Цели: расширить кругозор учащихся в области литературы, русского языка, искусства и физики; углубить межпредметные связи (физика, литература, МХК); развивать навыки самостоятельной работы с художественно-популярной и естественно-научной литературой.
Урок можно провести на последнем школьном уроке физики для выпускников школы, можно пригласить и учеников 10-х классов.
План
- Вступление. О роли лирики и физики.
- Проба пера.
- Игра «Крокодильчик»
- Защита явления.
- Физика и русский язык.
- Пословицы и физика.
- Конкурс капитанов.
- Кроссворд «Футбол»
- Подведение итогов.
Ход урока
- Вступление.
Физики и лирики. В чём смысл деления на гуманитарную культуру и, так скажем научно-техническую? Как сказал академик А. Александров «…Потому что все оттенки мысли умное число передаёт».
Александр Блок «Скифы».
Мы любим всё – и жар холодных чисел,
И дар божественных видений.
Нам внятно всё – и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений.
Это и есть полнота культуры, как он её понимал и гордо относил ко всей русской интеллигенции.
Г.Эмин.
Верю в этот полный чуда век,
В силу человеческого гения…
Не вчера ль в пещере человек
Добывал огонь посредством трения?
Грома, тьмы, воды боялся он,
Камнем заострял стрелу кленовую,
А сейчас он к звёздам устремлён!
Завтра же – зажжёт он солнце новое!
Всё это стало возможно благодаря высокой общей культуре человека, знающего физику и остающемуся лириком в душе!
- Проба пера.
Командами или группами (в парах) составить небольшое стихотворение о физическом законе, формуле или явлении.
Пример. 42 выпуск 25.05.08 г.
Длины волн и спектры света,
Знаем их уже давно.
Много знаем мы о силе,
О законах ничего.
Это долго мы учили,
Проходили каждый день.
И учебник к концу года
Изучили мы совсем.
Максимально – 5 баллов.
- Игра «Крокодильчик»
- задумать физический термин, изобразить его только мимикой и жестами;
- задумать литературное произведение и его название объяснить мимикой и жестами.
Одна команда показывает, другая отгадывает, и наоборот. По 2 балла каждой команде за каждое задание (если правильно изобразили и правильно отгадали).
- Защита явления
Каждая команда выбирает себе «подзащитного» - физическое явление, закон, прибор и т. д. Команда должна найти все достоинства своего и недостатки чужого (команды-соперницы) «подзащитного».
Члены каждой команды вначале говорят о плюсах своего «подзащитного», потом слушают о его минусах.
Побеждает та команда, которая найдёт максимальное число преимуществ у своего «подзащитного» и максимум недостатков у «подзащитного» соперников. Команда-победительница получает максимальное число очков – 5 баллов.
Например:
- трение – тяготение;
- закон сохранения энергии – закон тяготения;
- ДВС – паровая турбина и т.д.
- Физика и русский язык
Вопросы:
- Где должно быть поставлено ударение в фамилии английского учёного, открывшего три закона движения? Напишите эту фамилию и поставьте ударение. (2 очка).
- Как правильно сказать: микрометр или микрометр? (1 очко).
- Как по-русски нужно читать фамилию физика, который экспериментально подтвердил закон всемирного тяготения, если по-английски она пишется так: Cavendish? (1 очко).
Ответы:
- Все английские фамилии имеют ударение на первом слоге, значит Ньютон.
- Верны оба варианта. Только первое слово означает прибор для измерения малых размеров, а второе – единица длины.
- Читается Кэвендиш
- Пословицы и физика.
Составьте пословицу и дайте ей физическое или нравственное толкование.
- Яблоко – яблоня
- Шило – мешок
- Коса – камень
- Язык – дело
- Руки - скука
- Лес – дрова
Ответы:
- Яблоко от яблони не далеко падает.
- Шила в мешке не утаишь.
- Нашла коса на камень.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.
- Чем дальше в лес, тем больше дров).
