Цели:
познакомить с новыми
буквами, обозначающими согласные звуки [ д] , [ д']
, учить давать характеристику звукам;
Оборудование:
- полоски из картона 2 см ? 10 см красного и синего цвета (у каждого ребенка свой набор),
- демонстрационные картинки с изображением дыни и дятла,
- сигнальные карточки синего и зеленого цвета.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Приготовьтесь к року обучения грамоте.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и новым звуком.
2. Актуализация знаний учащихся.
- Перед вами на партах лежат полоски бумаги, используя их вам необходимо сложить букву, а какую вы угадайте:
Эта буква вроде шалаша,
Не правда, ль, очень хороша,
И хоть проста она на вид
А начинает алфавит.
- О какой букве идет речь?
- Сложите ее из полосок. Какой цвет полосок вы будете использовать?
- Почему?
- Отгадайте следующую загадку:
На букве этой
Мы как на лесенке
Сидим и распеваем песенки.
- Что это за буква?
- Правильно, сложите ее. Каким она будет цветом? Почему?
- Какой мы слог с вами получили?
- Какие слова на слог НА вы знаете?
- Молодцы!
- Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой Д и звуком [ д] , давайте и ее попробуем собрать из полосок. Для этого давайте перестроим букву Н, почему не букву А?
- Молодцы!
3. Артикуляционная зарядка.
- Прежде чем мы начнем работать по теме нашего сегодняшнего урока, дамайте подготовим наш артикуляционный аппарат.
Упражнение 1 для языка:
Трубочка, лопатка, иголочка (2 раза)
"Вкусное мороженное"
"Кислый лимон"
Трубочка, лопатка, иголочка (2 раза)
Упражнение 2 для дыхания:
На краю ладошки лежит желтый, осенний листок. Подул легкий ветерок, листок плавно кружит в воздухе.
Подул сильный ураган!
Упражнение 3 "Эхо":
ба-бо-бы, ту-та-ты,
ба-та-ба, ти-ты-ту.
4. Работа над новым материалом.
- Отгадайте загадки:
Она кругла и тяжела,
Отдыхать прилегла.
Сеточку надела,
На бахче поспела.
(Запись отгадки на доске)
- А что такое дыня?
(демонстрация картинки с изображением дыни)
Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Запись отгадки на доске)
- А кто такой дятел?
(демонстрация картинки с изображением дятла)
- Какая это птица дикая или домашняя?
- Ребята, скажите, в какой части этих слов стоит буква Д?
- Давайте выполним звуковой анализ этих слов. Слово дыня.
- Поделите слово на слоги
- Поставьте ударение
- выделите 1 звук в первом слоге
- выделите 2 звук в первом слоге
- выделите 1 звук во втором слоге
- выделите 2 звук во втором слоге.
- сделайте вывод.
- Молодцы!
- А теперь слово дятел.
- Поделите слово на слоги
- Поставьте ударение
- выделите 1 звук в первом слоге
- выделите 2 звук в первом слоге
- выделите 1 звук во втором слоге
- выделите 2 звук во втором слоге.
- Выделите 3 звук во втором слоге
- сделайте вывод.
- Молодцы!
- А теперь сравните в чем разница в звуке [ д] в двух этих словах?
- А теперь проверьте каким является звук [ д] по твердости-мягкости?
- Сделайте вывод о букве Д и звуке, который она обозначает.
- Молодцы!
5. Физминутка
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек.
Град! Град! Сыплет град.
Все под крышами сидят.
6. Работа по учебнику
- Откройте учебник стр. 108-109
- Прочитайте хором слоги
- Прочитаем слова на стр. 109
- Подчеркните карандашом общую часть всех этих слов.
- Давайте, объясним смысл этих слов.
- Прочитаем вторую группу слов
- Выделим общую часть этих слов
- Объясните значение этих слов
- А теперь посмотрите на иллюстрацию учебника, что вы на ней видите?
- А знаете кто такие водолазы?
- А что нашли наши водолазы?
- А что такое клад?
- Молодцы!
- Теперь давайте прочитаем текст под картинкой. Только будь те внимательны, при прочтении подумайте как мы можем озаглавить данный текст.
- О ком этот текст?
- Где работают водолазы?
- Что нам рассказывается о работе водолазов?
- А почему, как вы думаете, работа водолазов трудна?
- Как бы вы озаглавили этот текст?
- А теперь прочитаем текст и посчитаем сколько в нем предложений.
- Сколько предложений в этом тексте?
- Найдите и прочитайте в тексе предложение из 3 слов.
- Молодцы!
7. Работа над пословицей
- Прочитайте пословицу
- Объясните смысл этой пословицы
- Посчитайте, сколько раз в этой пословице встречается буква Д?
- А в каком слове она "мягкая"?
- Молодцы!
8. Систематизация знаний
(развитие фонематического слуха)
- Послушайте стихотворение. Услышав звук [ д] поднимите синюю карточку, услышав звук [ д? ] - зеленую.
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил как долотом.
День долбил, два долбил-
Дырку в дубе он пробил.
9. Итог урока
- С какой буквой мы познакомились сегодня на уроке?
- Какой звук обозначает буква Д?
- Буква Д звонкая или глухая?
- Что вам понравилось в уроке?
Оценивание работы учащихся
- Спасибо за урок.