Тип урока: контрольно-обобщающий.
Форма урока: семинар-исследование.
Цели урока:
- познавательные:
- систематизация и обобщение знаний по теме «Отечественна война 1812 года.
- познакомить с методом математического моделирования, применяемого в общественно-политических дисциплинах.
- обобщение и контроль знаний по темам «Решение квадратных уравнений», «Делимость чисел», «Проценты», «решение задач с квадратным корнем», «Решение задач с параметрами»
- развивающие:
- развитие навыков мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение; развитие памяти и внимания, развитие навыков работы с картой.
- развитие навыков логического мышления математической логики.
- воспитательные:
- формирование интереса к изучению истории и математики
- воспитание нравственных и гражданско-патриотических качеств на примере мужества и героизма, проявленных русским народом в Отечественной войне 1812 года.
Материалы и оборудование к уроку:
- призовые баллы;
- компьютерная презентация к уроку (Power pоint) (приложение);
- персональный компьютер;
- интерактивная доска.
План урока.
Модуль 1
- Организационный момент.
- Диагностика и актуализация знаний по теме.
- Математический практикум.
- Историческая оценка полученных математических результатов.
Модуль 2
- Организационный момент
- Математическое моделирование Бородинского значения.
- Историческая оценка Бородинского сражения
- Подведение итогов практикума
Модуль 3
- Организационный момент
- Письменный контроль знаний.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Форма активности учащихся |
Модуль 1 |
2 мин |
Звучит песенка кавалергарда из к\ф «Звезда пленительного счастья». |
Компьютерная презентация к уроку (Power pоint) |
Пассивно-активная. |
КИИ: Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить, что такое делимость чисел, квадрат корня, квадратное уравнение, проценты. |
Смотрят на экран (слайд 2), читают текст и слушают учителя. |
Активно-пассивная. |
||
Актуализация знаний. |
5 мин. |
ФТМ: Мы начнем работу с вопросов по истории. Скажите, пожалуйста, была ли неизбежной эта война между Россией и Францией? |
Слайд 3 Фотогалерея. |
Активная |
Математический практикум |
10 мин. |
КИИ: (поочередно вместе с классом решает задания)
(см. приложение 1 «Самостоятельная работа»), в качестве таймера используется музыка тех лет, романсы на слова Д. Давыдова. |
Сл. Репродукция картины. |
Активная |
Историческая оценка полученных чисел |
5 мин |
ФТМ: Ответы в заданиях 1-3 являются датами важнейших событий Отечественной войны 1812 года. Они расположены в хронологическом порядке. А какие именно?
В чем смысл Тарутинского маневра?
Ответ:
|
Слайд 5 Карта военных дейст Отвечают:
|
|
Подведение итогов модуля. |
3 мин. |
У нас сегодня урок необычный. Вам было интересно? А что именно? |
Отвечают. |
|
Модуль 2 |
2 мин |
ФТМ: На предыдущем модуле мы с вами увидели самую простую связь истории с математикой: это числа дат и статистические данные. Однако современная история имеет более глубокую связь с математикой. Речь идет о новом методе исторического исследования – математическом моделировании. О нем вам расскажет Инна Ивановна. |
Слушают |
Пассивно-активная. |
Объяснение нового материала |
1 мин. |
КИИ: Математическая модель – это приближенное описание какого-либо явления, выраженное с помощью математической символики. Математическая модель – мощный метод познания внешнего мира, а также прогнозирования и управления. Анализ математической модели позволяет проникнуть в сущность изучаемых явлений. Изучение явления с помощью математической модели называется математическим моделированием. |
Слушают |
Слайд |
Исследование
|
3 мин. |
Сейчас мы с вами составим математическую модель Бородинского сражения. Когда оно состоялось? (26 августа1812 г.) |
Слушают, отвечают на вопросы, записывают.
От количества солдат и вооружения. |
Слайд Бородино |
3 мин. |
ФТМ: Мы получили упрощенную модель. Какие факторы она не учитывает? |
Отвечают: различные рода войск, выучку солдат, талант полководцев, воинский дух армии. |
Слайд с цитатой Наполеона |
|
5 мин. |
КИИ: Каждое из обозначений формулы является параметром, меняя который, можно моделировать различные варианты развития событий. Это помогает лучше оценить значение того или иного фактора явления. |
Вычисляют. Отвечают: 0,99 |
Слайд с Бородино, где высвечиваются цифры задачи |
|
Оценка полученного результата.
|
7 мин.
|
ФТМ: Какой исторический смысл имеет это Число? |
Отвечают: небольшое преимущество русской армии. |
Слайд с Наполеоном и Кутузовым |
Почему же Кутузов, несмотря на категорические возражения Александра I, на совете в Филях принимает решение оставить Москву? |
Чтобы выиграть войну, необходимо было сохранить армию. |
|
||
На уроке мы узнали, что из Москвы Наполеон трижды писал царю письма с предложением о мире, а Александр ему не ответил. А кто знает, почему он это сделал? |
Ответы |
|
||
Подведение итогов модуля |
3 мин |
Обратите внимание, ребята, какой огромный смысл заложен в этом числе – 0,99. Мне бы хотелось, чтобы в дальнейшем вы тоже не забывали, что за цифрами в истории стоят судьбы тысяч людей и целых государств. |
Слушают |
Пассивно-активная |
Рефлексия |
|
Что показалось самым трудным? Какой этап урока вызвал наибольший интерес? |
Отвечают |
Активная |
Модуль 3 |
5 мин. |
КИИ: Ребята, в будущем вам предстоит сдавать экзамены в форме ЕГЭ. Поэтому сегодня контроль знаний будет проходить в форме тестового задания, составленного по типу ЕГЭ. У вас на столах лежат два бланка. Один с комплексным тестом по истории и математике (Приложение 2), а другой – бланк ответов (Приложение 3). |
Слушают и заполняют бланк. |
Слайд структура ЕГЭ, бланка ответа. |
Контроль знаний |
15 мин |
ФТМ. Наши гости тоже могут попробовать свои силы в решении теста. |
Решают. |
Активная |
Проверка результатов, выставление оценок, подведение итогов урока. |
5 мин. |
Проверка результатов. Рефлексия. |
|
Слайд с ответами. |