Урок математики в 11-м классе по теме "Решение логарифмических неравенств"

Разделы: Математика


Цель урока:

  • Показать учащимся способ решения логарифмических неравенств методом замены множителей. Отработка навыков быстрого решения.
  • Сформировать умение наблюдать, проводить рассуждения по аналогии.
  • Воспитание математической культуры, речи, уважительного отношения к сверстникам.

План первого урока:

  • Первый этап - постановка целей и мотивация учебной деятельности.
  • Второй этап - повторение основного метода решения логарифмических неравенств.
  • Третий этап – рассмотрение нового метода решения неравенств.
  • Четвертый этап - обобщение и систематизация знаний по теме и применение их в практических заданиях.

Ход первого урока

Сегодня логарифмические неравенства решим методом замены множителей.

Утверждение1: Знак разности logaf(x) - logag(x) совпадает со знаком произведения (a - 1)(f(x) - g(x)) в ОДЗ, т.е.

Условия равносильности верны и для нестрогого неравенства.

Пример 1. Решите неравенство:

Решение:
Решим это неравенство разными способами (традиционным и методом замены переменных).

I способ.



Ответ: (-2; +∞)

II способ.

Ответ: (-2; +∞)

Пример 2. Решите неравенство:

Решение:
Воспользуемся утверждением. Получим, что знак разности lg(3x2 - 3x + 7) - lg(6 + x - x2) совпадает со знаком разности (3x2 - 3x + 7) - (6 + x - x2) при условии, что х ∈ ОДЗ. Следовательно, данное неравенство равносильно системе:

Ответ:

Решить на доске и в тетрадях следующие неравенства. Всем раздаются карточки.


План второго урока:

  • Первый этап - рассмотрение нового метода решения для неравенств с переменным основанием.
  • Второй этап – обобщение и систематизация знаний по теме и применение их в практических заданиях.
  • Третий этап – итог урока.

Ход второго урока

Теперь будем рассматривать второе утверждение.

Утверждение 2: Знак разности logh(x)f(x) - logh(x)g(x) совпадает со знаком произведения (h(x) - 1)(f(x) - g(x)) в ОДЗ, т.е. При решении строгих неравенств полное условие равносильности выглядит так:

Для нестрогих неравенств условия равносильности примут вид:

Преимущество приведенных условий равносильности состоит в том, что за один шаг освободились от логарифмов и переменных оснований. Если основание логарифма и подлогарифмическое выражение являются рациональными функциями, можно пользоваться методом интервалов.

Решить на доске и в тетрадях следующие неравенства. Всем раздаются карточки.

Итог урока: Решение неравенств новым методом дает возможность просто справиться с неравенствами, решение которых обычным способом потребует гораздо больше вычислений.

Домашнее задание: