Цели:
- формировать представления о сетях питания и об экологической пирамиде;
- выделять основные группы животных по способу их питания;
- воспитывать любовь к окружающему миру и потребности в сохранении экологического равновесия в природе.
Оборудование:
- презентация урока;
- индивидуальные карточки;
- карточки для работы в парах (цепь питания; экологическая пирамида);
- ответы на загадки в виде пирамиды.
Ход урока
Презентация урока. Приложение № 1
I. Организационный момент.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Торопись скорее в класс
Интересно здесь у нас.
У. Представьте, что на вас льет солнышко свои теплые лучики. Дарит их маме, папе, близким людям, всем животным и растениям. Пожелайте им любви и добра.
Приложение № 1. Слайд № 1
II. Сообщение темы и цели урока.
У. Прочитайте тему нашего урока.
Д. Невидимая сеть и невидимая пирамида.
У. Что вы знаете об этом?
Д. Ответы.
У. Отметьте на своих ступеньках знания по этой теме.
Приложение № 2. Рисунок№ 1
Молодцы!
Дети закрашивают кружок на соответствующей ступеньки.
У. На уроке вы узнаете, с кем дружит дуб, изучите экологические связи в дубовом лесу. Ответите что такое: невидимая сеть и невидимая пирамида.
В добрый путь!
III. Актуализация знаний.
- Работа по карточкам.
- Фронтальный опрос.
– На какие группы делятся животные по способу питания?
Д. Растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные.
– Что такое цепь питания?
Д. Это связь между живыми существами. Если хоть одно звено исчезнет, то прерывается вся цепь.
У. Кто занимает второе звено в цепи питания? Третье?
– Как хищники приспособились к добыванию пищи?
– Как приспособились животные защищаться от хищников?
Заканчивают работу по карточкам.
Приложение № 1. Слайд № 2
Цепь питания.
У. С чего начинается цепь питания?
– Почему цепь питания начинается с растений?
Приложение № 1. Слайд № 3
У. С кем дружит ель?
IV. Введение в тему урока.
У. Отгадайте загадку:
Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей
Много-много желудей.
Д. Это дуб.
Сообщение о дубе (готовит ученик).
V. Изучение нового материала.
Приложение № 1. Слайд № 4
- В дубовом лесу.
- Сообщение о дубе/
Приложение № 2. Рисунок № 2
Беседа “Пищевая сеть дубового леса”.
У. Перед вами огромный дуб.
– Назовите части этого растения.
Д. Корни, ствол, листья.
У. Что может стать пищей для животных?
Д. Древесина, листья, желуди.
У. Кто питается древесиной, листьями, желудями?
Д. Личинка жука-оленя, дубовый усач, жук-олень белка, олень, кабан, сойка.
Сообщение о сойке.
Приложение № 2. Рисунок № 3
У. Эти животные напрямую связаны с дубом.
А на этих животных охотятся другие животные.
– Какие?
Д. Лиса, гадюка, ястреб, кукушка и другие.
У. Значит, и они тоже с дубом связаны, но только не напрямую, а, как говорят ученые, косвенно.
Работа по учебнику (стр.100).
У. Прочитайте последний абзац.
– Объясните, почему придется плохо лесным животным, если срубят дуб?
Приложение № 1. Слайд № 5
Невидимая сеть.
У. В природе разные цепи питания как бы переплетаются между собой. Образуется сеть питания, или пищевая сеть.
– Вот такая сеть питания в дубовом лесу.
– Найдите в ней отдельные цепи питания.
– Попробуйте объяснить, почему так получилось, что они между собой переплелись, соединились.
Д. Ответы детей.
У. Все лесные обитатели друг с другом связаны, кто напрямую, кто косвенно. Поэтому экологи говорят, что лес – это единое целое.
– Кто такие экологи?
Д. Люди, которые заботятся об окружающей среде.
Физкультурная минутка.
У. Встаньте. Закройте глаза.
Представь, что вы молодые дубки. Сейчас на улице холодно и ваши корни закоченели от холода в земле. Ветки голы, листья слетели, а новые листочки сидят в плотно закрытых почках, спрятавшись от холода.
Подул сильный ветер, ветви закачались, качается ствол из стороны в сторону.
Наконец, приходит весна. (Глаза открываем.)
Земля оттаивает, бегут ручьи и поят ваши корни водой. Вода течет по корням.
Потянитесь, чтобы вода из корней попала в ствол, а затем в веточки.
Набухают почки и появляются молодые листочки.
Дубки тянутся к солнцу. Вам нужно больше солнечного света, берете его!
VI. Закрепление материала.
Приложение № 1. Слайд № 6
Цепи питания.
У. Кто из животных связан напрямую?
Кто косвенно?
Слайд№ 7
У. Почему красные стрелки ведут к веточке?
Д. Цепь питания начинается с растения.
Приложение № 1. Слайд № 8
У. Назовите цепь питания, сеть питания.
VII. Экологическая пирамида.
У. Отгадайте загадки:
- В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
Д. Желудь.
Выставляется карточка-отгадка.
Приложение № 2. Рисунок № 4
- Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она.
Д. Мышь.
Выставляется карточка-отгадка.
- Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло,
Спать летит в дупло.
Д. Сова.
Выставляется карточка-отгадка.
У. Какую игрушку напоминает полученная фигура?
Д. Пирамиду.
У. И это не случайно. Если бы у нас были волшебные весы, и мы взвесили бы всех сов, мышей и все желуди, оказалось бы, что желуди намного тяжелее мышей, а мыши намного тяжелее сов.
– Почему?
Потому что желудей в лесу очень-очень много, мышей просто много, а сов мало. Ведь одной большой сове надо для питания много-много мышей, а одной мышке множество желудей!
Получилась экологическая пирамида.
У. Наша задача заключается в том, чтобы каждый из нас стал соблюдать те правила, о которых расскажут ребята.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.Другом ты природе будь;
Ствол ножом не трогай,
Лишь тропой держи свой путь
И смотри под ноги.Мусор ты не оставляй
На лесной полянке,
Красоты не оскверняй –
Убери все склянки.Всем на свете наконец
Нам запомнить можно,
Что природу – храм чудес
Сохранить несложно.
Приложение № 1. Слайд № 9
Рассматриваем пирамиду.
IX. Закрепление.
1. Работа в группах.
У. Постройте сеть питания и экологическую пирамиду
1 ряд – еловый лес;
2 ряд – сад-огород;
3 ряд – лиственный лес.
Работа детей.
Приложение № 2. Рисунок № 5
У. Заслушать несколько ответов.
2. Работа в тетрадях (стр. 47 № 1, 2).
У. Вписать карандашом сети питания, а дома вырезать и наклеить рисунки.
3. Итог урока.
– Что такое сеть питания?
Д. В природе разные цепи питания переплетаются.
У. Что такое экологическая пирамида?
Д. Растения и животные образуют экологическую пирамиду.
В основании их – растения, а на вершине – хищные животные.
– Работа по учебнику (стр. 104).
– Прочитайте вывод.
– Какие слова мы должны запомнить?
Домашнее задание: стр. 100–104, тетрадь стр. 47 № 1, 2.
Литература.
- Дополнительный материал: “История с комарами и кошками”.
- Стихотворение “Про всех на свете”. Б. Заходер.
- Детская энциклопедия “Я познаю мир” (Растения. Животные).