Устный журнал "Моя семья"

Разделы: Внеклассная работа


Ход занятия

1-й  Добрый день, честной народ!
Приглашаем в хоровод,
Хоровод-то не простой:
Папа, мама, я с сестрой.

2-й  Старший брат, любимый дед,
Охраняющий от бед,
Бабушка - всему душа,
В общем  - вся моя семья!

3-й  В этом дружном хороводе
Разговор мы поведём
О родном для нас народе:
О семье и как живём.

4-й Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нём не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?»
И Ева тихонько ответила: «Я».
«Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
Ответь на вопросы, подруга моя…
«Я, я, я,- Ева молвила,- я…»
И так на земле появилась семья.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы собрались, чтобы вместе полистать страницы
удивительного журнала под названием «Моя семья». Он небольшой по объёму, в нём всего три страницы, но он ёмок и глубок по своему содержанию.

ПЕСНЯ «ДОМИК ОКНАМИ В САД»

И так мы открываем первую страницу журнала «Наши родословные»

Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я?, Откуда я?, Откуда мои корни?, Кто моя родня?, Кто мои родственники?, Каков мой род? Род, родня, родственники- неужели эти понятия теряют для нас всякий смысл? Да и вообще, что такое род?

УЧЕНИК: В энциклопедии понятию «род» даются два толкования.
Первое. Группа  людей, кровных родственников, ведущих своё происхождение по одной линии(материнской или отцовской), по большей части осознающих себя потомками одного общего предка, носящих общее родовое имя.
Второе. Ряд поколений, происходящих от одного реального предка.

УЧИТЕЛЬ: Надо сказать, что установлению родственных связей и их описанию на Руси издревле уделялось большое внимание. Например, начиная уже с 16-го века, велись родословные книги. Мы с вами тоже попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имён, как в родословной А.С. Пушкина. У кого-то на древе 8-15-19 листочков. Мы с ребятами провели небольшую исследовательскую работу, проанализировав все генеалогические древа нашего класса. Самые роскошные древа получились древа семей Дереко Н. (23 листочка) и Астафьевой Л. (21 листок).
Возраст наших родителей варьирует от 1947 до 1975 годов. Старшими родителями являются папа Барадулин В.И(1947г), мама Барадулина В.Н. и мама Ложкина Н.П.(1954г), а самыми молодыми родителями стали – папа Агеев Э.А. (1974г) и мамы Зуева Т. А.  и Агеева Н.А.(1975г). Корни нашего классного древа уходят во II половину 19в.  Самыми мудрыми прапрадедами нашего класса стали прапрадед Н.Дереко(…1870г) и прапрабабушка М.Хачатуряна (…1878г).

Что касается географии нашего класса, то она очень обширна. Корни наши обнаружены в Читинской, Горьковской, Воронежской, Пермской, Смоленской, Тамбовской областях, в солнечном Баку и на далёкой Украине. А вот интересный факт- корни всех поколений древ семей Ложкиной М. и Акуловой Н. зародились в одной только Читинской обл.  В ходе работы над родословными ребята узнали много нового о своих семьях. Как сказала одна наша мама: «Я сама для себя узнала много интересного.» (звуковое созвучие имён, фамилий, отчеств.) Так что же интересного вы узнали? (высказывания ребят)
УЧИТЕЛЬ: Скажите, у кого до этого уже была составлена родословная? Ни у кого! Мой совет, не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте своё дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. И пусть это станет вашей хорошей семейной традицией.

РЕКЛАМА 

 УЧИТЕЛЬ:  «Послушай, Зин, не трогай шурина. Какой ни есть, а он - родня»,-поётся в популярной песне В.Высоцкого. А вот что за родня-шурин, знает не каждый. К сожалению, теперь, когда семьи далеко не так велики и прочны, как прежде, категории семейного родства частично утратили своё значение, и определение его зачастую затруднительно. Мы порой не знаем, как назвать нашего родственника, и вынуждены в разговоре прибегать к словесным нагромождениям. К примеру: она - жена брата моего мужа, т.е. просто-напросто невестка,- краткое, живое обозначение степени родства.

 УЧИТЕЛЬ: И так, послушаем «Словарь родства». А помогут нам наши гости. Вы, ребята, слушайте  внимательно, постарайтесь запомнить, а, может быть, даже вспомнить все  эти слова; а потом мы соединим всех услышанных родственников в одном стихотворении.
(за правильный ответ-жетон)

 УЧЕНИК: Кто такие:

Свёкор- отец мужа,
Свекровь-мать мужа
Тесть-отец жены
Тёща-мать жены
Зять-муж дочери, муж сестры, муж золовки.
Невестка (сноха)- жена сына; замужняя женщина по отношению к родным её мужа: отцу, матери, братьям, сёстрам, жёнам братьев и мужьям сестёр.
Сват и сватья - родители молодых и их родственники, зовут друг друга взаимно.
Сват и сваха- тот, кто идёт сватать невесту по поручению жениха и его родителей.
Деверь- брат мужа.
Золовка- сестра мужа.
Шурин  - родной брат жены.
Свояченица -  родная сестра жены.
Свояк- муж свояченицы.
Свойственники- зятья. Свояки - женатые на двух сёстрах.
Кузен - двоюродный брат. Кузина- двоюродная сестра.

