Урок – соревнование по обобщению и систематизации знаний, 10-й класс
Цели урока
Образовательные:
- систематизировать знания по основным положения молекулярно-кинетической теории идеального газа;
- закрепить умения расчёта характеристик молекул;
- развить навыки графического представления изопроцессов.
Развивающие:
- развитие умения применять полученные знания при решении задач различного типа;
- развитие логического мышления, памяти, внимания;
- развитие познавательного интереса;
- умение обосновать явления окружающего мира с точки зрения физических явлений.
Воспитательные:
- умение работать в группе, коллективе;
- умение слышать и слушать друг друга;
- прививать навыки делового общения;
- воспитание толерантности;
- воспитание чувства товарищества, взаимовыручки.
Тип урока:
урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока:
урок-соревнование.
Технология урока:
игровая технология.
Форма организации деятельности студентов:
групповая.
Межпредметные связи:
химия, математика.
Оборудование:
- цилиндрический сосуд;
- стеклянный пузырёк;
- металлическая банка;
- элек-троплитка;
- стакан;
- графин;
- блюдце.
Подготовительный этап.
Группа делится на микрогруппы по 5-6 человек, выбирается капитан команды, который организует работу в микрогруппе.
Выбирается «счетная» комиссия из числа студентов - 2 человека. Она ведет учет очков, заработанных командами на каждом этапе.
Ход урока
1. Организационный момент (1-2 мин.)
2. Мотивация, целеполагание (2-3 мин.)
3. Основной этап (60 мин.)
3.1 Блиц-опрос
Командам задается 10 блиц-вопросов. Отвечает группа, которая быстрее нашла пра-вильный ответ. В случае правильного ответа группа получает 1 балл. Если ответ невер-ный, отвечает другая группа.
Вопросы:
- Сформулируйте второе положение МКТ.
- В каких единицах измеряется количество вещества?
- От чего зависят силы взаимодействия между молекулами?
- Что такое броуновское движение?
- Какие параметры определяют состояние идеального газа?
- Что такое идеальный газ?
- Чему равен абсолютный нуль температуры по шкале Цельсия?
- Дать определение молярной массе?
- Чем вызвано давление газа на стенки сосуда?
- Как зависит от температуры средняя кинетическая энергия движения молекул?
3.2 Формулы, формулы…
Каждой команде предлагается карточка физического лото, где написано название пятнадцати формул и постоянных величин. За отведенное время (7 минут), необходимо найти соответствующую формулу и закрыть карточку лото.
3.3 Конкурс дешифраторов
Чтение графиков изопроцессов.
Команде выдается карточка, на которой изображены графики изопроцессов и сформули-ровано задание.
Описать какие процессы происходят с газом, как изменяются параметры газа в каждом из процессов. Масса газа постоянна. Изобразить графики процессов изменения состояния газа в недостающих координатах. Максимальное количество баллов – 9.
Время - 10 мин.
3.4 Гонка за лидером
Команде выдается задание из 5 расчетных задач. Время решения 20 мин. Каждая задача оценивается 3 балла, с учетом перевода единиц в систему СИ, решения задачи в общем виде, правильно выполненные математические расчеты.
- Какое количество атомов содержится в слитке серебра массой 5,4 кг?
- Газ при давлении 8 атмосфер и температуре 12°С занимае объем 855 л. Каково будет его давление, если газ данной массы при температуре 47°С займет объем 800л?
- Стальной баллон наполнен азотом при температуре 12°С, давление азота 15 МПа. Найти плотность азота при этих условиях.
- При какой температуре 1 см3 газа содержит 1019 молекул, если давление газа 104 Па?
- Определить концентрацию молекул водорода при давлении 100 кПа, если среднее значение скорости теплового движения молекул равно 450 м/с.
Ответы: 1)3,0∙1025 2) 9,6∙105 Па 3) 177 кг/м3 4) 72 К 5) 4,5∙1025 м-3.
3.5 Эрудит
Команды отгадывают кроссворд, содержащий 8 вопросов. За каждое правильно отга-данное слово 1 балл. Время – 5 мин.
Отгадай кроссворд
По горизонтали:
- График изопроцесса, показывающий зависимость объёма от температуры.
- Разряженное состояние газа.
- Ученый, экспериментально определивший скорость молекул.
- Мельчайшая частица вещества.
- Процесс проникновения вещества через пористые перегородки.
- Ученый, объяснивший броуновское движение.
- Единица измерения давления.
- Физическая величина, характеризующая тепловое равновесие.
Ответы: 1) Изобара. 2) Вакуум. 3) Штерн. 4) Молекула. 5) Осмос. 6) Эйнштейн. 7) Атмосфера. 8) Температура.
3.6 Эврика
Объяснение физических опытов. Каждая команда вызывается к демонстрационному столу, где преподаватель показывает занимательный опыт. После наблюдения команде дается 30 с. для обдумывания, затем команда должна объяснить наблюдаемое явление. Максимальный балл – 5 баллов.
Опыт 1:
Картезианский водолаз. Цилиндрический стеклянный сосуд на 2/3 наполняют водой. В нем находится стеклянный пузырек с небольшим объемом воды, опрокинутый горлышком вниз. Сверху цилиндрический сосуд плотно затягивают резиновой пленкой. Если оказывать давление на резиновую пленку, то стеклянный пузырек тонет. Прекратите воздействие на пленку - пу-зырек всплывает. Объясните наблюдаемое явление. Где используется в практике данное явле-ние?
Опыт 2:
Сплющивание банки. Возьмите металлическую банку из-под сока. Налейте немного воды и поставьте на электрическую плитку. Доведите воду до кипения и дайте возможность кипеть в течение нескольких минут, чтобы водяные пары полностью вытеснили воздух из банки. Осто-рожно снимите банку с плитки и закройте отверстие резиновой пробкой. Для быстрого охлаж-дения облейте банку холодной водой, при этом она сжимается и сплющивается. Объясните на-блюдаемое явление.
Опыт 3:
Вода в перевернутом стакане. Наполните до краев стакан водой и прикройте листком плотной бумаги (опыт получается лучше с толстостенным стаканом). Переверните стакан, придерживая лист бумаги ладонью. Затем уберите руку. Почему вода из стакана не выли-вается?
Опыт 4:
Яйцо в графине. Для опыта сварите вкрутую яйцо. Очистите его от скорлупы. Возьмите лис-ток бумаги размером 80x80 мм, сверните его гармошкой и подожгите. Затем опустите горящую бумагу в графин. Через 1-2 с горлышко накройте яйцом. Горение бумаги прекращается, и яйцо начинает втягиваться в графин. Объясните наблюдаемое явление.
Опыт 5:
Сухим из воды. На блюдце положите монету и налейте воды, чтобы монета была полностью под водой. На пробку прикрепите зажженную спичку и опустите пробку на воду. Пока спичка горит, накройте ее перевернутым стаканом. Вода вбирается во внутрь стакана. Монета окажет-ся сухой. Объясните явление.
4. Рефлексия.(8 мин.)
Жюри знакомит учащихся с результатами подсчета баллов каждой команды, называет победителя. Капитаны команд выявляют степень участия каждого члена. Преподаватель оцени-вает победителей и наиболее активных участников команд.
5. Домашнее задание.(2 мин.)
Подготовится к контрольной работе по теме «Основы МКТ»