Задачи урока:
1. Образовательные:
- развитие умения воспринимать текст и правильно (без искажений), стилистически точно передавать его по коллективно составленному плану;
- совершенствование умений правильно обозначать безударные гласные в корнях и в окончаниях существительных;
- предупреждение орфографических, синтаксических и речевых ошибок; развитие орфографической зоркости.
2. Воспитательные:
- воспитывать чуткость к слову, сознательное, критическое отношение к его выбору;
- воспитание любви к природе;
- нравственное воспитание.
3. Развивающие:
- развитие художественного стиля речи;
- развитие связной речи учащихся, их коммуникативных умений;
- обогащение и активизация словаря учащихся;
- развитие логического мышления.
Оборудование для учителя:
- карточки с опорными словами
- правила написания изложения (плакат)
- карточки, на которых указаны орфограммы
- текст изложения
Оборудование для учащихся:
- текст изложения
- сигнальные карточки (безударные гласные)
- памятки ("Как составить план текста", "Правописание безударных окончаний имён существительных".)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели урока.
У: - Сегодня мы будем писать изложение повествовательного текста. У каждого текста есть свои особенности. Чем текст-повествование отличается от текста-описания?
Д: - В тексте-повествовании рассказывается о каком-либо случае. К нему можно задать вопрос: "Что случилось?"
3. Работа с текстом.
3.1. Подготовка первичного восприятия:
У: - Главных действующих лиц рассказа вы узнаете, разгадав ребус и загадку.
Ребус: расположите по порядку буквы
2 4 3 1 5 а к й ч а
Д: - чайка
Загадка:
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто это?
Д: - ворона
У:
"Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая".
Согласитесь не самая лестная характеристика. А ведь ворона не такая уж плохая, как принято считать. Не верите?! Послушайте рассказ.
3.2. Первичное восприятие (слуховое) текста.
Город Сочи стоит на берегу моря.
Однажды вечером прохожие на улице наблюдали интересный случай. Большая красавица чайка залетела в город. Её ослепил электрический свет. Птица потеряла дорогу к морю.
Чайка долго летала над площадью и устала. Она опускалась всё ниже и ниже, почти задевая автомашины.
Вдруг с дерева снялись две вороны. Они подлетели к морской птице и стали подталкивать её вдоль аллеи к морю.
Вороны летели возле чайки, пока она нашла дорогу к морю. Люди с изумлением следили за поведением птиц.
3.3. Общая беседа по содержанию:
У: - Назовите всех действующих лиц рассказа.
Д: - Морская чайка, прохожие, вороны.
У: - Что говорится о чайке?
Д: - Морская чайка залетела в город. Её ослепил электрический свет. Она не могла найти дорогу к морю.
У: - Что говорится о воронах?
Д: - Вороны помогли чайке. Они летели рядом с ней, пока она не нашла обратную дорогу.
У: - Что удивило людей в поведении птиц?
Д: - Людей удивило то, что птицы могут быть такими умными, отзывчивыми.
У: - Какова основная мысль текста? О чем хотел рассказать автор?
Д: - Автор хотел рассказать нам о том, что птицы могут помочь друг другу в трудную минуту.
- О том, что вороны умные птицы.
У: - Как можно озаглавить текст?
(Обсуждение предложенных названий)
3.4. Вторичное восприятие текста (зрительное)
Установка перед чтением:
У: Прочитайте текст самостоятельно, определите, сколько в нём частей.
3.5. Анализ структуры текста и языковой анализ.
У: - Сколько частей в тексте? Докажите.
Д: - 5 частей, каждая часть написана с красной строки.
У: - Передать содержание текста последовательно нам поможет план.
- Как составить план текста?
(Работа с памяткой для учащихся "Как составить план текста?")
У: - Прочитаем каждую часть, определим её основную мысль и озаглавим.
1 часть
У: - О чем говорится в 1 части?
Д: - О том, где происходят описанные события.
