В рамках закрепления фонетических и интонационных навыков учащимся предложены игровые устные упражнения на отработку:
- дыхания;
- артикуляции;
- интонации.
Отработке каждого навыка посвящен определенный тип устного упражнения (фонетическое стихотворение, скороговорка и т.д.).
Обобщение прочитанных произведений (т.е. тренировка памяти, развитие логического мышления, развитие речевых навыков) осуществляется в игровой форме при помощи визуального наглядного пособия.
Наглядное пособие представляет из себя части дома, вырезанные из ватманского листа и раскрашенные. На обратной стороне каждой “части дома” – написано задание по пройденному материалу. Учащимся предлагается “построить” этот дом на доске, используя имеющиеся у них знания и навыки.
Здесь индивидуальная работа каждого удачно поддерживается работой остального коллектива: в этом задании поощряется взаимопомощь, учащимся предлагают помогать тем, кто не справляется с заданием. Таким образом, задействованы и принципы социального общения (получение опыта эффективной речевой коммуникации в рамках выполнения командной работы), ребенок получает положительный стимул к развитию речи, наглядно наблюдая: чем лучше речь учащегося, чем шире его кругозор, тем эффективней проходит его общение с окружающими, тем эффективнее можно добиться своих целей.
Участие детей в процессе творчества логически продолжает этап “Любимая игрушка”, когда каждый ребенок имеет возможность выйти к доске, где висит его рисунок любимой игрушки, и рассказать, какую любимую игрушку он поселил бы в получившийся совместными усилиями дом (см. выше), а также правильно описать ее. Это – отработка речевых навыков и расширение кругозора.
Завершает урок подведение итогов: подытоживаются знания по теме и навыки устной речи каждого учащегося: детям предлагается выразить их отношение к прочитанным произведениям.
Цели урока:
- Обобщение знаний учащихся по 1 разделу учебника “Попрыгать-поиграть”.
- Прививать любовь к чтению.
- Продолжить работу по отработке навыков четкого произношения, развитию дыхания, интонационного слуха с помощью речевой разминки.
- Развивать память, речь, мышление.
Оборудование:
- Учебник “Капельки солнца”. Авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.
- Рисунки учащихся на тему: “ Моя любимая игрушка”.
- Элементы игрушечного домика.
- Портреты детских писателей.
- Выставка детских книг.
I. Оргмомент.
– Здравствуйте, дети!
– К нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь.
II. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме 1 раздела.
– Как он называется?
(Учащиеся отвечают: “Попрыгать-поиграть”.)
III. Речевая разминка.
Упражнение на дыхание.
Представьте, что мы в саду нюхаем цветы. (Медленный глубокий вдох, медленный выдох.)
Повторяем 3 раза.
Упражнение на артикуляцию. (Приложение 1)
Мы увидели розу и восхищаемся:
А-А-А!
Мы увидели гвоздику и удивляемся:
О-О-О!
Укололись шиповником и сердимся:
У-У-У!
Чтение чистоговорок.
Звук (С)
Са-Са-Са! Ой-ой-ой! Летит оса!
Сы-сы-сы! Не боимся мы осы!
Су-су-су! Видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы-! Мы не видели осы!
Интонационные упражнения.
Скороговорка.
“Купила бабуся бусы Марусе”. (Приложение 2)
– Чтение с четким проговариванием каждого звука.
– Чтение губами.
– Чтение шопотом.
– Чтение в полный голос.
– Чтение слогическим ударением.
“Купила бабуся бусы Марусе! ”
“Купила бабуся бусы Марусе!”
Купила бабуся бусы Марусе?”
IV. Повторение.
– С какими героями мы путешествовали по страницам учебника?
(Петя Зайцев, Вова Колесников, Катя Персикова.)
– Отрывок из какой сказочной повести вы читали дома?
(Э.Успенский “Крокодил Гена и его друзья”.)
– Откройте страницу 62 учебника.
– Прочитаем 4 часть повести.
(Читают 5 учащихся.)
– Что произошло с героями, пока они строили дом? (Они подружились.)
– Давайте посмотрим, какие домики вы нарисовали. (Выставка рисунков.)
– А сейчас мы будем вместе строить домик.
(На доске детали домика.)
Чтобы его построить, нужно вспомнить произведения из первого раздела. Начинаем строить с фундамента.
Учащиеся выходят по очереди к доске, берут детали домика, с обратной стороны которых написаны задания,читают их,выполняют. Если задание выполнено верно, деталь крепится к доске с помощью магнита. Если ответ не верный, берем помощь класса.
З-1
Проведи физкультминутку. Стихотворение Ю. Мориц “Попрыгать-поиграть”.
З-2
Прочитай наизусть стихотворение А. Барто “Я выросла”.
З-3
“На, машина, чашку!
Ешь, машина, кашку!”
– Как называется стихотворение?
– Кто автор?
– Отчего заболела машина?
З-4
“Мне сегодня в подарок коня принесли –
Вьется грива до самой земли.”
– Как называется стихотворение?
– Кто автор?
– О чем стихотворение?
З-5
“Мишка,мишка!
Как не стыдно!
Вылезай из-под комода!”
– Кто написал стихотворение?
– О чем оно?
З-6
Знайка, доктор Пилюлькин, Незнайка.
– Из какой книги эти герои?
– Кто автор?
З-7
– О каких играх мы читали в стихотворениях А.Барто и И.Демьянова?
З-8
– Чему мы научились на уроках вежливости? (Как здороваться, как играть, как дарить подарки.)
– Кто давал нам вредные советы?
(Г.Остер)
– Вот какой дом у нас получился!
– В нем будут жить ваши любимые игрушки.
(На доске рисунки детей “Любимая игрушка”.)
Учащиеся выходят к доске и рассказывают о любимой игрушке.
План рассказа:
- Назови игрушку.
- Какая она (описание).
- Как я с ней играю?
За каждый правильный ответ дети в течение урока получали флажки.
V. Рефлексия.
– Что понравилось на уроке?
– Какие произведения вы захотели прочитать сами?
– Какие стихи и рассказы вам больше всего понравились?
Поднимите флажки в руке. Вот как мы хорошо поработали!