Система целей к уроку:
- Общая дидактическая цель (ОДЦ): обобщение и систематизация знаний учащихся о воде, осмысление связей и отношений в изученных объектах.
- Триединая дидактическая цель (ТДЦ)
- Образовательный аспект: создать условия для повторения, закрепления, коррекции знаний по теме.
-
знания: состав, строение, свойства, получение, применение.
-
понимание: взаимосвязь строения вещества с его свойствами.
-
применение: использование принципа установления связей при использовании вещества в народном хозяйстве.
Обобщение: решение познавательных, экспериментальных и проблемных задач.
Развивающий аспект: создать условия для развития теоретического мышления, коммуникативных умений, грамотного химического языка, установления причинно-следственных связей. Прививать навыки самостоятельной работы, комментированного управления, адекватной самооценки. Подвести учащихся к пониманию глобальных экологических проблем современности, связанных с загрязнением окружающей среды. Формирование целостного восприятия окружающего мира.
Воспитательный аспект: создать условия для формирования эстетического восприятия окружающего мира, сочетания научной и учебной литературы, химических явлений с изучаемыми объектами, чувство само- и взаимоуважения в условиях работы в группах или парах, а также благодарности за результат учебного труда.
Планируемые результаты обучения (ПРО).
Требования к усвоению теоретического учебного материала.
-
Знать виды химической связи, электронное, пространственное строение молекул неорганических веществ и их влияние на свойства. Особенности строения атомов химических элементов и свойства образуемых ими соединений.
-
Уметь разъяснить причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ, развитие познания от явления ко всё более глубокой сущности.
Требования к усвоению фактов.
-
Знать состав, строение, свойства изученного вещества.
-
Уметь объяснять химические реакции с точки зрения изученных теорий, иллюстрировать примерами химические свойства воды и зависимость между составом вещества, его свойствами и применением.
-
Знать о нахождении воды в природе и её значении для живых организмов.
Требования к выполнению химического эксперимента.
-
Знать правила работы с неорганическими веществами и оборудованием.
-
Уметь практически определять некоторые показатели, обеспечивающие благоприятные свойства воды: цвет, прозрачность, запах, кислотность.
-
Проводить лабораторные исследования, определяющие свойства воды.
Тип урока: урок обобщения, систематизации и интеграции знаний.
Вид урока: урок проблемных поисков.
Структура урока.
- Организационный момент.
- Подведение учащихся к основному этапу: актуализация ранее полученных знаний и умений, мотивация выполнения работы.
- Обобщение знаний по блокам.
- Защита материалов презентаций.
- Обсуждение, взаимопроверка, коррекция ошибок.
- Подведение итогов. Рефлексия.
- Домашнее задание.
Формы организации деятельности: индивидуальная, парная, групповая, общеклассная.
Методы обучения: проблемный, описательно-иллюстративный, программированный, эвристический.
Формы реализации методов: мыслительный диалог-беседа, самостоятельная работа.
Материально-техническое оборудование урока.
Раздаточный материал: рабочие листы с вопросами и заданиями; карты самооценки и самоконтроля; таблицы.
Технические средства обучения: графопроектор, компьютер, мультимедийный проектор.
Химическое оборудование: набор реактивов, лабораторная посуда.
Информационные ресурсы: электронные презентации по теме.
Образовательные технологии: технология личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационная, программированная.
Оформление доски: тема урока, девиз урока, название блоков, домашнее задание.
При подготовке к уроку были сформированы группы учащихся, проведена предварительная работа по этапам. Обобщение материала идет по 4 блокам. Выделены 4 группы учащихся. Каждая группа представляет теоретический материал одного блока. Форму представления выбирают учащиеся.
- Формирование проблемы (выбор темы исследований учащихся).
- Выдвижение гипотез решения проблемы.
- Определение творческого названия проекта.
- Формирование групп для проведения исследования и определения формы представления результатов. Учащиеся делятся на группы по интересам.
- Обсуждение плана работы учащимися индивидуально и группах.
- Обсуждение со школьниками возможных источников информации.
- Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе. Поиск группового соглашения.
- Самостоятельная работа в группах. Учитель консультирует, помогает, направляет, координирует деятельность учащихся.
- Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе.
- Защита полученных результатов.
- Оценивание результатов работы школьниками (рефлексия).
Ход урока
- Организационный момент.
- Подготовка учащихся к работе на уроке: взаимное приветствие учителя и учащихся;
- фиксация отсутствующих;
- проверка внешнего состояния классного кабинета;
- проверка подготовленности к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид);
- организация внимания.
- Подведение учащихся к основному этапу: актуализация знаний, мотивация выполнения работы.
