Методическая разработка занятия "Доброе рядом"

Разделы: Внеклассная работа


Цель и задачи:

  • Продолжать формировать нравственные понятия, такие как доброта, взаимопомощь;
  • развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на аналог собственного поведения и поступков окружающих людей;
  • воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека, работать над выработкой положительных черт характера;
  • коррекция восприятия, через тактильное ощущение в процессе упражнения «Приветствие».

Материал:

  • Плакат изображающий солнце с протянутыми ладошками; плоскостные фигурки двух птичек – воробьи, коробка; карточки «Эмоции»;
  • магнитофон с аудиозаписью песни в исполнении Натальи Королёвой «Маленькая страна».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Упражнение «Приветствие». Дети с педагогом стоят в кругу.

Педагог: Давайте ребята поприветствуем, друг друга, порадуемся, друг другу и построим пирамиду из наших ладошек (педагог первым протягивает свои ладони в центр круга, дети по очереди кладут свои руки поверх уже лежащих, когда последний ребёнок опускает свои ладони на вершину – пирамида рассыпается).

- Что вы чувствовали, когда на ваши ладони опускались ладони товарища?
- Нравились ли вам эти ощущения?

  1. Вступительная часть.

Педагог предлагает ребятам сесть. Игра «Я люблю тебя за то…»

Инструкция. Передавать игрушку рядом сидящему товарищу, вы начинаете с фразы: «Алёша, я люблю тебя за то…» Рефлексия по поводу игры.

-Какие качества вы сейчас отмечали друг в друге?
-Приятно ли было слышать то, что говорили вы друг о друге?
-Трудно или легко было найти хорошее в рядом сидящем товарище?

Работа с плакатом.

Вопросы:

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить? (о солнце)
-Скажите, солнышко, какое? (тёплое, ласковое, нежное, красивое, доброе)
-Как вы думаете, почему наше солнце с руками, для чего они ему? (чтобы оно могло согреть, приласкать, обнять).

  1. Основная часть.

Беседа педагога с детьми.

-Каждое утро солнышко будит наших ребят в семье и Алёшу, и Эмилию, и Серёжу. Давайте поговорим о ребятах нашей семьи. Вы все у нас разные, есть старшие ребята, есть младшие, есть мальчики и девочки. Кто-то живёт в нашем доме уже давно. А вот Максим у нас совсем недавно. Он стал членом нашей семьи. Я неоднократно слышала от Максима, что ему нравится жить в нашей семье.

-Максим, кого бы ты из ребят нашей семьи попросил о помощи, решить задачу, например, спросить совета?
-Эмилия, кого из ребят нашей семьи ты бы пригласила на свой день рождения?
-Можно ли сказать о наших ребятах, что они добрые?

-Много разных дел ждёт вас в будущем, но, прежде всего вы должны вырасти людьми добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Научиться замечать каково тому, кто рядом с вами, предлагать свою помощь даже тогда, когда вас об этом не просят.

-Какие добрые дела мы делаем для других ребят нашей семьи?

Ответы детей:

-Посадили и вырастили зелёный лук на подоконнике, чтобы все кушали витамины в зимний период.
-Выполняем разные поручения взрослых.
-Когда старшие ребята заняты, убираем квартиру, помогаем на кухне.
-Осенью провожали Эмилию в 1-й класс.

Педагог: Правильно ребята, разные добрые дела вы делаете каждый день, ещё говорят «творите добро», послушайте, как о доброте сказал поэт.

Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

Обыгрывание рассказа «Урок дружбы».

Педагог: Познакомьтесь, пожалуйста, это друзья - Чик и Пик (педагог показывает плоскостные фигурки двух птичек) они преподнесут вам урок дружбы и доброты. Посмотрите и послушайте, какая история с ними приключилась.

Жили два воробья: Чик и Пик. Однажды Пику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Пик об этом ни словечка не сказал своему другу Чику.
-Если я пшено раздавать стану, то себе ничего не останется, - подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятель Пику.

-Здравствуй, Пик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай, их поровну разделим, и склюём.
-Не надо, зачем - стал отмахиваться крылышками Пик. – Ты нашёл – ты и ешь.
-Я так не могу, ведь мы с тобой друзья, - сказал Чик. – А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
-Ты, наверное, прав, - ответил Пик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля – значит обидеть его. Взял Пик пять зёрнышек и сказал:
-Спасибо тебе, Чик. И за зёрнышки, и за заботу и за доброту.

Вопросы к детям.

  • Скажите, какой был Чик?
  • Правильно ли поступил Чик?
  • Что можно сказать о Пике?
  • Почему Пику стало стыдно?
  • Как вы думаете, совершит ли Пик такой поступок ещё когда-нибудь?
  • Чему учит эта история? (Быть добрым, внимательным, честным, заботливым).

Педагог.

-У нас в семье все ребята очень внимательные, они легко могут определить, какое у человека настроение. Посмотрите на меня и определите моё настроение.
-Что помогает определить настроение человека? (Выражение лица, положение тела).
-Сейчас мы будем учиться выражать настроение (Работа с пиктограммой «Радость»).
-Покажите мне свою радость. Что у вас вызывает радость?
-Какое чувство испытывает этот человек? (Работа с пиктограммой «Грусть»). Покажите мне ваши грустные лица.
-Чем может быть вызвана ваша грусть?
-Покажите мне чувство которое испытывает этот человек. (Показ пиктограммы «Злость»).

Обращаясь к каждому ребёнку:

-Что может тебя разозлить?
-А сейчас, ребята ещё раз посмотрите на карточки, и выберите то изображение чувства, которое вам больше нравится.
-Я согласна, с весёлым, добрым человеком приятно жить рядом.

  1. Заключительная часть.

Игра «Не ошибись, пожалуйста».

Педагог: Добрый человек в своей речи часто использует «волшебные» слова, как вы думаете, какие это слова? Сейчас мы поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста», я буду просить вас исполнить задание, выполнять его нужно только тогда, когда я скажу «волшебное слово».

  • Встаньте, пожалуйста.
  • Поднимите руки.
  • Будьте добры, похлопайте в ладоши.
  • Потопайте ногами.
  • Попрыгайте, пожалуйста.
  • Поднимите руки вверх.
  • Будьте любезны, улыбнитесь.
  • Пожалуйста, закончите мои предложения волшебными словами:
  1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо).
  2. \Зазеленеет старый пень от слов приятных … (добрый день).
  3. Если больше есть не в силах, скажем Татьяне Адольфовне … (спасибо).
  4. Когда бранят за шалости, говорим… (прости, пожалуйста).
  1. Итог.

Педагог: Молодцы ребята, сегодня вы очень хорошо работали на занятии, я довольна вами. У меня хорошее настроение.

Звучит песня в исполнении Наташи Королёвой «Маленькая страна».

Пожалуйста, потрогайте друг друга за ладошки, они у вас нежные, мягкие, тёплые, это потому что в нашем доме живёт доброта. Своим теплом и своей добротой мы поделимся друг с другом и с окружающими. Для этого надо подойти друг к другу, посмотреть ласково в глаза, взять за руки, подержать, поделиться своей добротой. За окном зима, трещит мороз, а в нашем доме тепло и уютно, потому что в сердце каждого живёт доброта.

Литература:

  1. Воронова Л. Практикум доброты и вежливости, 2004г.
  2. Дик Н.Ф. Классные часы, 2003г.
  3. Михайлова М.А. Детские праздники, 1997г.