У: - Почему автор подчёркивает местоположение города Сочи?
Д: - В рассказе говорится о морской чайке.
У: - Как можно озаглавить эту часть?
Д: - Город Сочи.
2 часть
У: - Что произошло однажды вечером в городе Сочи?
У: - Как автор называет чайку?
Д: - Большая красавица, птица.
У: - Как можно озаглавить эту часть?
Д: - Однажды вечером.
У: - Перескажите эту часть.
3 часть
У: - Что важно подчеркнуть в этой части?
Д: - Долго летала чайка, устала.
У: - Какие слова помогают нам понять, насколько сильно устала чайка?
Д: - Опускалась всё ниже и ниже, почти задевая автомашины.
У: - Как озаглавим эту часть?
Д: - Чайка устала.
У: - Перескажите эту часть
4 часть
У: - "Чайка опускалась всё ниже и ниже, почти задевая автомашины". Казалось бы, гибель неизбежна и вдруг: "Вдруг с дерева снялись две вороны".
- Как вы понимаете значение слова "снялись"?
Д: - Слетели одновременно, быстро.
У: - Обратите внимание на второе предложение этой части. Автор заменяет существительное вороны местоимением они. А как он называет чайку?
Д: - Морская птица.
У: - О чём напишите в 4 части?
- Как её можно озаглавить?
Д: - Летят вороны.
5 часть
У: - О чём расскажите в заключении?
- Как озаглавим эту часть?
Д: - Указывают путь.
Коллективно составленный план записывается на доске:
- Город Сочи.
- Однажды вечером.
- Чайка устала.
- Летят вороны.
- Указывают путь.
У: - Какие средства использовал автор для связи предложений в тексте?
Д: - Слова: однажды, вдруг.
- местоименная замена: чайка - она, вороны - они.
- повтор существительных: "чайка" 1 часть- "чайка" 2 и 4 части; "вороны" 4 и 5 части
- употребление глаголов в прошедшем времени.
У: - Правильно построенная связь между предложениями помогает раскрыть тему текста и его главную мысль. Об этом надо помнить при написании изложения.
ФИЗМИНУТКА.
4. Орфографическая подготовка.
У: - Не менее важно думать над написанием слов, написать без ошибок.
- Назовите изученные орфограммы, которые есть в тексте.
4.1. написание словарных слов.
У: - Найдите и подчеркните в тексте слова с непроверяемым написанием. Прочитаем их орфографическим чтением.
- В каком падеже употреблены в тексте слова "улица", "аллея"? Объясните написание падежных окончаний (использование памятки "Правописание безударных окончаний имён существительных").
4.2. безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
На доске:
Ст.ит, б. льшая, веч.ром, осл.пил, пот.ряла, с д.рева, к м.рской птице, сл.дили, л.тала.
У: - На какое правило пропущены буквы в словах? Как проверить безударную гласную в корне слова?
(Работа с сигнальными карточками)
У: - К слову "летала" подберите из текста однокоренные слова.
Д: - Залетела, подлетели, летели.
У: - Что можно сказать о написании корня в однокоренных словах?
Д: - Пишется одинаково.
У: - Чем отличаются слова "летели", "подлетели"?
Д: - В слове "подлетели" приставка под-.
4.3. Правописание приставок.
У: - Найдите в тексте слова с приставками, приставку выделите.
- К какой группе можно отнести выделенные приставки? Что помните об их написании?
4.4. другие орфограммы.
У: - Какие ещё правила написания слов вы увидели в тексте?
Д: - Парные согласные, сочетания жи-ши, ча-ща, заглавная буква в названии города.
4.5. орфографическое чтение блока слов.
На доске:
Красавица, долго, всё ниже и ниже, почти задевая, с изумлением, за поведением.
У: - Подготовительная работа завершена. Прочитайте ещё раз текст и приступайте к работе.
5. Самостоятельная работа (написание изложения).
6. Проверка.