Урок-конференция "Труд молодежи в современном обществе"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: дать представление о месте молодежи в трудовых правоотношениях.

Задачи урока.

  • Обучающая: закрепить понятие трудового права, систематизировать знания о соответствующих правовых отношениях, субъектами которых старшеклассники уже являются.
  • Развивающая: формирование умения правового анализа ситуации и умения выбора грамотного правомерного поведения при выборе своего места на рынке труда.
  • Воспитательная: воспитание правовой культуры.

Оборудование.

  • Документы: Конституция РФ, «Трудовой кодекс», справочник для учащихся 9-11 классов «Мои права», Трудовой договор.
  • Доска: тема урока, проблема урока, высказывание польского философа Е.Леца о труде.
  • Диаграммы, справочный материал, обучающее задание с привлечением мультимедиа.
  • Лист ватмана, маркеры.

Ход урока

  1. Актуализация темы, постановка проблемы.

Вступительное слово учителя с опорой на слова польского писателя, философа ХХ века Е. Леца «Человек еще и тем превосходит машину, что умеет себя сам продавать». Из этого высказывания вытекает, что человек должен уметь продавать свой труд, следовательно труд – это товар. А что является главным вопросом экономики? (Знать что производить, для кого производить, как производить).

Проблема урока. Сегодня мы попробуем дать ответ на вопрос, актуальный для вас: как молодежи найти свое место на рынке труда.

  1. Сообщения учащихся.

Перед конференцией несколько учеников, используя законодательные акты, информационно-аналитические материалы, данные службы занятости СЗАО, свой трудовой опыт подготовили свои сообщения.

  1. Московский рынок труда, его особенности.
  2. Трудовая занятость в СЗАО, ее перспективы.
  3. Мой трудовой опыт.
  4. Порядок приема на работу.
  1. Работа групп (с применением проблемной, интерактивной технологий).

Обобщая полученные знания о трудовых правоотношениях, положении на рынке труда города и округа, нам сейчас предстоит дать ответ на спорные вопросы и разобраться в сложных ситуациях, которые могут возникнуть у каждого из вас. (При работе с заданиями группы имеют возможность воспользоваться документами, представленными в классе).

Задание 1 группы. Труд молодежи – эффективен или нет? (Проблемное задание). Первая точка зрения. Использование труда подростков неэффективно, это все равно, что есть незрелое яблоко. Вторая точка зрения. Государство напрасно ограничивает труд подростков, поскольку вопрос о том, в каком возрасте и где начинать работу, - личное дело каждого. Были бы для этого силы и желание! С какой точкой зрения согласны вы? Почему?

Задание 2 группы. Все работы хороши? После окончания школы рослый и симпатичный парень Костя Албашев поступил на работу в ресторан учеником повара. После двухнедельной стажировки администрация ресторана обратила внимание на его умение ладить с людьми и хорошие манеры и с его согласия перевела его на должность официанта. Законно ли был произведен перевод?

Задание 3 группы. Юридическое образование подростков. Какие трудовые права и обязанности обязательно должен знать подросток. Как оформить трудовой договор. (Первый результат работы группы – ватманский лист с основными трудовыми правами и обязанностями. Второй – заполненный трудовой договор (на ПК) (при устройстве на работу лаборантом в ГОУ СОШ).

Задание 4 группы. Молодежь и служба занятости.

1. Семнадцатилетний Вадим Спиридонов после окончания школы безуспешно пытался найти работу. Он обратился в службу занятости с просьбой подыскать ему работу или зарегистрировать его в качестве безработного. Там ему в этом отказали, заявив, что по закону (Семейный кодекс РФ) детей до 18 лет должны содержать родители, а если они этого не хотят, то пусть его сами и пристраивают. Тогда Вадим сделал плакат «Безработный» и каждый день ходил с ним на автобусную остановку, надеясь, что кто-нибудь предложит ему работу. В один прекрасный день его забрали в отделение милиции. Кто прав в этой ситуации?

2. Маша Безуглова, не поступив после школы в институт и не желая сидеть на шее у родителей, обратилась в Службу занятости своего города. На приеме она сказала работникам службы, что поступила в юридический институт и оставлять мечту стать юристом не хочет. Маша очень просила подыскать ей в связи с этим соответствующую работу. Однако ей предложили работу санитаркой в городской больнице. Посчитав эту работу для себя неподходящей, Маша отказалась. Оцените действия участников данной ситуации? Кто из них прав: Маша или работники Службы занятости?

Обсуждение работы группы.

  1. Подведение итогов конференции.

Обобщив наши знания, вернемся к проблеме нашего урока – как молодежи найти место на рынке труда. Для того, чтобы грамотно это сделать представителю молодежи необходимо обладать определенными знаниями и умениями.

Проект резолюции конференции.

  • Без привлечения молодежи Москва не решит проблему старения кадров. Но трудовая деятельность не должна мешать получению образования.
  • Образование – шанс получить интересную и престижную работу в будущем.
  • При выборе профессии необходимо познакомиться и учесть положение на рынке труда.
  • Подросткам важно знать и уметь пользоваться своими трудовыми правами как при трудоустройстве, так и после приема на работу.
  • Подростку необходимо обладать не только профессиональными, но и коммуникативными навыками.

Приложение 1

Приложение 2