Открытый урок "Невидимая сеть и невидимая пирамида"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать представления о сетях питания и об экологической пирамиде;
  • выделять основные группы животных по способу их питания;
  • воспитывать любовь к окружающему миру и потребности в сохранении экологического равновесия в природе.

Оборудование:

  • презентация урока;
  • индивидуальные карточки;
  • карточки для работы в парах (цепь питания; экологическая пирамида);
  • ответы на загадки в виде пирамиды.

Ход урока

Презентация урока. Приложение № 1

I. Организационный момент.

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Торопись скорее в класс
Интересно здесь у нас.

У. Представьте, что на вас льет солнышко свои теплые лучики. Дарит их маме, папе, близким людям, всем животным и растениям. Пожелайте им любви и добра.

Приложение № 1. Слайд № 1

II. Сообщение темы и цели урока.

У. Прочитайте тему нашего урока.

Д. Невидимая сеть и невидимая пирамида.

У. Что вы знаете об этом?

Д. Ответы.

У. Отметьте на своих ступеньках знания по этой теме.

Приложение № 2. Рисунок№ 1

Молодцы!

Дети закрашивают кружок на соответствующей ступеньки.

У. На уроке вы узнаете, с кем дружит дуб, изучите экологические связи в дубовом лесу. Ответите что такое: невидимая сеть и невидимая пирамида.

В добрый путь!

III. Актуализация знаний.

  1. Работа по карточкам.
  2. Фронтальный опрос.

– На какие группы делятся животные по способу питания?

Д. Растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные.

– Что такое цепь питания?

Д. Это связь между живыми существами. Если хоть одно звено исчезнет, то прерывается вся цепь.

У. Кто занимает второе звено в цепи питания? Третье?

– Как хищники приспособились к добыванию пищи?

– Как приспособились животные защищаться от хищников?

Заканчивают работу по карточкам.

Приложение № 1. Слайд № 2

Цепь питания.

У. С чего начинается цепь питания?

– Почему цепь питания начинается с растений?

Приложение № 1. Слайд № 3

У. С кем дружит ель?

IV. Введение в тему урока.

У. Отгадайте загадку:

Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей
Много-много желудей.

Д. Это дуб.

Сообщение о дубе (готовит ученик).

Приложение № 1.

V. Изучение нового материала.

Приложение № 1. Слайд № 4

  1. В дубовом лесу.
  2. Сообщение о дубе/

Приложение № 2. Рисунок № 2

Беседа “Пищевая сеть дубового леса”.

У. Перед вами огромный дуб.

– Назовите части этого растения.

Д. Корни, ствол, листья.

У. Что может стать пищей для животных?

Д. Древесина, листья, желуди.

У. Кто питается древесиной, листьями, желудями?

Д. Личинка жука-оленя, дубовый усач, жук-олень белка, олень, кабан, сойка.

Сообщение о сойке.

Приложение № 2. Рисунок № 3

У. Эти животные напрямую связаны с дубом.

А на этих животных охотятся другие животные.

– Какие?

Д. Лиса, гадюка, ястреб, кукушка и другие.

У. Значит, и они тоже с дубом связаны, но только не напрямую, а, как говорят ученые, косвенно.

Работа по учебнику (стр.100).

У. Прочитайте последний абзац.

– Объясните, почему придется плохо лесным животным, если срубят дуб?

Приложение № 1. Слайд № 5

Невидимая сеть.

У. В природе разные цепи питания как бы переплетаются между собой. Образуется сеть питания, или пищевая сеть.

– Вот такая сеть питания в дубовом лесу.

– Найдите в ней отдельные цепи питания.

– Попробуйте объяснить, почему так получилось, что они между собой переплелись, соединились.

Д. Ответы детей.

У. Все лесные обитатели друг с другом связаны, кто напрямую, кто косвенно. Поэтому экологи говорят, что лес – это единое целое.

– Кто такие экологи?

Д. Люди, которые заботятся об окружающей среде.

