Содержание:
- Введение.
- Примерное тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе VII вида.
- Примерное тематическое планирование уроков математики в 4 классе VIII вида.
- Заключение.
- Литература.
- Приложение.
Введение
Проблема неуспеваемости в начальной школе является одной из самых острых. Задержка психического развития - это нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания. Для преодоления задержки в развитии ребенка во многих школах существует коррекционное и индивидуальное обучение. Для успешной работы с такими детьми необходимо своевременное выявление и учет нарушений развития познавательной деятельности, использование специальных форм и методов обучения.
Организация таких условий представляет собой форму дифференциации образования, позволяющую решать задачи своевременной активной помощи детям со стойкими трудностями в обучении.
По характеру поведения, особенностям познавательной деятельности и эмоциональной сферы младшие школьники с задержкой психического развития значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специально коррекционных воздействий для компенсации нарушений.
В чем же выражаются трудности в обучении детей с задержкой психического развития?
Низкая умственная работоспособность проявляется в недостаточной концентрации внимания, сниженной памяти, замедленном формировании учебных навыков. У части детей отмечается задержка формирования психомоторики, негрубые нарушения динамического праксиса, проявляющиеся в трудностях переключения с одного движения на другое.
Недостаточность уровня познавательной деятельности влечет за собой слабый контроль ребенка за действиями и программирования их, повышенную истощаемость, утомляемость, нестойкость мотивации. У таких детей наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Снижен объем памяти и прочность запоминания.
Нарушения эмоциональной сферы и поведения младших школьников с задержкой психического развития проявляются в эмоциональной неустойчивости, слабости волевых установок, импульсивности, аффектной возбудимости, двигательной расторможенности либо, наоборот, в вялости, апатичности.
Эти особенности познавательной деятельности, эмоциональной сферы поведения младших школьников препятствуют усвоению ими программного материала.
Следовательно, необходимы соответствующие педагогические разработки, различные педагогические методы и приемы в зависимости от особенностей ребенка, а так же индивидуальные оценочные критерии при вопросе об успеваемости или неуспешности обучения.
Значимость развивающего блока при составлении тематического планирования.
Развитие познавательных способностей детей обеспечивает высокий уровень обучаемости, восприимчивости человека к обучению.
Развитие познавательных способностей школьников -в процессе обучения можно рассматривать в двух аспектах: как условие эффективности познавательной деятельности и как предмет их целенаправленного формирования.
В теории и практике обучения широко рассматриваются вопросы учета познавательных способностей и совершенно недостаточно раскрываются эти способности как предмет развития в учебном процессе. Поэтому при составлении развивающего блока в тематическом планировании необходимо продумать задания на развитие внимания, всех видов памяти, воображения, учить логически мыслить, решать нестандартные творческие задачи.
Задания на развитие памяти усиливают роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания по сравнению с наглядно-образным.
Ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления: запоминание, воспроизведение, припоминание.
Упражнения на развитие восприятия учат выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.
Для того чтобы у младшего школьника непроизвольное внимание становилось особенно концентрированным и устойчивым необходимо продумать наглядность на каждом уроке.
Примерное тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе VII вида
Примерное тематическое планирование уроков математики в 4 классе VIII вида
Заключение
Таким образом, использование предложенного тематического планирования, продуманность развивающих блоков для каждой темы повышает у детей интерес к учению, способствует развитию целенаправленной познавательной активности, создает положительный эмоциональный настрой.
Как ни парадоксально, но данный материал полностью применим и к детям с высоким интеллектом. Ведь этот материал касается процесса развития (тем более, творческого) каждого ребенка, пробуждает в учениках жажду новых знаний.
Безусловно, каждый учитель должен творчески подходить к выбору содержания граф тематического планирования, с учетом особенностей познавательной деятельности детей. Коррекционно-развивающие задания должны располагаться в порядке возрастающей сложности. Начинать коррекционно-развивающую работу с любого этапа нельзя. Необходим определенный порядок.
Тот факт, что у некоторых детей после коррекционно-развивающей работы не произойдет существенных изменений в развитии познавательной деятельности, говорит о том, что возможности коррекции являются необходимыми, но недостаточными условиями для таких изменений.
В коррекционно-развивающей работе, где должен быть создан климат доверия, психологической безопасности, следует отказаться от школьной отметки, а использовать содержательную оценку, т.е. в развернутой форме показать, что ребенок может, что умеет, а чему должен научиться.
Литература
- Методические рекомендации по обучению математике детей, испытывающих трудности в обучении: Пособие для учителей, воспитателей т родителей. Воронская Т.Ф. М.:АРКТИ, 2002 г.
- Праздник числа. В.Волина. М.: Знание, 1994 г.
- Учите, играя. А.И.Максакова, Г.А.Туманова. М.: Просвещение, 1983г.
- Занимательные упражнения по русскому языку. Моршнева Л.Г. Саратов: Лицей, 2004 г.
- И учеба, и игра: русский язык. Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова. Ярославль: Академия развития, 2001г.
- Тихомирова Л.Ф. Басов А.В. Развитие логического мышления детей. -Ярославль: ТОО «Гринго», 1995г.
- Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. 3 класс. - М.: Росмэн - Пресс, 2003 г.