Цель: формирование сознательного выбора будущей профессии.
Задачи:
- продолжить разговор с учащимися о выборе будущей профессии;
- познакомить учащихся с особенностями выбора профессии на современном этапе,
- познакомить с ситуацией на рынке труда;
- выявить уровень развития коммуникативных способностей, как стержневых в профессии типа «человек – человек»
Классный час проходил в форме ролевой игры – круглый стол.
Роли специалистов выполняли учащиеся.
Ведущий. Уважаемые друзья, добрый день. Мы рады вас приветствовать в Центре занятости населения на Дне профориентации. Сейчас для выпускников школ и их родителей состоится круглый стол, где с нашими гостями мы будем вести разговор о выборе профессии. Выбор профессии – это путь проб и ошибок? А может надо заранее готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию? Об этих и других проблемах пойдет речь сегодня за нашим круглым столом. Итак, мы начинаем.
Большинство выпускников хотели бы иметь престижную и высокооплачиваемую работу. Их привлекают такие профессии, как юрист, экономист, банкир.
А какие еще профессии являются привлекательными для молодежи? Попросим ответить на этот вопрос гостя нашей сегодняшней встречи социолога ……………
Социолог. Большинство подростков хотят иметь интересную и высокооплачиваемую работу. Результаты социологических исследований показали, что распределение предпочтений по профессиональным сферам получается следующее:
1)финансово–экономическая деятельность
2) юридическая, правоведческая
3)культура, наука, образование, здравоохранение
4) архитектура, дизайн, художественное творчество
5) торговля, коммерция
6) государственное управление
7) инженерно техническая деятельность
Приоритеты молодежи связаны, прежде всего, с финансово – экономической и правовой деятельностью. Экономист, юрист – профессии, привлекательные в общественном сознании, несмотря на то, что рынок труда насыщен данными специалистами, отсутствуют вакансии и появилась безработица. Однако существует недооценка выпускниками спроса на специальности промышленного производства. Резко возросла потребность в инженерных кадрах. Производящим компаниям, крупным предприятиям необходимы руководители среднего звена. Поэтому необходимо переориентировать выпускников школ с таких профессий, как экономист, банковский специалист, менеджер, юрист, на пользующие спросом профессии: специалисты промышленного производства, инженеры, руководители среднего звена на производстве, начальники цехов, мастера и т.д.
Ведущий. А что посоветуют психологи молодому человеку, выбирающему профессию?
Психолог. Современному старшекласснику при выборе профессии необходимо учитывать следующие моменты:
- Динамичность мира профессий.
Ежегодно появляются сотни новых профессий. Вместе с тем многие профессии «живут» сегодня не больше десятка лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости.
-Не так давно, человеку было достаточно иметь только одну профессию. Сейчас нужно стремиться к овладению не одной, а несколькими смежными профессиями.
-Выпускнику школы надо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных при обучении, не хватит на весь период трудовой жизни. Человеку в течение жизни предстоит постоянно совершенствоваться в профессии, не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, психологически готовиться к иному виду профессиональной деятельности, к освоению новой профессии.
Ведущий. Раньше выбирая специальность, мы руководствовались больше собственными наклонностями, пристрастиями, примером родителей. Достаточно ли этого для выбора профессии сегодня? Зададим этот вопрос специалисту центра занятости …..
Специалист центра занятости. В настоящее время, выбирая будущую профессию необходимо обратить внимание на ее востребованность на рынке труда сегодня и завтра.
Сложно сказать, что будет через 5 – 10 лет, ситуация напрямую зависит от экономического благосостояния страны. По мнению специалистов, анализирующих развитие экономики, бум спроса придется на рабочих – универсалов (владеющих несколькими рабочими специальностями), которые будут востребованы в промышленности, транспорте, строительстве, коммунальном хозяйстве. Уже сегодня наблюдается активное развитие фармации, полиграфии. Устойчиво востребованы профессии сферы торговли и обслуживания: продавцы, повара, кондитеры, бармены, официанты. Удержится спрос на врачей и учителей, а вот что касается юристов и экономистов, то современный рынок ими несколько перенасытился.
Ведущий. Бесспорно, сильный квалифицированный юристконсульт пригодится любому предприятию или фирме, но это должен быть высококвалифицированный специалист. И если ты планируешь в будущем стать высококлассным специалистом, то готовить себя нужно уже сейчас. Об этом подробнее расскажет инспектор по кадрам одной из ведущих компаний……….
Инспектор по кадрам одной из компаний. Подросток, выбирая профессию, стремится получить соответствующее образование. Но он должен развивать и необходимые качества личности. В первую очередь инициативу, самостоятельность, ответственность. Почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодого человека, как отсутствие опыта трудовой деятельности, неумение построить взаимоотношения в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность. Необходимо формировать такие качества личности, как коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональная устойчивость.
Высококлассный специалист составляет главный ресурс организации. Если ты решил добиться высот в будущей профессиональной деятельности, готовить себя нужно уже сейчас.
Основой для любой профессиональной подготовки служат хорошие знания общеобразовательной школы.
Нашу жизнь сложно представить без компьютера. Человек не умеющий работать на компьютере не может рассчитывать на более-менее приличное место работы.
