Урок-эстафета для 7-го класса по теме "Одночлены и многочлены"

Разделы: Математика


Цель урока:

  • Образовательная: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы; создать условия контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.
  • Развивающая: способствовать формированию умений применять приёмы: обобщения, сравнения, выделения главного, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
  • Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к математике. Активности. Организованности. Умения общаться, любви к родному краю.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: портрет Мухаммеда ал-Хорезми, оценочный лист, карточки.

I Организационный момент

- На уроке по теме: «Одночлены и многочлены» мы повторим, обобщим, приведём в систему изученный материал. Ваша задача: показать свои знания и умения в процессе тестирования по теории и практике, устных упражнений, разноуровневой самостоятельной работы. Подвести итоги урока поможет оценочный лист.

Устно:

Выполнив задание расшифруйте название улицы нашего села. Ответы даны в секторах восьмиугольника.

1. с4 ∙ с2; 2. с8 : с5 3. (с3)4; 4. с9 ∙ с2; 5. с9 : с4 6. (с5)2; 7. с7 ∙ с3 ∙ с3; 8. (с2)6 : с5;

Систематизация теоретического материала:

Слово «алгебра» произошло от слова «ал-джабра», взятого из названия книги узбекского математика, астронома и географа Мухаммеда ал-Хорезми. Выполнив «цепочку» вычислений, вы узнаете, какое из «исчислений» («ал-джабра» или «ал-мукабала») означает «приведённое подобных членов»:
- 11 + 7 - 5 ∙ 3 + (-13) : 8 + 12 - 15 ∙ 4 + 29 - (-10).

13 - «ал-джабра» или 7 - «ал-мукабала».

II Теоретический тест

Верно ли утверждение, определение, свойство?

  1. Одночленом называют сумму числовых и буквенных множителей.
  2. Буквенные множители – это множители, обозначенные цифрами.
  3. Одночлены, в которых содержится только один числовой множитель и степени с разными буквенными основаниями, называют одночленами стандартного вида.
  4. Буквенный множитель одночлена, записанного в стандартном виде, называют коэффициентом одночлена.
  5. Одночлены, которые отличаются друг от друга только коэффициентами, называются подобными членами.
  6. Алгебраическая сумма нескольких одночленов называется многочленом.
  7. В результате умножения многочлена на одночлен получается одночлен.
  8. При умножении одночлена на одночлен получается одночлен.
  9. В результате умножения многочлена на многочлен получается многочлен.
  10. Чтобы привести подобные члены, надо сложить коэффициенты и разделить на общий буквенный множитель.
  11. Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+», скобки надо опустить, сохранив знак каждого члена, который был заключён в скобки.
  12. Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «-», скобки опускаем и, знаки членов, которые были в скобки, изменяем на противоположные.


III Практический тест («Сложение и вычитание одночленов»)

В таблице ответов выберите правильный ответ и поставьте «Х» в нужный сектор в таблице заполнения.

Вычислите:

  1. 2ав2 при а = -1, в = 2;
  2. х2 + 2х + 3 при х = 0
  3. а2 + а3 – а4 – 2а3 + 2а3
  4. в2 – ав + ав – в2
  5. (2 + в) + (3 + в2)
  6. а4 ∙ а4
  7. (а + в) – (-в + а)
  8. 5аав – 3ва2
  9. ва + ва.

Таблица ответов

  А Б В Г Д Е
1 4 -8 -4 8 16 12
2 0 6 -4 3 -6 2
3 4 + 3а4 -2а4 + 3а4 4 + а3 4 - 3а3 -3а3 а3
4 4ав 2ав 0 -2в2 -2ав 2
5 2 – в + 5 2 + в - 1 в2 + в + 5 в2 + в - 1 2 + в + 5 в2 - в - 1
6 2 4 4 а8 а16
7 4ав 2а + 2в 2а - 2в -2в
8 4ав2 -2а2в -2а2в -3а2в 2в2 2в
9 ав 4ав 0 а2в2 3ав 2ав

Таблица заполнения (заполняет ученик)


А Б В Г Д Е
1            
2            
3            
4            
5            
6            
7            
8            
9            

 

IV Разноуровневая самостоятельная работа «Действия над одночленами и многочленами»

На доске три варианта на «3», «4», «5»

Вариант А на «3» - синий цвет

Упростите выражение:

  1. (7х - 4) – (1 – 2х)
  2. -3х3 ∙ ху2
  3. 2у(6х – у)
  4. 3а(а + 1) – а2
  5. (2х + 5)(х - 1)

Вариант В на «4» - зелёный цвет

Упростите выражение:

  1. (4ху – 3х2) – (-ху + 5х2)
  2. -4а2в (1/2 ав2)
  3. 12а (а5 – а4 + 2а3)
  4. 3 + в2 – в(2в2 + 1)
  5. (х + 1)(х2 + х - 1).

Вариант С на «5» - красный цвет

Упростите выражение:

  1. (7х2 – 5у2) – (х2 + ху – у2)
  2. -14х ∙ 0,5 ху2∙ (1/7ху)
  3. 3ху(2х4 – х2у2 + 1/3у5)
  4. а33 + а – 1) – а4(а – 2)
  5. 4 + х3 – х2 – 1)(х + 1)

Ученики выполняют первое задание выбранного варианта. Как только пример решён, ученик с листочком подходит к учителю для проверки. Если ответ неправильный, то ученик ищет ошибку или выполняет задание более лёгкого варианта. Если ответ правильный, учитель забирает листочек с решением, а ученик закрашивает на оценочном листе ту клетку, которая соответствует его варианту и номеру задания. Если он выполнил задание «А», то закрашивает клеточку синим цветом, если «В» или «С», то соответственно зелёным или красным цветом. Затем ученик выполняет задание 2 и т.д.

V Подведение итога урока (используются данные оценочного листа)

VI Резерв урока

«Буквоград» на доске плакат с буквами: АОВСТЛКРИЧГНМО

Выполняя задание 1-7, вычеркните буквы, соответствующие ответам.

Упростите:

1) а4 ∙ а3;
2) (а5)3;
3) а11: а6;
4) а8 ∙ а ;
5) (а2)3 ∙ а5;
6) а6 ∙ а5 : а10;
7) а9 ∙ а4∙ а

Шифр: А – а7; В – а15; Г – а; И – а30; К – а9; М – а14; Н – а13; О – а12; Р – а11; С – а5; Т – а8; Ч – а3.

Остаётся слово «Отлично».

Оценочный лист

7 класс Устная работа Теорети ческий тест Практи ческий тест «Буквоград» Разноуровневая с/р Итог
«3» «4» «5»
ФИО учащегося 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
1.                                        
2.                                        
3.                                        
4.