Цель урока: расширить и систематизировать знания учащихся об обратных тригонометрических функциях
Задачи урока:
- освоение предметных компетенций: закрепление понятия обратных тригонометрических функций; знакомство с их новыми свойствами
- развитие у учащихся ключевых компетенций: учебных, исследовательских, социально-личностных, коммуникативных, коммуникационных.
- формирование нравственных качеств личности.
Проспект урока
1 этап
2 этап (устно)
3 этап
4 этап
5 этап
Появление новых формул
6 этап
7 этап
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие, постановка учебной задачи: сегодня мы будем заниматься тождественными преобразованиями выражений, содержащих обратные тригонометрические функции
2. Актуализация опорных знаний
Вспомним основные определения и свойства. Работа по группам.
1, 2, 3, 4 группы: рассказать об arcsin a, arccos a, arctg a, arcctg a . (Каждой группе в произвольном выборе достается одно из предложенных понятий)
План ответа: учащихся
- Дать определение понятия
- Записать формулу для вычислений с отрицательным аргументом
- Привести примеры вычислений
5 группа: найдите значение выражения: sin (2 arcsin - 3 arccos (-))
6 группа: упростите выражения:
a) arccos t + arccos (-t)=
b) arcsin t + arcsin (-t)=
Примерное время на подготовку ответов групп – 3 мин, после чего заслушиваются ответы . Представленные сведения можно свести в таблицу
Функция |
arcsin а |
arccos а |
аrctg а |
arcctg а |
---|---|---|---|---|
Область |
[-1;1] |
[-1;1] |
R |
R |
Область |
[] |
[0;] |
() |
(0;) |
Характер |
возрастает |
убывает |
возрастает |
убывает |
Наиболее часто встречающиеся неотрицательные значения параметра а, такие что 0 ≤а≤ 1, и соответствующие им значения обратных тригонометрических функций удобно свести в следующие таблицы:
Значения |
а = 0 |
а = |
а = |
а = |
а =1 |
---|---|---|---|---|---|
arcsin а |
0 |
||||
arccos а |
0 |
Значения |
а = 0 |
а = |
а =1 |
а = |
---|---|---|---|---|
arctg а |
0 |
|||
arcctg а |
Вопрос классу: Где мы применяем аркусы?
3. Устная работа
1. Решите уравнения:
a)sin х =
b)sin х = -
c)cos х=
d)tg х=2
2. Задание: Исправь ошибки (если таковые есть)!
№ |
Реши уравнение |
Ответ |
---|---|---|
1 |
sin 2х - =0 |
|
2 |
cosх = |
|
3 |
sin(x-) = |
(Учащиеся отмечают: в первом уравнении верный ответ ; во второй строке ошибок нет; в третьем уравнении решений нет.)
4. Постановка проблемного вопроса
Найдите значение выражения
а). sin (arccos)
б) tg (arcsin)
в) cos ( arcsin 0,6 ) - ?
г) cos ( arctg 3/4 ) - ?
(Используя таблицу значений обратных тригонометрических функций для некоторых углов, учащиеся находят значение первого и второго выражений, но затрудняются в третьем и четвертом)
5. Презентация новых знаний (Приложение 1)
Появление новых формул
№ |
Формулы |
Доказательство |
---|---|---|
I |
сos (arccos а ) = а; а[-1;1] sin (arcsin а) = а; а [-1;1] tg (arctg а) = а; а R ctg (arcctg а)= а; аR |
Док-во: По определению: arccos а = x , х принадлежит [0;]. Тогда cos x = а. Вместо x, во второе выражение, подставим то, чему он равен, т.е. arccos а = x. Получим сos (arccos а ) = а. |
II |
cos (arcsin а) =; а [-1;1] sin (arccos а) = tg (arccos а) = |
Док-во: 1. Выведем первое тождество. Возьмем arcsin а за t: arcsin а = t, t принадлежит []. Тогда по определению sin t = a Так как arcsin а принадлежит [],
2. Вывод второго тождества делается аналогично. 3. tg (arccos а)== |
III. |
arcsin а + arccos а = arctg а + arcctg а = |
Док-во: Применим формулу синуса суммы двух аргументов. sin (arcsin а + arccos а) = sin (arcsin а) · cos (arccos а) + cos (arcsin а) · sin (arccos а) = а ·а + · = a2 + 1 - a2 = 1. Таким образом, sin (arcsin а + arccos а) =1 На числовой окружности это самая верхняя точка. Возьмем координату, которая удовлетворяет ОДЗ : -≤arcsin а + arccos а ≤ , и эта точка . Из этого следует, что arcsin а + arccos а = |
6. Закрепление
Пример 1. Вычислить sin ( arccos (- ))
Решение: Используем формулу: sin (arccos а) = ;
sin ( arccos (- ) = =
Пример 2. Вычислить sin (2 arccos )
Решение: По формуле двойного аргумента получим
sin (2 arccos ) = 2 sin ( arccos ) cos ( arccos ) =
Примеры для самостоятельного решения:
7. Подведение итогов, оценивание
8. Домашнее задание № 347, 348, доп 346 (б, в)