УЧИТЕЛЬ: А теперь все дружно, хором, продолжите мои строчки:

Свою заботу и любовь
Снохе подарит кто?...(Свекровь)
Сидит невеста с папой вместе,
А папа стал на свадьбе…(Тестем)
Любимую готов обнять
Муж, супруг, а также…(Зять)
Сегодня весел, не нахмурен
Брат жены, а проще…(Шурин)
Он в расположенье добром!
Мужнин отец зовётся….(Свёкром.)
Не потянет зятя в рощу,
Коль на блины его ждёт …(Тёща.)
Жизнь сына будет неплоха,
Коль постарается…(Сноха).
Поделится своей обновкой
Сестрица мужа… Кто?...(Золовка.)
Ну, а это кто такой?
Он у мужа брат родной! (Деверь.)
Родства заполним- ка  страничку,
Мы назовём жены сестричку…(Свояченица.)
Есть две мамы, два отца.
Они в волненье с утреца!
Узнаем их без суеты.
Те и другие кто?...(Сваты.)

УЧИТЕЛЬ: Молодцы! Давайте не будем забывать эти слова. А будем использовать их в речи.

ПЕСНЯ « КРЫША ДОМА ТВОЕГО» (мир полон радости и счастья…)

Ребята, а что дом делает домом, не похожим на другие дома, что вас окружает в квартире? (Ответ: предметы, вещи).

И так, мы открываем следующую страницу нашего журнала «Тайны бабушкиного сундучка»

УЧЕНИК: Человек живёт, пользуется какими-либо вещами, которые ему дороги, связаны с какими-либо событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остаётся. Мы продолжаем её хранить.

УЧИТЕЛЬ: У каждого дома: в гараже, в чуланчике, на чердаке у бабушки, на даче- хранится много старинных вещей. Вот мы с вами провели разведку, поиск старинных вещей, принесли их сюда, чтобы всем показать их, и сложили их все в бабушкин сундук. Здесь не только старые вещи , но и те вещи, которые дороги вашим семьям. Я достаю вещь, хозяин нам о ней расскажет, а вы внимательно слушайте, ведь за каждой вещью - история семьи.
МЕДАЛИ МАТЕРИНСТВА I и II СТЕПЕНИ (Люда): Этими медалями была награждена моя бабушка. Она родила и воспитала 6 сыновей. А этот уголок бабушка вышивала своими руками, когда родился мой папа.
ДЕРЕВЯННАЯ СКАЛКА (Миша): Эту скалку сделал мой прадед, потом он подарил её моей бабушке, когда она вышла замуж, а сейчас ею пользуется моя мама и говорит, что она очень удобная.
БУСЫ (Настя): Эти бусы достались мне от бабушки. Когда я родилась, бабушка отдала их моей маме для меня. Бабушки уже нет в живых, а эти бусы напоминают мне о ней.
ДЕРЕВЯННАЯ ФИГУРКА МЕДВЕДЯ (Миша): Мой дедушка вырезал разные фигурки, игрушки из дерева. Этого медведя он привёз с фронта, где в перерывах между боями вспоминал своё увлечение. Сейчас для нашей семьи – это память о дедушке.
ШКАТУЛКА (Ира): Эта шкатулка хранится в нашей семье с 1950 года. Её подарили моей бабушке на Новый год, когда она была ещё совсем маленькой девочкой.
УЧИТЕЛЬ: Так почему же мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но они дороги и как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи - история человека, история семьи, история народа, история Отечества.

А СЕЙЧАС МЫ ПРЕДЛАГАЕМ ЗАГЛЯНУТЬ НА СТРАНИЧКУ РЕКЛАМЫ.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ВСТАВКА ИЗ ПЕСНИ «СЕРЕБРЯНЫЕ СВАДЬБЫ»)

У нас есть ромашка, на лепестках которой цифры. Они так или иначе связаны с каждой семьёй. Как вы думаете каким образом? Да, это годы, совместно прожитые вашими родителями. И так, какие это свадьбы? (сбор жетонов продолжается)
1 (ситцевая), 2 (бумажная), 5 (деревянная),10 (розовая), 15 (стеклянная),20 (фарфоровая),25 (серебряная), 30(жемчужная), 40(рубиновая), 50(золотая).

МОЛОДЦЫ!