Девиз урока: «В любом труде, в любом творенье – необходимо вдохновенье».
Учитель: Сегодня мы проведем мультимедийный, интегрированный, обобщающий урок. Он потребует от вас знаний как химии, так и биологии, экологии и географии. Его тему и цель мы определим несколько позже.
Человек… У него огромное количество потребностей. «Мы все желаний никогда своих не умеряем, имея что-нибудь, мы большего желаем».
Если говорить о самых необходимых жизненных потребностях человека, то одной из главных является … вода. Потребности в ней растут стремительно. Система пресной воды на планете претерпевает острый кризис. Представим себе, что когда-нибудь этого вещества не будет.
Звучит голос за кадром, комментирующий слайды.
(Рисунок 1)
Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходимадля жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…
(Дискуссия о последствиях, которые могут возникнуть в результате нехватки пресной воды для человека.)
Значит уже сейчас мы должны думать о том, как сберечь пресную воду на планете, снизить её потребление. Эта проблема является глобальной для человека, так как по данным Всемирной Организации Здравоохранения на нашей планете ежегодно от недостатка чистой воды погибает более 5 млн. человек, большинство из которых составляют дети.
Так что же такое вода для жизни человека? Ответом на этот вопрос является формулировка темы урока. Сегодня мы постараемся обобщить и систематизировать знания по данной теме.
- Обобщение знаний по блокам.
Блок 1. Состав и строение молекулы воды.
(Рисунок 2)
Вода – простое вещество, единое и неделимое, считали в средние века. «Вода состоит из водорода и кислорода, её можно получить с помощью химической реакции», - утверждал великий Лавуазье.
Теоретическая часть (эвристическая беседа).
- Виды химической связи в веществе.
- Электронное и пространственное строение молекулы воды.
- Кристаллическая решетка воды.
(Рисунок 3)
- Синтез и электролиз воды.
Практическая часть.
Устройство приборов для синтеза воды (эвдиометра) | разложения воды электрическим током. |
|
|
(Рисунок 4) |
(Рисунок 5) |
Решение задач:
а) вывод химической формулы воды.
При разложении воды электрическим током образуются два газообразных вещества. Первое в 14,5 раза легче воздуха (его масса 0,178 г), второе немного тяжелее воздуха, и его масса 1,429 г. Выведите формулу данного соединения.
б) задачи, иллюстрирующие объемные отношения газов при химических реакциях.
-
В сосуде находится смесь водорода и кислорода объёмом 25 мл. В результате реакции между компонентами остался непрореагировавшим кислород объемом 7 мл. Определите объемную долю кислорода в исходной смеси, если все объемы приведены к одинаковым условиям.
-
Водород сожгли в избытке кислород. Объем газовой смеси, приведенный к нормальным условиям, уменьшился на 240 мл. Определите исходный объем водорода. Объем рассчитать при нормальных условиях.
Объясните высказывания ученых средних веков и Лавуазье о составе воды.
Блок 2. Физические свойства воды.
(Рисунок 6)
В кружева будто одеты
Деревья, кусты, провода
И кажется сказкою это,
А в сущности только вода.
Теоретическая часть.
Зависимость физических свойств воды от строения молекул и химических связей. «Аномальные» свойства воды.
(Рисунок 7)
(Рисунок 8)
Практическая часть.
Проведем небольшое лабораторное исследование.
Лабораторный опыт. Цель работы:
-
Определить показатели, обеспечивающие благоприятные свойства воды: цвет, прозрачность, запах, кислотность.
(Рисунок 9)
-
Сравнить плотность льда и плотность воды.
-
Наблюдать переход воды из одного агрегатного состояния в другое.
(Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструкциям).
Блок 3 Вода – растворитель.
(Рисунок 10)
«Свойства воды во многом предопределяют свойства растворов», - утверждал Д.И. Менделеев
Теоретическая часть (беседа).
-
Растворение – физико-химический процесс.
-
Растворение твердых веществ, жидкостей и газов в воде.
-
Факторы, влияющие на растворимость веществ в воде.
-
Способы выражения количественного состава раствора.
-
Значение растворов в быту, промышленности и сельском хозяйстве.
Практическая часть.
Лабораторное исследование.
Цель работы: определить растворимость в воде некоторых твердых и жидких веществ. На основе выполненного опыта сформулировать понятия: растворы, суспензии, эмульсии.
Решить задачи с использованием понятия «Массовая доля растворенного вещества в растворе».
а) Рассчитайте массу соли, которая вводится в
организм при вливании 353г. физического раствора, содержащего 0,85% по
массе поваренной соли.
