Урок литературного чтения и риторики во 2-м классе по теме "Я.Л. Аким "Неумейка"

Разделы: Начальная школа


Цель: формировать коммуникативно-речевые умения.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся со стихотворением, расширяя читательский кругозор и обогащая словарный запас.
  2. Развивать эмоциональный и познавательный интерес к работе с текстом, обучая учащихся выразительному чтению.
  3. Воспитывать культуру речи, умение и желание общаться, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать и принимать единое решение в групповой работе.

Оборудование:

  • учебник «Родная речь» авт. В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова;
  • портрет поэта;
  • карточки для групповой работы;
  • записи на доске;
  • карточки для работы в паре;
  • «учебная тетрадь» Детская риторика в рассказах и рисунках» для второго класса часть 2, под редакцией Т.А. Ладыженской (для учителя).

Ход урока

I. Организационный момент

С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
Читать, слушать, размышлять.

II. Работа со скороговоркой. Дети работают в парах, задание выбирают по своему желанию.

Семьдесят семь вестей слышали мы со всех волостей.

Задания:

  1. Прочитай скороговорку с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией, делая логическое ударение каждый раз на другое слово.
  2. Вырази мимикой, жестами, голосом восхищение, удивление, грусть, обиду, возмущение.
  3. Придумай различные жизненные ситуации, когда можно сказать эту фразу по-разному.

III. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения В. Берестова «Приятная весть».

Дети анализируют чтение каждого, ставят предполагаемую оценку.

IV. Сообщение темы урока, целей.

- Ребята вы можете сами прочесть на доске тему нашего урока. Подумайте, какие цели можно поставить перед собой. (Учиться выразительно читать это стихотворение, рассуждать, высказывать свое отношение).

V. Изучение новой темы.

  1. Беседа о поэте:

    Яков Лазарович Аким родился 15 декабря 1923г. в небольшом городке Галич (Костромская область), учился, работал. Воевал всю войну до самой победы. После войны стал писать стихи для детей. Сегодня мы читаем стихотворение «Неумейка», написанное в 1956 году.Словарная работа:

  2. а) Фронтальная работа.

    - Ребята давайте попробуем вместе объяснить слова, написанные на доске:

    бульон
    груда (тарелок)
    лейка
    заказное письмо
    б) Работа в парах.

    Каждой паре дается карточка со словами:  неумейка, письмоносец, адресат.

    Дети объясняют значение слов и подбирают синонимы.

  3. Первичное чтение учителем.

  4. Проверка первичного восприятия:

    - Понравилось ли вам стихотворение.

    - Что вас в нем удивило?

  5. Физминутка.

  6. Повторное чтение:

    а) Чтение вполголоса.

    б) Чтение в слух.

  7. Анализ произведения.

    - Почему конверт измят? Кто написал письмо?

    - Почему Вова не захотел получать письмо?

    - Что ответил почтальону Андрейка?

    - Почему для Славы «гражданин неумейка» оказалось обидное слово? Прочитайте, что он сказал почтальону?

    - Что почтальон увидел в другой квартире? Почему он сказал  «беда» и при этом улыбнулся?

    - Так что же было в письме?

    - Почему никто не хотел получать письмо? Найдет ли почтальон адресата?

  8. Подготовка к выразительному чтению.

    - Как будем читать это стихотворение, быстро, медленно, в умеренном темпе, везде одинаково?

    - Тихо, громко?

    - Весело, грустно?

    - Кто не согласен как я прочитала?

    - Почему?

  9. Выразительное чтение.

    Осуществляется детьми с одновременным анализом: что получилось, что нет, почему.

VI. Решение риторических задач в группах.

а) - Ребята ещё раз объясните слово адресат  (это тот кто, получает информацию, иначе получатель).

- Но если есть получатель, то есть и отправитель информации, или адресант.

- Сейчас каждая группа получит вопросы для обсуждения.

Когда тебя мама утром будит, кто отправитель, а кто получатель информации?

Когда ты отвечаешь в классе урок, кто тебя слушает, кто твой адресат?  

б) Игра «Я – КТО?», эта игра проводится с уровневой дифференциацией, для слабой группы дается вспомогательная карточка со словами для справок.

- В жизни каждый человек выступает во многих ролях, напишите ответы на оставленных строчках.

В семье
Маме, папе – сын или дочка
(зачеркнуть ненужное)
Бабушке, дедушке__________
Сестре, брату______________
Дяде, тете ______________
В общественных местах
В автобусе, поезде_______________
В магазине _____________________
В парикмахерской_______________
В больнице_____________________
В кино, в театре_________________
Для справок
клиент
пациент
пассажир
племянник

VII. Подведение итогов урока.

Учитель проводит индивидуальную рефлексию.

- Интересно ли было на уроке?

- Что конкретно вызвало интерес или далось легко, почему?

- Испытал ли затруднения на уроке, почему было трудно?

VIII. Домашнее задание.

Читать стихотворение выразительно.

Подумать над смыслом фразы «Беда! Простите, я снова попал не туда», на странице 242 (по желанию).