Максимально – 12 очков (по 2 очка за пословицу).
- Конкурс капитанов.
Блицтурнир. Вопросы:
- Почему скольжение тяжелогружёных санных поездов по ледяным дорогам происходит с довольно малым сопротивлением? (Водяная плёнка уменьшает трение).
- Почему вода, замерзая в трещинах, разрушает горные породы? (Увеличивается объём).
- Почему зимой в сильные морозы реки не промерзают до дна? (При 40С наибольшая плотность и прекращается конвекция).
- Когда быстрее распространяются звуки: зимой или летом? (Летом).
- Когда больше весит килограммовая гиря: зимой или летом? (Днём гиря больше весит летом, чем зимой, а в ночное время зимой гиря тяжелее, чем летом).
- Если шар, гладкий куб и цилиндр будут одновременно пущены вниз по наклонной плоскости, какой предмет окажется первым внизу? Коэффициент трения считаем равным нулю. (Куб, маар, цилиндр).
- Кто прав?
Новогодняя ёлка была украшена гирляндой электрических лампочек, соединённых последовательно. Одна лампочка перегорела. Её выбросили и составили снова цепь. Изменилось ли общее количество света, даваемое гирляндой?
Семён ответил: «В комнате будет темнее – ведь лампочек стало меньше».
Олег возразил: «Комната будет освещена сильнее – ведь каждая лампочка теперь горит ярче».
Аркадий ответил: «Освещённость комнаты не изменится». Кто прав? (Ответ: Прав Олег. Общее сопротивление гирлянды уменьшилось, а напряжение в сети осталось прежним. Поэтому мощность, выделяемая гирляндой увеличится и света она будет давать больше).
За каждый верный ответ капитан приносит своей команде 1 очко.
- Кроссворд «Футбол»
Игру начинать и продолжать после забитого гола с центра поля. Следующее слово начинается с последней буквы предыдущего слова (слова не ломаются), игра идёт до тех пор, пока слово не окончится на букву в воротах (забит гол). Слова идут по горизонтали, по вертикали и по диагоналям.
Вопросы:
- Роман Гончарова.
- Движение воздушных масс.
- Литературный жанр.
- Имя известного физика.
- Произведение устного народного творчества. (ГОЛ)
- Физическая величина.
- Древнегреческий учёный.
- «Анчар - … яда».
- Жанр с высоким торжественным слогом. (ГОЛ)
- Единица измерения физической величины.
- Пьеса Островского «Доходное …».
- Произведение Войнич.
- Утверждение. (ГОЛ)
- Автор произведения «Алые паруса».
- Произведение из сборника «Петербургские повести» (Гоголя).
- Средство борьбы с усталостью.
- Богиня победы.
- Единица измерения площади. (ГОЛ)
- Пластичный материал.
- Игровая площадка.
- Человек с твоим именем. (ГОЛ).
(ОТВЕТЫ: 1. Обрыв. 2. Ветер. 3. Роман. 4. Нильс. 5. Сказка. 6. Сила. 7. Архимед. 8. Древо. 9. Ода. 10. Ом. 11. …место. 12. Овод. 13. Да. 14. Грин. 15. Нос. 16. Сон. 17. Ника. 18. Ар. 19. Воск. 20 Корт. 21. Тёзка).
Счёт 2 : 3
Количество очков зависит от количества забитых голов. Сколько голов сумели забить в ворота, столько очков добавили своей команде.
- Подведение итогов
Подсчёт общего количества набранных очков, выявление команды победительницы и награждения лучших.
Л. Ландау говорил: «Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая-то усечённая физика, если хотите – выхолощенная. Я, например, в неё не верю … любая замкнутость прежде всего свидетельствует об ограниченности… Физик, не воспринимающий поэзии, искусства, - плохой физик».
Я думаю, что очень нужна каждому и физика, и лирика. И была бы рада, если бы среди вас было как можно больше моих единомышленников. Успехов вам в физике и лирике!