак в середине слова?
Тезис: «Мало уметь писать, надо уметь думать.»
Ход урока:
1. Организация класса.
Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Урок русского языка. На каждом уроке мы с вами для себя находим маленькие открытия . И с каждым уроком их все больше и больше. Впереди новое открытие!
II. Минута чистописания.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Физминутка для пальчиков.
- Игра «Пианино»(напевают мелодию и «наигрывают» ее на парте).
- Письмо Ь
- Запись « узора из букв»
Ьмьяьгькьиьйь ьзьньаькь
(Задание: записать в тетрадях письменными буквами)
- Подчеркните букву, которая чаще встречалась в «узоре»
III. Сообщение темы и цели урока.
- Прочитайте слово, которое спряталось в «узоре» (мягкий знак)
Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его ни как
Он не произносится,
Но слово часто просится.
Итак: мы узнаем на уроке еще много интересного о мягком знаке .
ДЕВИЗ УРОКА: «МАЛО УМЕТЬ ПИСАТЬ, НАДО УМЕТЬ ДУМАТЬ».
IV. Работа по теме урока.
Учитель: А что вы знаете о букве ь?
- Буква ь пишется на конце слов после согласных и в середине слова между согласными
( дождь, письмо)
- Разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и в корне слова
( соловьи , семья , деревья ).
- Разделительный ь разделяет два согласных звука , один из которых спрятан в буквах е, ё, ю , я , и.
- Ь не пишется в сочетаниях ЧК, ЧН, НШ, ЩН (печка, мощный).
1 Работа на «полоске букв»
Учитель: Ребята, послушайте загадки и отгадки найдите на «полоске букв». (отгадки закрасить на «полоске букв»)
То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка.
Можешь и порисовать.
Что такое я…..
(тетрадь)Прошла по лугам,
По лесам и полям,
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба,
В закрома.
Сказала:
«За мною нагрянет зима».
(осень)Кто в лесу глухом живет?
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу.
(медведь)Полюбуйся, посмотри!
Полюс Северный внутри,
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина.
(холодильник)
Учитель: Запишите слова-отгадки, где мягкий знак стоит на конце слова (осень, медведь, тетрадь).
Какое слово не подчиняется нашему условию? (холодильник)
Проблемный вопрос: Для чего нужен мягкий знак в середине слова? (показать мягкость согласного звука)
Учитель: Произнесем слово ХОЛОДИЛЬНИК с мягким знаком и без него. Услышали?
Ученые изобрели букву-помощницу. Это мягкий знак ь. Сам по себе ь отдельного звука не обозначает, но вместе с согласным передает его мягкость(вернее, две буквы передают один звук-мягкий согласный)
2 Игра «Найди слово»
Папа Карло взял ключик и завел часы. Стрелки двинулись. Большая стрелка подошла к двенадцати. Маленькая – к шести . В часах гудело и шипело. Часы звонко пробили шесть.
( А. Толстой)
Задание: определить сколько слов с ь знаком в середине слова.
3. Игра «Вместо черточек – буквы»
Задание: подставить буквы так: чтобы получились слова с мягким знаком между согласными.
1) Небольшое помещение для мытья. 2) Способ передвижения. 3) Яркое освещение горизонта неба. 4) Рисунок на кости, дереве. 5) Доля, участь, случай. |
Б - - Ь - А Х - - Ь - А З - - Ь - А Р - - Ь - А С - - Ь - А |
V. Физминутка .
ПАЛЬ- |
ЧИК |
МАЛЬ- | ЧИК |
СТАЛЬ- | НОЙ |
РУКОДЕЛЬ- | НИЦА |
ВАРЕНЬ- | КА |
ШКОЛЬ- | НИК |
БОЛЬ- | ШОЙ |
СТУПЕНЬ- | КИ |
ПИСЬ- | МО |
БОЛЬ- | НИЦА |
ПАЛЬ- | ТО |
ПУЗЫРЬ- | КИ |
Задание: Слова рассыпались, как горошинки. Вам надо собрать слово. Полученные слова закрепить на доске.(В руках у ребят «половинки» слов .Ходят по классу, находят другую «половинку»и закрепляют на доске слово.)
*Для чего разделены слова? (для переноса слова).
*Что нужно знать , чтобы перенести слово с ь знаком в середине?
VI. Закрепление.
1. Записать слова с доски в тетрадь.
2. Работа над предложением.
- На заборе сидела черная галка.
- Речная галка нагрелась от солнечных лучей.
- Что вы заметили в этих предложениях?
3. Работа с учебником, упражнение 156.
VII. Обобщение.
А. Шибаев.
Мягкий знак.
Мягкий знак, мягкий знак,
Без него нельзя никак!
Без него не написать
30, 20, 10, 5.
Вместо «шесть» получим «шест»,
Вместо «есть» получим «ест»,
Банька в банку превратится
Вот что может получиться!
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
- Что показывает мягкий знак в середине слова?
- Как нужно переносить слово с ь знаком в середине с одной строки на другую?
- Какие буквы показывают еще мягкость согласного звука?
VIII. Домашнее задание.
- Упражнение: упражнение 158.
- Найти и записать две пословицы, в которых есть слова с ь знаком в середине слова.
XIX. Рефлексия
Учитель: Я разглядела в ваших глазах огонек любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонек не угасал с годами, а открытия помогали вам преодолевать все трудности в учебе. Зажгите «огоньки».
- Очень старались и все получалось, было интересно (зеленый)
- Старались, но не все получалось (желтый)
- Плохо все и непонятно (красный)