Урок литературного слушания в 1-м классе "Н.Носов "Фантазеры"

Разделы: Начальная школа


Учебные задачи:

  • знакомить учащихся с рассказами о детях;
  • учить выделять особенности «весёлых» рассказов Н. Носова;
  • учить сравнивать поступки героев;
  • раскрывать смысл слов: фантазёры, обманщик, лгун, брехун, правда, ложь, клевета.

Учебные умения:

  • определять тему и жанр произведения;
  • выражать своё отношение к героям и их поступкам;
  • выделять слова и выражения, показывающие отношения автора к героям;
  • выделять из текста слова, говорящие о положительных и отрицательных поступках героев.

Учебный материал:

  • рассказ Н. Носова «Фантазёры» (книга, аудиозапись);
  • 2-3 книги Н. Носова.

Урок сопровождается записями на доске. Оформление доски смотрите на прилагаемой презентации.

Ход урока

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята, уважаемые гости. Начинаем урок литературного слушания. Произведение, которое мы сегодня будем слушать на уроке, открывает новый раздел «УЧИМСЯ УМУ-РАЗУМУ». Сядьте как слушатели. Я начинаю читать.

2. Чтение учителем рассказа Н. Носова «Фантазёры».

3. Выявление первичного восприятия.

– Какое впечатление произвёл на вас рассказ, что РАДОВАЛО, ОГОРЧАЛО, ВЕСЕЛИЛО, УДИВЛЯЛО, ВОЛНОВАЛО, СЕРДИЛО?

4. Выявление читательских умений.

– Что вы прослушали? (Рассказ). Покажите это на модели. (Дети рисуют прямоугольник).

– О ком, о чём этот рассказ? (О детях). Покажите это на модели. (Дети раскрашивают прямоугольник жёлтым цветом).

– А знаете ли вы, кто написал этот рассказ? (Автор этого рассказа известный детский писатель Н.Н. Носов; не просто писатель, но ещё и кинорежиссёр, киносценарист). Покажите на модели фамилию автора.

– Как называется рассказ? («Фантазёры»). Покажите заголовок на модели.

– Теперь правильно назовите произведение, которое вы слушали на уроке.

– Назовите главных героев рассказа Н. Носова «Фантазёры». (Мишутка и Стасик).

– Кто другие герои рассказа? (Игорь и Ира).

(Учитель на доске указывает с помощью заменителей героев рассказа).

5. Работа по содержанию произведения.

1) Как начинается рассказ?

(Учащиеся отвечают, учитель зачитывает начало рассказа).

– Что автор говорит о занятии ребят?

(РАССКАЗЫВАЛИ НЕБЫЛИЦЫ; НА СПОР, КТО КОГО ПЕРЕВРЁТ).

– Откройте учебник с. 97, рассмотрите иллюстрации. Какие фантазии Мишутки и Стасика изобразил художник? (Художник изобразил небылицы, которые придумывали мальчики).

– Какие выдумки ребят понравились? (Учащиеся рассказывают, а учитель и хорошо читающие дети зачитывают).

– Какие Мишутка и Стасик? (ВЕСЁЛЫЕ ВЫДУМЩИКИ; С НИМИ ИНТЕРЕСНО)

2) Что произошло дальше?

Какой новый герой появился? (Игорь).

– Давайте ещё раз послушаем разговор, который состоялся между ребятами. Обратите внимание на то, что думают о своём занятии Мишутка и Стасик, и что думает Игорь.

(Инсценировка разговора Мишутки и Стасика с Игорем)

– Что думают о своём занятии Мишутка и Стасик? (МЫ ЖЕ НИКОГО НЕ ОБМАНЫВАЕМ; ПРОСТО ВЫДУМЫВАЕМ, БУДТО СКАЗКИ РАССКАЗЫВАЕМ).

– Как относится Игорь к занятию мальчиков? (ВОТ ВРУТ – ТО! И ВАМ НЕ СТЫДНО. СКАЗКИ! – ПРЕЗРИТЕЛЬНО ФЫРКНУЛ ИГОРЬ. – НАШЛИ ЗАНЯТИЕ! ВОТ ВЫ ВСЁ ВРЁТЕ, ДА БЕЗ ТОЛКУ, А Я ВЧЕРА СОВРАЛ, МНЕ ОТ ЭТОГО ПОЛЬЗА).

– А как вы думаете? На чьей стороне автор?

– Какую же историю рассказал Игорь? Иллюстрация на с. 99 вам поможет вспомнить.

– Как отнеслись Мишутка и Стасик к выдумке Игоря? (УХОДИ! НЕ ЖЕЛАЕМ С ТОБОЙ НА ЛАВКЕ СИДЕТЬ).

– Какими мы здесь видим ребят? (НЕ ТЕРПЯТ ОБМАНА)

– Игорь сказал своим родителям неправду, Мишутка и Стасик тоже говорят неправду. Да только мы по-разному относимся к героям рассказа. Почему?

НЕПРАВДА РАЗНАЯ:

  • безобидные и безвредные фантазии;
  • злой умысел, который извлекает из неправды пользу для себя и вредит другому.

3) Чем заканчивается рассказ?

(Мишутка и Стасик пошли домой, по дороге купили мороженое, на лестнице встретили Иру).

– Ещё раз прослушайте этот эпизод. (Звучит аудиозапись).

– Какими перед нами предстают ребята? ( ЧУТКИЕ К ЧУЖОМУ ГОРЮ; ДОБРЫЕ)

– Как ребятам удалось развеселить Иру?

6. Упражнение в чтении отрывка по ролям.

7. Выявление основной мысли рассказа.

– Авторы учебника поместили этот рассказ в раздел «УЧИМСЯ УМУ– РАЗУМУ».

– Чему же мы можем поучиться у героев этого рассказа?

– О чём заставил нас задуматься автор? (Фантазировать – это интересно и весело, но твои фантазии не должны приносить вреда другим людям; обманывать и наговаривать на людей – плохо).

– С кем бы из героев рассказа хотели бы дружить. Почему?

8. Домашнее задание.

– Дома вы можете нарисовать в тетради фантастический рисунок – то, чего не бывает (рабочая тетрадь с.43).

– Можете разыграть по ролям понравившийся отрывок.

– А можете ещё раз перечитать рассказ Н. Носова «Фантазёры»

9. Работа с выставкой книг.

– Рассказ, который мы с вами слушали и читали на уроке, издан отдельной книгой. Посмотрите на обложку:

– Как называется книга?

– Кто автор?

– С обложки имеем дополнительную информацию: художник Иван Семёнов.

– А это сборники рассказов (учитель знакомит детей с книгами).

10. Подведение итогов урока.

– У кого появилось желание ещё раз послушать или прочитать этот рассказ, посмотреть книгу?

Урок окончен. Спасибо за работу.

Приложение.