Физкультурная минутка.

У. Встаньте. Закройте глаза.

Представь, что вы молодые дубки. Сейчас на улице холодно и ваши корни закоченели от холода в земле. Ветки голы, листья слетели, а новые листочки сидят в плотно закрытых почках, спрятавшись от холода.

Подул сильный ветер, ветви закачались, качается ствол из стороны в сторону.

Наконец, приходит весна. (Глаза открываем.)

Земля оттаивает, бегут ручьи и поят ваши корни водой. Вода течет по корням.

Потянитесь, чтобы вода из корней попала в ствол, а затем в веточки.

Набухают почки и появляются молодые листочки.

Дубки тянутся к солнцу. Вам нужно больше солнечного света, берете его!

VI. Закрепление материала.

Приложение № 1. Слайд № 6

Цепи питания.

У. Кто из животных связан напрямую?

Кто косвенно?

Слайд№ 7

У. Почему красные стрелки ведут к веточке?

Д. Цепь питания начинается с растения.

Приложение № 1. Слайд № 8

У. Назовите цепь питания, сеть питания.

VII. Экологическая пирамида.

У. Отгадайте загадки:

  1. В этот гладкий коробок
    Бронзового цвета
    Спрятан маленький дубок
    Будущего лета.

Д. Желудь.

Выставляется карточка-отгадка.

Приложение № 2. Рисунок № 4

  1. Эта маленькая крошка
    Рада даже хлебной крошке,
    Потому что дотемна
    В норке прячется она.

Д. Мышь.

Выставляется карточка-отгадка.

  1. Всю ночь летает,
    Мышей добывает,
    А станет светло,
    Спать летит в дупло.

Д. Сова.

Выставляется карточка-отгадка.

У. Какую игрушку напоминает полученная фигура?

Д. Пирамиду.

У. И это не случайно. Если бы у нас были волшебные весы, и мы взвесили бы всех сов, мышей и все желуди, оказалось бы, что желуди намного тяжелее мышей, а мыши намного тяжелее сов.

– Почему?

Потому что желудей в лесу очень-очень много, мышей просто много, а сов мало. Ведь одной большой сове надо для питания много-много мышей, а одной мышке множество желудей!

Получилась экологическая пирамида.

У. Наша задача заключается в том, чтобы каждый из нас стал соблюдать те правила, о которых расскажут ребята.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Другом ты природе будь;
Ствол ножом не трогай,
Лишь тропой держи свой путь
И смотри под ноги.

Мусор ты не оставляй
На лесной полянке,
Красоты не оскверняй –
Убери все склянки.

Всем на свете наконец
Нам запомнить можно,
Что природу – храм чудес
Сохранить несложно.

Приложение № 1. Слайд № 9

Рассматриваем пирамиду.

IX. Закрепление.

1. Работа в группах.

У. Постройте сеть питания и экологическую пирамиду

1 ряд – еловый лес;

2 ряд – сад-огород;

3 ряд – лиственный лес.

Работа детей.

Приложение № 2. Рисунок № 5

У. Заслушать несколько ответов.

2. Работа в тетрадях (стр. 47 № 1, 2).

У. Вписать карандашом сети питания, а дома вырезать и наклеить рисунки.

3. Итог урока.

– Что такое сеть питания?

Д. В природе разные цепи питания переплетаются.

У. Что такое экологическая пирамида?

Д. Растения и животные образуют экологическую пирамиду.

В основании их – растения, а на вершине – хищные животные.

– Работа по учебнику (стр. 104).

– Прочитайте вывод.

– Какие слова мы должны запомнить?

Домашнее задание: стр. 100–104, тетрадь стр. 47 № 1, 2.

Литература.

  1. Дополнительный материал: “История с комарами и кошками”.
  2. Стихотворение “Про всех на свете”. Б. Заходер.
  3. Детская энциклопедия “Я познаю мир” (Растения. Животные).

Приложение 1

Приложение 2