б) Для нейтрализации сернистого газа в выбросах
промышленных предприятий используют 4%-ный раствор щелочи. Определите
массу раствора, который можно приготовить из 40 кг гидроксида натрия.
Отчет по выполнению самостоятельной работы дома «Количественная характеристика растворов, наиболее часто используемых человеком в быту».
«Воде была дана волшебная власть: стать соком жизни на Земле». Леонардо да Винчи
Блок 4. Химические свойства воды.
На речке превращений
Смотрели мы явления:
Пусть эти превращения
Дадут вам уравнения.
Теоретическая часть.
Вода – химически активное вещество.
-
Взаимодействие воды с простыми и сложными веществами.
-
Гидролиз – важнейшее свойство воды.
Практическая часть.
Лабораторный опыт.
Цель: опытным путем доказать, что вода вступает в химические реакции с основными оксидами (щелочных и щелочноземельных металлов) с образованием щелочей и кислотными оксидами, с образованием кислот.
Цепочка превращений:
Итоговые выводы:
По материалу каждого блока учащиеся формулируют выводы о составе, строении и свойствах воды.
Почему же воду называют основой жизни на Земле? Какую роль играет вода в жизни человека? Где он её использует?
(Рисунок 11)
(группа учащихся приготовила сообщения и знакомит с ними учащихся).
Темы сообщений:
-
вода в живом организме;
-
вода в промышленности;
-
вода в сельском хозяйстве;
-
вода в медицине.
Вернемся к проблеме. Неужели мы будем спокойно ждать то время, когда ситуация с пресной водой, необходимой для жизни человека станет катастрофической? Что вы можете предложить для сохранения водных ресурсов? Какие вы можете предложить пути решения?
Объединим ваши предложения следующей информационной моделью
Рисунок 12
Рисунок 13
Рисунок 14
В классе выделены три группы: «Следопыты». «Лаборанты - экологи». «Защитники природы».
Вы проделали большую работу и подготовили презентации проектов. Хотелось бы обратить ваше внимание, что по окончании презентаций должны прозвучать предложения по решению проблемы нехватки воды на планете. Вы можете задавать интересующие вопросы после презентации одной из групп, оценить работу каждой из групп.
-
Презентации проектов учащихся.
-
Обсуждение материалов презентаций, подведение итогов урока, оценка работы учащихся.
«Великая наука жить состоит в том,чтобы жить в будущем».Пифагор
Очень много можно говорить об этом уникальном веществе. Ученые до сих пор не разгадали воду, её свойства и возможности использования.
-
Рефлексия.
Учащиеся и учитель обсуждают реализацию поставленных целей урока и достижимость планируемых результатов обучения. Затем ученики получают карты самооценки, самоконтроля и предложений, с помощью которых они анализируют и оценивают свою работу на уроке.
Карты самооценки.
Класс_____________________ Фамилия________________________________
Тема урока ________________________________________________________
Вопросы |
Знаю |
Затрудняюсь |
Не знаю |
1. Каков состав молекулы воды, её электронное и пространственное строение? | |||
2. Какие виды химических связей в воде? Кристаллическая решетка. | |||
3. Как осуществляется синтез и электролиз воды? | |||
4. Каковы физические свойства воды и как они зависят от строения молекул и химических связей? | |||
5. Почему вода считается универсальным растворителем? | |||
6. Что такое раствор, суспензия, эмульсия? | |||
7. Как можно вычислить массовую долю растворенного вещества в растворе? | |||
8. С какими сложными веществами вступает в реакцию вода? Что при этом образуется? | |||
9. Что такое гидролиз? | |||
10. почему вода является основой жизни на Земле? | |||
11. Какую роль играет вода в жизни человека? | |||
12. На каких свойствах воды основано использование её человеком? | |||
13. Каковы основные источники загрязнения воды? | |||
14. Какие способы очистки воды используются в промышленности и быту? |
Карта самоконтроля и предложений учащихся.
Тема урока | Момент урока, вызвавший интерес | Что не понравилось на уроке | Моя (личная) активность (по пятибалльной системе) | Моя оценка за весь урок (1-5 баллов) | Мои предложения по уроку |
Карта самоконтроля дает возможность понять «молчащего» ученика, проанализировать урок с его позиции, определить уровень его притязаний.
-
Домашнее задание.
-
Составить программу по улучшению экологической обстановки водохранилища (источника питьевого водоснабжения села).
-
Ответить на вопросы.
-
Вода – возобновляемый природный ресурс. Как вы это понимаете? Почему в настоящее время говорят об истощении природных источников воды?
-
Во всех ли случаях процесс обессоливания воды вполне оправдан с экологической точки зрения? Ответ поясните.