Урок-обобщение по теме "Многогранники"

Разделы: Математика


Тип занятия: урок-обобщение.

Форма проведения занятия: групповые и индивидуальные формы работы: индивидуальный тестовый контроль с взаимопроверкой, самостоятельная работа по группам, видеометод, индивидуальная практическая работа с последующей проверкой и обсуждением, метод выставления поурочного балла.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Цели занятия:

Дидактическая: систематизировать знания студентов по теме; формировать умение решать задачи с практическим содержанием; проверить уровень знаний по теме.

Воспитательная: воспитывать интерес к дисциплине, умение общаться в коллективе, пробудить любознательность.

Развивающая: формировать умения и навыки учебного труда; способствовать развитию логического мышления; развивать познавательную активность; развивать навыки устной речи, внимание и память.

Внутридисциплинарные связи: “Понятие многогранника”, “Призма”, “Параллелепипед”, “Пирамида”, “Усеченная пирамида”.

Учебное оборудование (оснащение) занятия: мультимедийный проектор, модели многогранников.

Методическое обеспечение занятия: компьютерная презентация, тестовые задания на два варианта, листы оценки знаний, историческая справка о многогранниках, историческая справка о криптографии.

Методы диагностики эффективности занятия: тестовый контроль, оценивание каждого этапа урока консультантами-студентами работы своей группы.

Хронокарта занятия

  1. Оргмомент (1 мин).
  2. Постановка целей и мотивация занятия (2 мин).
  3. Проверка теоретических знаний (тестирование) (15 мин).
  4. Историческая справка. Выступление студента (2 мин).
  5. Самостоятельная работа по группам (30 мин).
  6. Решение задач (25 мин).
  7. Занимательная страничка:
  • Выступление студента (2 мин).
  • Задание по криптографии (8 мин).
  1. Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание (5 мин).

Домашнее задание: решение задачи №2.

Сценарий урока

1. Организационный момент

Группа делится на четыре подгруппы, в каждой из которых есть консультант. Он в течение урока оценивает студентов, входящих в его группу, и заполняет лист учета знаний.

2. Сообщение темы, целей урока

Обобщим знания по теме и проверим их с помощью тестов. В ходе урока я буду контролировать умение применять формулы при решении практических задач.

На доске записано: дата, тема, план урока, высвечен 1 слайд презентации (приложение 1).

3. Проверка теоретических знаний

Проведем тест по теме “Многогранники” с взаимопроверкой (приложение 2).

Каждый студент получает лист со своим вариантом. Всего два варианта.

В течение 15 минут студенты отвечают на вопросы, записывают ответы (исправления считаются как ошибки), а затем обмениваются листами с соседом.

Проверка. На экране показаны ответы (приложение 1) Студенты проверяют. Критерии оценок записаны в тестах. Выставляют оценки и сдают листочки консультанту, который заносит их в лист учета знаний.

4. Историческая справка. Выступление студента

Чтобы перейти к следующему этапу нашего урока, вспомним немного истории.

Доклад студента [1]:

За несколько тысяч лет до н. э. в странах Древнего Востока была собрана богатая сокровищница математических знаний, возникновение которых объясняется практическими потребностями, появившимися в процессе труда в результате необходимости создания и развития как числовых, так и пространственных образов. Развитие земледелия, строительства сооружений, дворцов, храмов, пирамид – все это сопровождалось возникновением новых требований по отношению к сведениям о геометрических формах. Уже в то время возникло абстрактное понятие геометрического тела, при этом степень абстрактности с развитием геометрии поднималась на все более высокий уровень. Ввиду того, что геометрия зародилась в древности, многие термины принадлежат ученым тех времен. Например, названия геометрических тел, рассматриваемых в настоящее время, - призма, пирамида, цилиндр, конус – встречаются в работах Евклида и Архимеда еще в третьем веке до нашей эры, и все имеют греческое происхождение.

5. Самостоятельная работа по группам

Вот и сейчас перед вами модели известных многогранников.

Задача №1: выполнить необходимые измерения и найти площадь полной поверхности каждого из многогранников и его объем. Для этого вам четко нужно помнить формулы.

Задача №2: группа №1 составляет алгоритм решения по правильной пирамиде; группа №2 – по прямой призме; группа №3 – по наклонной призме; группа №4 – по усеченной пирамиде.

На эту работу вам отводится 30 минут. Работу будете выполнять на листочках.

По завершению работы каждый консультант представляет алгоритм решения задачи.

На экране с помощью компьютерной презентации делаем проверку, на сколько эти алгоритмы верны.

По окончанию проверки консультанты оценивают участие студентов своей группы и выставляют оценки в лист учета знаний.

Листочки с решениями подписать и сдать консультанту.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

6. Решение задач

На экране записан текст задачи. [2]. Внимательно прочитайте, запишите условие задачи и правильно постройте в своих тетрадях многогранник, который соответствует условию задачи.

Задача №1. Сечение железнодорожной насыпи имеет вид трапеции с нижним основанием 14 метров, верхним 8 метров и высотой 3,2 метра. Найдите, сколько кубических метров земли приходится на 1 километр насыпи.

Когда студенты определятся с чертежом, на экране высвечивается модель прямой призмы, в основании которой лежит трапеция.

После решения задачи они проверяют правильность выполнения и ответ, сверив с решением и ответом на экране.

Задача №2. Чугунная труба имеет квадратное сечение, ее внешняя ширина 25 см, толщина стенок 3 см. Какова масса 1 погонного метра трубы (плотность чугуна 7,3 г/см)?

Запишите текст этой задачи.

Сейчас вы должны построить чертеж, а решение выполните дома.

За участие в решении задач консультанты выставляют оценки в листы учета знаний и сдают их преподавателю.

7. Занимательная страничка

И опять немного истории [1]

(Выступление студента).

Я сегодня расскажу о таинственном слове “Криптография”. Долгое время занятие криптографией было уделом чудаков – одиночек. Этот период развития криптографии как искусства длился с незапамятных времен до начала 20 века, когда появились первые шифровальные машины. Понимание математического характера решаемых криптографией задач пришло только в середине 20 века – после работ выдающегося американского ученого К. Шеннона.

История криптографии связана с большим количеством дипломатических и военных тайн и окутана туманом легенд.

Свой след в истории криптографии оставили многие хорошо известные исторические личности. В том числе кардинал Ришелье, король Генрих 4, Петр Великий и др.

Существует несколько видов шифра. Я предлагаю рассмотреть шифр “Сциталь”.

Этот шифр известен со времен войны Спарты и Персии против Афин. Спартанский полководец Лисандр получил от своего агента в стане персов шифрованное сообщение, которое позволило Лисандру опередить персов и разгромить их. Сообщение было написано на поясе официального гонца. Гонец не догадывался, что узор из букв, которые были написаны в беспорядке поперек пояса, на самом деле содержит зашифрованную информацию. Лисандр же с помощью сциталя смог прочесть ее.

Я предлагаю вам поэкспериментировать и найти способ вскрытия шифра “Сциталь”.

Пусть роль сциталя выполнит карандаш с шестью гранями.

8. Подведение итогов. Выставление оценок

Литература

  1. Статья “Криптограмма”// Учебно-методическая газета “Математика” №9, 1–15 мая 2006 г.
  2. А. В. Погорелов. Геометрия 7-11 кл. Издательство “Просвещение”, 1998 г.