Задачи:
- Познакомить учащихся со стихотворением, расширяя читательский кругозор и обогащая словарный запас.
- Развивать эмоциональный и познавательный интерес к работе с текстом, обучая учащихся выразительному чтению.
- Воспитывать культуру речи, умение и желание общаться, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать и принимать единое решение в групповой работе.
Оборудование:
- учебник «Родная речь» авт. В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова;
- портрет поэта;
- карточки для групповой работы;
- записи на доске;
- карточки для работы в паре;
- «учебная тетрадь» Детская риторика в рассказах и рисунках» для второго класса часть 2, под редакцией Т.А. Ладыженской (для учителя).
Ход урока
I. Организационный момент
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
Читать, слушать, размышлять.
II. Работа со скороговоркой. Дети работают в парах, задание выбирают по своему желанию.
Семьдесят семь вестей слышали мы со всех волостей.
Задания:
- Прочитай скороговорку с повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией, делая логическое ударение каждый раз на другое слово.
- Вырази мимикой, жестами, голосом восхищение, удивление, грусть, обиду, возмущение.
- Придумай различные жизненные ситуации, когда можно сказать эту фразу по-разному.
III. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения В. Берестова «Приятная весть».
Дети анализируют чтение каждого, ставят предполагаемую оценку.
IV. Сообщение темы урока, целей.
- Ребята вы можете сами прочесть на доске тему нашего урока.
Подумайте, какие цели можно поставить перед собой. (Учиться
выразительно читать это стихотворение, рассуждать, высказывать свое
отношение).
V. Изучение новой темы.
-
Беседа о поэте:
Яков Лазарович Аким родился 15 декабря 1923г. в небольшом городке Галич (Костромская область), учился, работал. Воевал всю войну до самой победы. После войны стал писать стихи для детей. Сегодня мы читаем стихотворение «Неумейка», написанное в 1956 году.Словарная работа:
-
а) Фронтальная работа.
- Ребята давайте попробуем вместе объяснить слова, написанные на доске:
бульон
б) Работа в парах.
груда (тарелок)
лейка
заказное письмоКаждой паре дается карточка со словами: неумейка, письмоносец, адресат.
Дети объясняют значение слов и подбирают синонимы.
Первичное чтение учителем.
Проверка первичного восприятия:
- Понравилось ли вам стихотворение.
- Что вас в нем удивило?
Физминутка.
Повторное чтение:
а) Чтение вполголоса.
б) Чтение в слух.
Анализ произведения.
- Почему конверт измят? Кто написал письмо?
- Почему Вова не захотел получать письмо?
- Что ответил почтальону Андрейка?
- Почему для Славы «гражданин неумейка» оказалось обидное слово? Прочитайте, что он сказал почтальону?
- Что почтальон увидел в другой квартире? Почему он сказал «беда» и при этом улыбнулся?
- Так что же было в письме?
- Почему никто не хотел получать письмо? Найдет ли почтальон адресата?
Подготовка к выразительному чтению.
- Как будем читать это стихотворение, быстро, медленно, в умеренном темпе, везде одинаково?
- Тихо, громко?
- Весело, грустно?
- Кто не согласен как я прочитала?
- Почему?
Выразительное чтение.
Осуществляется детьми с одновременным анализом: что получилось, что нет, почему.
VI. Решение риторических задач в группах.
а) - Ребята ещё раз объясните слово адресат (это тот кто, получает информацию, иначе получатель).
- Но если есть получатель, то есть и отправитель информации, или адресант.
- Сейчас каждая группа получит вопросы для обсуждения.
Когда тебя мама утром будит, кто отправитель, а кто получатель информации?
Когда ты отвечаешь в классе урок, кто тебя слушает, кто твой адресат?
б) Игра «Я – КТО?», эта игра проводится с уровневой дифференциацией, для слабой группы дается вспомогательная карточка со словами для справок.
- В жизни каждый человек выступает во многих ролях, напишите ответы на оставленных строчках.
В семье
Маме, папе – сын или дочка
(зачеркнуть ненужное)
Бабушке, дедушке__________
Сестре, брату______________
Дяде, тете ______________
В общественных местах
В автобусе, поезде_______________
В магазине _____________________
В парикмахерской_______________
В больнице_____________________
В кино, в театре_________________
Для справок
клиент
пациент
пассажир
племянник
VII. Подведение итогов урока.
Учитель проводит индивидуальную рефлексию.
- Интересно ли было на уроке?
- Что конкретно вызвало интерес или далось легко, почему?
- Испытал ли затруднения на уроке, почему было трудно?
VIII. Домашнее задание.
Читать стихотворение выразительно.
Подумать над смыслом фразы «Беда! Простите, я снова попал не туда», на странице 242 (по желанию).