В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правильное восприятие. Не стал исключением и такой предмет как география, где тоже наблюдается снижение интереса. Это связано с применением довольно старых наглядных материалов, однообразным использованием учебников, таблиц, схем, а также снижением значения географии в обществе. В настоящее время мы отмечаем быстрое развитие информационных технологий. Поэтому одним из способов повышения интереса к предмету географии является использование компьютерных технологий на различных стадиях учебного процесса.
Курс "География материков и океанов" 7 класс содержит наиболее богатый учебный материал, который формирует у учащихся интерес к изучению природы и населения Земли. Для успешного решения этой задачи очень хороши элементы информационных технологий, которые позволяют:
- значительно расширить иллюстративный материал;
- повысить мотивацию учебной деятельности, создавая проблемные ситуации;
- усилить эмоциональный фон обучения;
- создать условия для экономии учебного времени;
- способствовать более эффективному усвоению нового материала, чем на традиционных уроках.
На таких уроках возможно применение и этапа рефлексии, что позволяет определить уровень усвоения учебных знаний.
На уроке " Население Африки" по теме "Африка" были использованы элементы информационных технологий в виде презентации. Она использована на разных этапах урока в виде карт, слайдов, текстовых страниц. Эта форма позволяет решить задачу по активизации учебной деятельности учащихся на уроке.
Методическая разработка урока по теме "Население Африки", 7-й класс
Тип урока: урок-изучение нового материала с сочетанием фронтального, парного и индивидуального вида работы учащихся.
Цель:
- Повторить и закрепить знания об африканском происхождении человека и колониальном прошлом материка.
- Сформировать понятие о размещении населения, его расовом и этническом составе.
- Продолжить развивать умения сравнивать, делать выводы, работать с картой, учебником.
- Воспитывать уважительное отношение к представителям различных народов.
Оборудование:
- Персональный компьютер, медиапроектор, диск с презентацией "Население Африки" (при разработке презентации использовались материалы диска "География 6-10 классы. Библиотека электронных наглядных пособий");
- Раздаточный материал "Характеристика жилищ народов Африки", "Особенности быта, обычаи, традиции";
- Карты "Природные зоны мира", "Политическая карта Африки", "Народы и плотность населения".
Этапы урока
I. Этап актуализации знаний.
Вступительное слово учителя. Он задает классу вопросы повторительного характера. Исходя из знаний предыдущей темы, учащиеся самостоятельно формулируют тему урока. Включается Слайд 1. Тема прописывается в тетрадь. Далее учитель задает вопрос о том, что можно узнать о населении. В процессе беседы учащиеся сами формулируют задачи урока. Включается Слайд 2.
II. Этап изучения нового материала.
1. Изучение происхождения человека. Учитель демонстрирует на экране первую задачу и приступает к изучению нового материала. В данной задаче используются знания учащихся об Африке, как о прародине человека Слайд 3. Беседа позволяет вспомнить этот материал.
На сегодняшний день большинство ученых считает, что вид "человека разумного" выделился из древних гоминидов около 50 тысяч лет назад в районе Великих рифтовых разломов в Восточной Африке.
Последние раскопки и открытия в Восточной Африке подтвердили, что этот район - самое вероятное место происхождения человека. В 70-е годы 20 века Луисом и Мэри Лики в ущелье Олдувай на севере Танзании в зоне рифтовых разломов были найдены останки древнего человекоподобного существа - "человека умелого", предка "человека разумного", возраст которого 1,7 млн. лет.
2. Изучение размещения населения. Далее учитель возвращается к слайду 2 и переходит к изучению третьей задачи. Это размещение населения. Учитель сообщает классу численность населения на материке Африка на 2006 год. Это 916 млн. человек (учащиеся делают записи в тетради.)
Учитель в ходе беседы выясняет, какой показатель характеризует размещение населения. Далее учащиеся анализируют карту плотности населения Африки, и выделяют районы с высокой и низкой плотностью населения.
В ходе беседы учащиеся самостоятельно находят причины, которые влияют на высокую и низкую плотность населения и записывают их в тетрадь. В данной работе используется карта "Природные зоны мира", которая сопоставляется с картой "Народы и плотность населения".
В заключении этапа учащиеся делают вывод о размещении населения на материке Африка.
3. Изучение расово-этнического состава населения Африки. Учитель возвращается к задачам и переходит к выполнению второй задачи. Это расовый и этнический состав населения материка Африка.
Учащиеся вспоминают основные расы и расовые признаки. По карте учащиеся устанавливают расовый состав на материке Африка.
Для того чтобы определить этнический состав населения учитель использует элементы ролевой игры. Ученики - путешественники. Их задача определить, какие народы живут в Африке, к какой расе относятся и какими внешними признаками обладают, какие особенности быта характерны.
- первая группа отправляется в Северную Африку;
- вторая - в центральную часть;
- третья - в южную часть.
Учащиеся выполняют работу, используя текст учебника на страницах 132-133, а также раздаточный материал. Результаты фиксируют в дневнике путешественника.
- четвертая группа изучает жилища народов Африки, используя раздаточный материал.
На работу отводится 7 минут, после чего заслушать отчеты учащихся.
Учащиеся сообщают результаты, параллельно используя Слайды презентации 4-8.
Данная работа заканчивается проблемным вопросом: почему в саваннах живут высокие люди, а во влажных экваториальных лесах жители маленького роста?
4. Изучение колониального прошлого Африки. Согласно поставленной задаче учитель разбирает вопросы связанные с колониальным периодом развития Африки, Учащиеся самостоятельно готовят ответы, используя текст учебника стр.134-135.
Установление обратной связи. Выводы по уроку.
5. Этап проверки знаний.
Вопросы для проверки уровня усвоения нового материала слайд 9.
Слайд 10 ответы для взаимопроверки (работа в парах).
6. Домашнее задание - Слайд 11.
7. Подведение итогов. Учитель оценивает учащихся, активно работающих на уроке, собирает работы этапа проверки знаний.