А вы знаете иностранные языки? Насколько хорошо? Этот вопрос все чаще задают работодатели кандидатам на более-менее приличные места. Знание иностранного языка – это уже требование времени.
На одних способностях далеко не уедешь. Твой характер только формируется, работай над собой, привыкай трудиться. Развивай в себе коммуникативные качества, сдержанность, тактичность, самостоятельность, дисциплинированность, умение планировать, желание приобретать новые знания.
Ведущий. Читая объявления о приеме на работу, замечаем, что все больше требуются коммуникативные, энергичные, желающие работать молодые люди, без вредных привычек. Такие качества, как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, необходимо иметь человеку любой профессии. Особенно тем, чьи профессии относятся к типу «Человек – человек». Давайте проверим, как у вас развиты коммуникативные способности.
(Ведущий читает вопросы теста)
Тест. Коммуникативные способности. (да «+», нет « - ») [1]
- Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
- Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем - то из ваших товарищей?
- Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми.
- Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким – либо другим занятием, чем с людьми?
- Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
- Трудно ли для вас включиться в новые для вас компании?
- Легко ли вам удается установить контакты с незнакомыми для вас людьми?
- Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
- Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с незнакомыми людьми?
- Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
- Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
- Испытываете ли вы затруднение, неудобства или стеснение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
- Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
- Правда ли, что вы чествуете себя не уверенно среди малознакомых вам людей?
- Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
- Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
- Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?
- Правда ли, что вы чествуете себя достаточно уверенным и спокойным , когда приходится говорить что либо большой группе людей?
- Верно ли, что у вас много друзей?
- Часто ли вы находитесь в центре внимания у своих товарищей?
Обработка результатов:
Сверти ваши результаты с ключом (всем выдается ключ для обработки результатов) и подсчитайте количество совпадающих ответов. Вычислите оценочный коэффициент коммуникативных способностей
К=Х / 20,(деление) где К – величина оценочного коэффициента;
Х – количество совпадающих ответов с ключом,
20- максимально возможное число совпадений
Ключ к определению коммуникативных способностей.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
+ | - | + | - | - | - | + | - | + | - | + | - | + | - | + | - | + | - | + | - |
Шкала оценок коммуникативных способностей.
Коэффициент |
Оценка | Уровень проявления коммуникативных способностей. |
0,10 – 0,45 | 1 | Низкий |
0,46 – 0, 55 | 2 | Ниже среднего |
0,56 – 0, 65 | 3 | Средний |
0, 66 – 0, 75 | 4 | Высокий |
0, 76 – 1,00 | 5 | Очень высокий |
Интерпретация результатов
Оценка «1».Получившие ее, испытуемые, характеризуются крайне низким уровнем проявления способностей к коммуникативной деятельности.
Оценка «2». Для испытуемых получивших такую оценку характерно отсутствие стремления к общению. Они чувствуют себя скованно в незнакомой компании и новом коллективе. Они предпочитают проводит время наедине с собой, ограничивают свои знакомства с новыми людьми. Им трудно выступать перед аудиторией. Они плохо ориентируются в незнакомой ситуации. Не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды.
Оценка «3». Получившие такую оценку испытуемые, обладая средними данными, стремятся к новым контактам с людьми, неограничивая круг своих привычных знакомств. Они охотно проявляют лидерское поведение, отстаивают свое мнение. Однако потенциал их способностей не отличается устойчивостью. Если они хотят быть успешными в общении с людьми, нуждаются в серьезной и планомерной работе по формированию и развитию способностей.
Оценка «4».Испытуемые этой группы не теряются в новой для них обстановке, быстро находят друзей, постоянно расширяют круг своих знакомств. Они охотно занимаются общественной работой, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении.
Оценка «5». Люди с высоким уровнем проявления коммуникативных способностей быстро ориентируются в сложных ситуациях, они непринужденно ведут себя в новом коллективе. Испытуемые этой группы инициативны. Предпочитают самостоятельность в выборе и принятии решений, отстаивают свое мнение и добиваются , чтобы оно было принято. Они легко вливаются в незнакомую компанию.
Идет обсуждение результатов теста.
Ведущий. В заключении нашей встречи хочется дать несколько советов тем кто выбирает профессию сегодня.
- Необходимо узнать не только о радужной стороне профессии, но и о теневой. Врач – это не только белоснежный халат, выход из операционной на встречу признательным родственникам. Стоптанные башмаки терапевта от десятков ежедневных вызовов - это тоже медицинская помощь.
- Выбирая профессию, ты выбираешь и образ жизни. Судьба актера, спортсмена, строителя неотделима от поездок. Один человек не выносит монотонности. Другой не терпит суеты, постоянных перемен. Все это надо учитывать.
- Возьми за правило: мечтать о большом, но радоваться пока малому. «Не сразу Москва строилась». Претендовать сразу на должность директора завода бессмысленно. Все знают, что квалифицированные директора заводов и универмагов получились как раз из тех, кто прошел всю служебную лестницу снизу вверх, от станка и от прилавка.
Успехов вам.
Литература.
- «Профориентация школьников» Сборник учебно-методических материалов/сост. Т.В.Черникова., Волгоград: Учитель, 2006.