Урок чтения. Программа "Школа 2100"

Разделы: Начальная школа


В рамках закрепления фонетических и интонационных навыков учащимся предложены игровые устные упражнения на отработку:

  • дыхания;
  • артикуляции;
  • интонации.

Отработке каждого навыка посвящен определенный тип устного упражнения (фонетическое стихотворение, скороговорка и т.д.).

Обобщение прочитанных произведений (т.е. тренировка памяти, развитие логического мышления, развитие речевых навыков) осуществляется в игровой форме при помощи визуального наглядного пособия.

Наглядное пособие представляет из себя части дома, вырезанные из ватманского листа и раскрашенные. На обратной стороне каждой “части дома” – написано задание по пройденному материалу. Учащимся предлагается “построить” этот дом на доске, используя имеющиеся у них знания и навыки.

Здесь индивидуальная работа каждого удачно поддерживается работой остального коллектива: в этом задании поощряется взаимопомощь, учащимся предлагают помогать тем, кто не справляется с заданием. Таким образом, задействованы и принципы социального общения (получение опыта эффективной речевой коммуникации в рамках выполнения командной работы), ребенок получает положительный стимул к развитию речи, наглядно наблюдая: чем лучше речь учащегося, чем шире его кругозор, тем эффективней проходит его общение с окружающими, тем эффективнее можно добиться своих целей.

Участие детей в процессе творчества логически продолжает этап “Любимая игрушка”, когда каждый ребенок имеет возможность выйти к доске, где висит его рисунок любимой игрушки, и рассказать, какую любимую игрушку он поселил бы в получившийся совместными усилиями дом (см. выше), а также правильно описать ее. Это – отработка речевых навыков и расширение кругозора.

Завершает урок подведение итогов: подытоживаются знания по теме и навыки устной речи каждого учащегося: детям предлагается выразить их отношение к прочитанным произведениям.

Цели урока:

  1. Обобщение знаний учащихся по 1 разделу учебника “Попрыгать-поиграть”.
  2. Прививать любовь к чтению.
  3. Продолжить работу по отработке навыков четкого произношения, развитию дыхания, интонационного слуха с помощью речевой разминки.
  4. Развивать память, речь, мышление.

Оборудование:

  1. Учебник “Капельки солнца”. Авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.
  2. Рисунки учащихся на тему: “ Моя любимая игрушка”.
  3. Элементы игрушечного домика.
  4. Портреты детских писателей.
  5. Выставка детских книг.

I. Оргмомент.

– Здравствуйте, дети!

– К нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь.

II. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме 1 раздела.

– Как он называется?

(Учащиеся отвечают: “Попрыгать-поиграть”.)

III. Речевая разминка.

Упражнение на дыхание.

Представьте, что мы в саду нюхаем цветы. (Медленный глубокий вдох, медленный выдох.)

Повторяем 3 раза.

Упражнение на артикуляцию. (Приложение 1)

Мы увидели розу и восхищаемся:

А-А-А!

Мы увидели гвоздику и удивляемся:

О-О-О!

Укололись шиповником и сердимся:

У-У-У!

Чтение чистоговорок.

Звук (С)

Са-Са-Са! Ой-ой-ой! Летит оса!

Сы-сы-сы! Не боимся мы осы!

Су-су-су! Видел кто из вас осу?

Сы-сы-сы-! Мы не видели осы!

Интонационные упражнения.

Скороговорка.

“Купила бабуся бусы Марусе”. (Приложение 2)

– Чтение с четким проговариванием каждого звука.

– Чтение губами.

– Чтение шопотом.

– Чтение в полный голос.

– Чтение слогическим ударением.

“Купила бабуся бусы Марусе! ”

“Купила бабуся бусы Марусе!”

Купила бабуся бусы Марусе?”

IV. Повторение.

– С какими героями мы путешествовали по страницам учебника?

(Петя Зайцев, Вова Колесников, Катя Персикова.)

– Отрывок из какой сказочной повести вы читали дома?

(Э.Успенский “Крокодил Гена и его друзья”.)

– Откройте страницу 62 учебника.

– Прочитаем 4 часть повести.

(Читают 5 учащихся.)

– Что произошло с героями, пока они строили дом? (Они подружились.)

– Давайте посмотрим, какие домики вы нарисовали. (Выставка рисунков.)

– А сейчас мы будем вместе строить домик.

(На доске детали домика.)

 Чтобы его построить, нужно вспомнить произведения из первого раздела. Начинаем строить с фундамента.

Учащиеся выходят по очереди к доске, берут детали домика, с обратной стороны которых написаны задания,читают их,выполняют. Если задание выполнено верно, деталь крепится к доске с помощью магнита. Если ответ не верный, берем помощь класса.

З-1

Проведи физкультминутку. Стихотворение Ю. Мориц “Попрыгать-поиграть”.

З-2

Прочитай наизусть стихотворение А. Барто “Я выросла”.

З-3

“На, машина, чашку!
Ешь, машина, кашку!”

– Как называется стихотворение?

– Кто автор?

– Отчего заболела машина?

З-4

“Мне сегодня в подарок коня принесли –
Вьется грива до самой земли.”

– Как называется стихотворение?

– Кто автор?

– О чем стихотворение?

З-5

“Мишка,мишка!
Как не стыдно!
Вылезай из-под комода!”

– Кто написал стихотворение?

– О чем оно?

З-6

Знайка, доктор Пилюлькин, Незнайка.

– Из какой книги эти герои?

– Кто автор?

З-7

– О каких играх мы читали в стихотворениях А.Барто и И.Демьянова?

З-8

– Чему мы научились на уроках вежливости? (Как здороваться, как играть, как дарить подарки.)

– Кто давал нам вредные советы?

(Г.Остер)

– Вот какой дом у нас получился!

– В нем будут жить ваши любимые игрушки.

(На доске рисунки детей “Любимая игрушка”.)

Учащиеся выходят к доске и рассказывают о любимой игрушке.

План рассказа:

  1. Назови игрушку.
  2. Какая она (описание).
  3. Как я с ней играю?

За каждый правильный ответ дети в течение урока получали флажки.

V. Рефлексия.

– Что понравилось на уроке?

– Какие произведения вы захотели прочитать сами?

– Какие стихи и рассказы вам больше всего понравились?

Поднимите флажки в руке. Вот как мы хорошо поработали!

Приложение 1

Приложение 2