Разработка урока по теме "Буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д], [д']"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательные: познакомить с новыми буквами, обозначающими согласные звуки [ д] , [ д'] , учить давать характеристику звукам;
  • Развивающие: развивать фонематический слух и речь, умение обобщать, внимание и память, логическое мышление;
  • Воспитательные: воспитывать и развивать коммуникативную культуру, расширять кругозор, воспитывать любознательность и любовь к чтению.

Оборудование:

  • полоски из картона 2 см ? 10 см красного и синего цвета (у каждого ребенка свой набор),
  • демонстрационные картинки с изображением дыни и дятла,
  • сигнальные карточки синего и зеленого цвета.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Приготовьтесь к року обучения грамоте.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и новым звуком.

2. Актуализация знаний учащихся.

- Перед вами на партах лежат полоски бумаги, используя их вам необходимо сложить букву, а какую вы угадайте:

Эта буква вроде шалаша,
Не правда, ль, очень хороша,
И хоть проста она на вид
А начинает алфавит.

- О какой букве идет речь?

- Сложите ее из полосок. Какой цвет полосок вы будете использовать?

- Почему?

- Отгадайте следующую загадку:

На букве этой
Мы как на лесенке
Сидим и распеваем песенки.

- Что это за буква?

- Правильно, сложите ее. Каким она будет цветом? Почему?

- Какой мы слог с вами получили?

- Какие слова на слог НА вы знаете?

- Молодцы!

- Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой Д и звуком [ д] , давайте и ее попробуем собрать из полосок. Для этого давайте перестроим букву Н, почему не букву А?

- Молодцы!

3. Артикуляционная зарядка.

- Прежде чем мы начнем работать по теме нашего сегодняшнего урока, дамайте подготовим наш артикуляционный аппарат.

Упражнение 1 для языка:

Трубочка, лопатка, иголочка (2 раза)

"Вкусное мороженное"

"Кислый лимон"

Трубочка, лопатка, иголочка (2 раза)

 Упражнение 2 для дыхания:

На краю ладошки лежит желтый, осенний листок. Подул легкий ветерок, листок плавно кружит в воздухе.

Подул сильный ураган!

Упражнение 3 "Эхо":

ба-бо-бы, ту-та-ты,

ба-та-ба, ти-ты-ту.

4. Работа над новым материалом.

- Отгадайте загадки:

Она кругла и тяжела,
Отдыхать прилегла.
Сеточку надела,
На бахче поспела.

(Запись отгадки на доске)

- А что такое дыня?

(демонстрация картинки с изображением дыни)

Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.

(Запись отгадки на доске)

- А кто такой дятел?

(демонстрация картинки с изображением дятла)

- Какая это птица дикая или домашняя?

- Ребята, скажите, в какой части этих слов стоит буква Д?

- Давайте выполним звуковой анализ этих слов. Слово дыня.

- Поделите слово на слоги

- Поставьте ударение

- выделите 1 звук в первом слоге

- выделите 2 звук в первом слоге

- выделите 1 звук во втором слоге

- выделите 2 звук во втором слоге.

- сделайте вывод.

- Молодцы!

- А теперь слово дятел.

- Поделите слово на слоги

- Поставьте ударение

- выделите 1 звук в первом слоге

- выделите 2 звук в первом слоге

- выделите 1 звук во втором слоге

- выделите 2 звук во втором слоге.

- Выделите 3 звук во втором слоге

- сделайте вывод.

- Молодцы!

- А теперь сравните в чем разница в звуке [ д] в двух этих словах?

- А теперь проверьте каким является звук [ д] по твердости-мягкости?

- Сделайте вывод о букве Д и звуке, который она обозначает.

- Молодцы!

5. Физминутка

Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек.
Град! Град! Сыплет град.
Все под крышами сидят.

6. Работа по учебнику

- Откройте учебник стр. 108-109

- Прочитайте хором слоги

- Прочитаем слова на стр. 109

- Подчеркните карандашом общую часть всех этих слов.

- Давайте, объясним смысл этих слов.

- Прочитаем вторую группу слов

- Выделим общую часть этих слов

- Объясните значение этих слов

- А теперь посмотрите на иллюстрацию учебника, что вы на ней видите?

- А знаете кто такие водолазы?

- А что нашли наши водолазы?

- А что такое клад?

- Молодцы!

- Теперь давайте прочитаем текст под картинкой. Только будь те внимательны, при прочтении подумайте как мы можем озаглавить данный текст.

- О ком этот текст?

- Где работают водолазы?

- Что нам рассказывается о работе водолазов?

- А почему, как вы думаете, работа водолазов трудна?

- Как бы вы озаглавили этот текст?

- А теперь прочитаем текст и посчитаем сколько в нем предложений.

- Сколько предложений в этом тексте?

- Найдите и прочитайте в тексе предложение из 3 слов.

- Молодцы!

7. Работа над пословицей

- Прочитайте пословицу

- Объясните смысл этой пословицы

- Посчитайте, сколько раз в этой пословице встречается буква Д?

- А в каком слове она "мягкая"?

- Молодцы!

8. Систематизация знаний

(развитие фонематического слуха)

- Послушайте стихотворение. Услышав звук [ д] поднимите синюю карточку, услышав звук [ д? ] - зеленую.

Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил как долотом.
День долбил, два долбил-
Дырку в дубе он пробил.

9. Итог урока

- С какой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

- Какой звук обозначает буква Д?

- Буква Д звонкая или глухая?

- Что вам понравилось в уроке?

Оценивание работы учащихся

- Спасибо за урок.