Цель урока:
- Образовательная: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы; создать условия контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.
- Развивающая: способствовать формированию умений применять приёмы: обобщения, сравнения, выделения главного, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
- Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к математике. Активности. Организованности. Умения общаться, любви к родному краю.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: портрет Мухаммеда ал-Хорезми, оценочный лист, карточки.
I Организационный момент
- На уроке по теме: «Одночлены и многочлены» мы повторим, обобщим, приведём в систему изученный материал. Ваша задача: показать свои знания и умения в процессе тестирования по теории и практике, устных упражнений, разноуровневой самостоятельной работы. Подвести итоги урока поможет оценочный лист.
Устно:
Выполнив задание расшифруйте название улицы нашего села. Ответы даны в секторах восьмиугольника.
1. с4 ∙ с2; 2. с8 : с5 3. (с3)4; 4. с9 ∙ с2; 5. с9 : с4 6. (с5)2; 7. с7 ∙ с3 ∙ с3; 8. (с2)6 : с5;
Систематизация теоретического материала:
Слово «алгебра» произошло от слова «ал-джабра», взятого из названия книги узбекского математика, астронома и географа Мухаммеда ал-Хорезми. Выполнив «цепочку» вычислений, вы узнаете, какое из «исчислений» («ал-джабра» или «ал-мукабала») означает «приведённое подобных членов»:
- 11 + 7 - 5 ∙ 3 + (-13) : 8 + 12 - 15 ∙ 4 + 29 - (-10).
13 - «ал-джабра» или 7 - «ал-мукабала».
II Теоретический тест
Верно ли утверждение, определение, свойство?
- Одночленом называют сумму числовых и буквенных множителей.
- Буквенные множители – это множители, обозначенные цифрами.
- Одночлены, в которых содержится только один числовой множитель и степени с разными буквенными основаниями, называют одночленами стандартного вида.
- Буквенный множитель одночлена, записанного в стандартном виде, называют коэффициентом одночлена.
- Одночлены, которые отличаются друг от друга только коэффициентами, называются подобными членами.
- Алгебраическая сумма нескольких одночленов называется многочленом.
- В результате умножения многочлена на одночлен получается одночлен.
- При умножении одночлена на одночлен получается одночлен.
- В результате умножения многочлена на многочлен получается многочлен.
- Чтобы привести подобные члены, надо сложить коэффициенты и разделить на общий буквенный множитель.
- Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+», скобки надо опустить, сохранив знак каждого члена, который был заключён в скобки.
- Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «-», скобки опускаем и, знаки членов, которые были в скобки, изменяем на противоположные.
III Практический тест («Сложение и вычитание одночленов»)
В таблице ответов выберите правильный ответ и поставьте «Х» в нужный сектор в таблице заполнения.
Вычислите:
- 2ав2 при а = -1, в = 2;
- х2 + 2х + 3 при х = 0
- а2 + а3 – а4 – 2а3 + 2а3
- в2 – ав + ав – в2
- (2 + в) + (3 + в2)
- а4 ∙ а4
- (а + в) – (-в + а)
- 5аав – 3ва2
- ва + ва.
Таблица ответов
А | Б | В | Г | Д | Е | |
1 | 4 | -8 | -4 | 8 | 16 | 12 |
2 | 0 | 6 | -4 | 3 | -6 | 2 |
3 | 2а4 + 3а4 | -2а4 + 3а4 | 2а4 + а3 | 2а4 - 3а3 | -3а3 | а3 |
4 | 4ав | 2ав | 0 | -2в2 | -2ав | 2в2 |
5 | -в2 – в + 5 | -в2 + в - 1 | в2 + в + 5 | в2 + в - 1 | -в2 + в + 5 | в2 - в - 1 |
6 | 4а2 | 4а | 4а4 | 2а4 | а8 | а16 |
7 | 4ав | 2а + 2в | 2а - 2в | -2в | 2а | 2в |
8 | 4ав2 | -2а2в | -2а2в | -3а2в | 2а2в2 | 7а2в |
9 | ав | 4ав | 0 | а2в2 | 3ав | 2ав |
Таблица заполнения (заполняет ученик)
А | Б | В | Г | Д | Е | |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 |
IV Разноуровневая самостоятельная работа «Действия над одночленами и многочленами»
На доске три варианта на «3», «4», «5»
Вариант А на «3» - синий цвет
Упростите выражение:
- (7х - 4) – (1 – 2х)
- -3х3 ∙ ху2
- 2у(6х – у)
- 3а(а + 1) – а2
- (2х + 5)(х - 1)
Вариант В на «4» - зелёный цвет
Упростите выражение:
- (4ху – 3х2) – (-ху + 5х2)
- -4а2в (1/2 ав2)
- 12а (а5 – а4 + 2а3)
- 2в3 + в2 – в(2в2 + 1)
- (х + 1)(х2 + х - 1).
Вариант С на «5» - красный цвет
Упростите выражение:
- (7х2 – 5у2) – (х2 + ху – у2)
- -14х ∙ 0,5 ху2∙ (1/7ху)
- 3ху(2х4 – х2у2 + 1/3у5)
- а3(а3 + а – 1) – а4(а – 2)
- (х4 + х3 – х2 – 1)(х + 1)
Ученики выполняют первое задание выбранного варианта. Как только пример решён, ученик с листочком подходит к учителю для проверки. Если ответ неправильный, то ученик ищет ошибку или выполняет задание более лёгкого варианта. Если ответ правильный, учитель забирает листочек с решением, а ученик закрашивает на оценочном листе ту клетку, которая соответствует его варианту и номеру задания. Если он выполнил задание «А», то закрашивает клеточку синим цветом, если «В» или «С», то соответственно зелёным или красным цветом. Затем ученик выполняет задание 2 и т.д.
V Подведение итога урока (используются данные оценочного листа)
VI Резерв урока
«Буквоград» на доске плакат с буквами: АОВСТЛКРИЧГНМО
Выполняя задание 1-7, вычеркните буквы, соответствующие ответам.
Упростите:
1) а4 ∙ а3;
2) (а5)3;
3) а11: а6;
4) а8 ∙ а ;
5) (а2)3 ∙ а5;
6) а6 ∙ а5 : а10;
7) а9 ∙ а4∙ а
Шифр: А – а7; В – а15; Г – а; И – а30; К – а9; М – а14; Н – а13; О – а12; Р – а11; С – а5; Т – а8; Ч – а3.
Остаётся слово «Отлично».
Оценочный лист
7 класс | Устная работа | Теорети ческий тест | Практи ческий тест | «Буквоград» | Разноуровневая с/р | Итог | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
«3» | «4» | «5» | ||||||||||||||||||
ФИО учащегося | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
1. | ||||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||||||
4. |