УЧИТЕЛЬ: Прежде чем открыть последнюю страницу нашего журнала, я хочу, чтобы вы послушали следующую притчу. Она называется «Первый ангел».
За день до своего рождения ребёнок спросил у бога:
- Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?
Бог ответил:
- Я подарю тебе ангела, который всегда будет с тобой. Он всё тебе объяснит.
- Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?
- Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
- Как и когда я должен вернуться к тебе?
- Твой ангел скажет тебе всё.
- А как зовут моего ангела.
- Неважно, как его зовут, у него много имён. Ты будешь называть его «МАМА».

ПЕСНЯ «ПОКЛОНИСЬ ДО ЗЕМЛИ СВОЕЙ МАТЕРИ …..
СВЯТО ПОМНИМ ОБ ЭТОМ ВСЮ ЖИЗНЬ.» 

УЧИТЕЛЬ: Третья страница нашего журнала называется «Наши родители».

УЧЕНИК: Здесь на доске мы сделали небольшую  страничку семейного альбома.

«Льются с этих фотографий
Океаны биографий,
Жизнь, которых вся до дна,
С нашей переплетена»
Булат Окуджава.

УЧИТЕЛЬ: А познакомимся мы с вашими родителями в ходе блиц-опроса:
1.Назовите дату рождения мамы/папы.
2.Где родились ваши родители и где закончили школу?
3.Знаете ли вы девичью фамилию вашей мамы?
4.Какого цвета глаза мамы, папы?
5.Любимое занятие мамы/папы?
6.Что умеет делать своими руками мама/папа?
7.Любимые цветы мамы?
8.Любимый фильм или жанр фильма папы?
9.Какое одно заветное желание вы загадали золотой рыбке для своих родителей?
10.Кто может назвать официальную дату рождения вашей семьи?
11.Какую юбилейную свадьбу уже отпраздновали ваши родители?

УЧИТЕЛЬ: Зная юбилейные свадьбы, зная даты бракосочетания ваших родителей, не забывайте поздравлять их с этим днём. Думаю, что им это будет приятно.

УЧЕНИК 1:
Время мчится вперёд
За закатом рассвет.
Мама внука берёт,
Ждёт с коляскою дед.
Нам тепло и светло
От родительских глаз,
Ах, как нам повезло,
Что имеем мы вас.

УЧЕНИК 2
Родители наши
Родители наши,
Дороже и ближе вас нет.
Родители наши,
Прошу вас живите сто лет.

УЧИТЕЛЬ: Ваши родители вас тоже очень любят. Посмотрите, какое ласковое, нежное солнце они вам подарили. Обратите внимание на бумажные бабочки и цветы, которые лежат у вас на столе. А теперь вы, ребята, закройте глаза. Подумайте, что для вас ваши родители? (ПАУЗА)

Напишите на фигурках бабочек и цветов, какие ассоциации возникли у вас при слове «родители»?
Закончите предложение «Мои родители-это….»

(  ПЕСНЯ « Здравствуйте, мамы») ВЕШАЕМ НА ДОСКУ БАБОЧКИ, ЦВЕТЫ.

Какая тёплая картинка у нас получилась. Родители вам пишут на лучах солнца: «Мой ребёнок для меня – это всё в жизни», «Мои дети – это моя старость», «Мой ребёнок – самый, самый, самый…»и т. д., а вы им в ответ: «Мои родители – самые дорогие для меня люди», «Мои родители – мои самые лучшие друзья, «Мои родители – это люди, которых я очень люблю»…. (Зачитываются детские предложения и предложения родителей).
Пусть в будущем уже ваши дети напишут вам такие же слова.

УЧЕНИК:
Семья - поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она дает призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
Там, где дружная семья,
От счастья кружится голова.
Там, где дружная семья,
Лица светятся улыбкой,
Словно звёздочки горя.
Там, где дружная семья,
Спорятся отлично все дела.
Там, где дружная семья,
Удач тропинка пролегла.

УЧИТЕЛЬ: И пусть не рвётся связующая нить между всеми   поколениями вашей семьи.  Ибо (НА ДОСКЕ) «Крепка семья – сильна держава»

НАГРАЖДЕНИЕ самых активных участников заданий, конкурсов.

А ещё, уважаемые гости, мы хотим подарить вам на память о сегодняшней встрече кусочки  семейного солнца нашего 8А класса.
(Гостям вручаются календарики на 2008 год с изображением солнца).

Большое спасибо за внимание и участие.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. «Волшебный грамофон», Минск, ИООО «Красико - Принт», 2002г., с.101-109
2. «Начинающим актёрам», Минск, ИООО «Красико - Принт», 2002г., с. 85 – 90
3. «Литературный коктейль», Минск, ИООО «Красико - Принт». 2002г., с.26 -38
4.  ж – л «Классный руководитель» № 2, 2001г., с. 119 – 125
5.  ж – л «Чем развлечь гостей»  № 11, 2007г, с. 63
6.  ж – л «Чем развлечь гостей» № 8, 2008г., с. 89
7.  ж –л «Чем развлечь гостей» № 7, 2004г., 75 -76