Задачи:
- Совершенствовать умения проверять б/уд. гласный в корне слова.
- Продолжить работу по составлению предложений.
- Воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Оборудование:
- Фонограмма песен птиц.
- Карточки с названием птиц.
- Иллюстрации, знаки по охране природы.
- Карточки для учащихся.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Орфографическая минутка.
Весна или осень?
– Когда отмечается день птиц? В слове-отгадке количество звуков и букв совпадает. (1.04 – международный День птиц, отмечаемый с 1924 года. Из далеких стран возвращаются домой наши путешественники-птицы. Птицы не вьют гнезда на чужбине и выводят птенцов только на родине.)
– Как записать это слово?
– Какая орфограмма в слове?
– Какое слово будет проверочным?
– Подберите однокоренное слово, выделите корень.
веска
весенний
Составьте предложение со словом весна по вопросам:
что сделала? какая? что?
(Наступила долгожданная весна) – подчеркните грамматическую основу.
– Как связаны слова в предложении?
– Что нужно сделать для установления связи слов предложении?
III. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы поговорим о перелетных птицах нашего края и вспомним правописание б/уд. гласных в корне слова.
Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость.
IV. Закрепление изученного материала.
И первый гость у нас ... а кто, вы узнаете, прослушав четверостишье и выделив первые буквы каждой строчки.
Гибкой дугою над солнечным лугом
Радуга в небе лучится.
А бороздою шагает за плугом
Черная важная птица.
(Грач) – вывешивается иллюстрация на доску.
Грач открывает весну. Еще на полях лежит снег, а на зимних дорогах уже бродят первые вестники весны. “Грачи прилетели, на крыльях весну принесли” – говорится в народной пословице. Примета взрослого грача – светлое пятно под клювом, у молодых этого нет. А почему, мы узнаем об этом на краеведении.
Грач предлагает нам первое задание - ответить на вопросы и вставить пропущенные буквы.
– Какая орфограмма в этих словах?
– Как проверить б/уд. гласный в корне?
Работа с карточками-форточками” на полях тетради.
л | сной | |
л | дяной | |
с | ва | |
зв | зда | |
ч | сы | |
св | ча |
А к нам с заданием торопится... Кто, вы узнаете по голосу. (Фонограмма голоса вороны).
(Ворона) – вывешивается иллюстрация на доску.
Зиму вороны живут рядом с человеком. Днем кормятся на свалках отходами, а вечером с шумом собираются в большие стаи и летят на ночевку в парк, усаживаются на деревья, тесно прижавшись друг к другу., т.о. согреваются. Ворона в своем клюве принесла нам сообщение от всех перелетных птиц о том, что нам необходим отдых.
V. Физминутка.
VI. Закрепление изученного материала.
Следующий наш гость – .
Вам нужно мысленно убрать все буквы, обозначающие глухие согласные звуки и тогда вы прочтете название птицы, занесенной в Красную книгу Кузбасса.
Пфжктухдшчащвилсь
(Журавль) – вывешивается иллюстрация на доску.
Очень редкая птица в Кузбассе, хотя встречается 3 вида: красавка, серый и черный или “монах”. Журавля можно считать самой долгоживущей среди птиц, известны случаи, когда эта птица доживала до 82 лет. “Монах” – самый мелкий из журавлей – масса 4,5 кг.Журавль предлагает записать предложения, правильно употребив слова в скобках.
Выглянуло (яркие) солнышко. Птицы (запел) (веселая) песни. Жители (лес) встречают (весна).
Коллективная работа с текстом - раскрытие скобок, обозначение орфограмм, несколько человек (сильные) работают по карточкам. Составить ответы на вопросы, начиная с выделенного слова.
1. Куда пошли Миша и Саша? 2. Что они нашли в кустах крушины? 3. Кто пищал в гнезде? 4. Что сделали ребята? 5. Итог урока. Д/з. |
В рощу Гнездо Птенцы Отошли от гнезда
|
И еще один гость у нас. Чтобы узнать кто это, нужно пройти словесный лабирнт.
ГЕИ ЛАВ КОТ |
(Иволга) – вывешивается иллюстрация на доску.
Иволга – самая скрытная птицы из всех певчих птиц. Появляется поздно весной, когда все леса уже одеты зеленой листвой и певчие птицы прилетели. Трудно найти гнездо иволги. Не всегда удается увидеть и чудесную птицу, скрыто пролетевшую от дерева к дереву.
Иволга прилетела с вопросами:
– Как проверить б/уд. гласный в корне слова?
– Как связаны слова в предложении?
– Что нужно сделать для установления связи слов предложении?
Она принесла вам домашнее задание на листочках - вам нужно составить рассказ на тему “Весна” по вопросам.
(Вопросы: что сделала? какая? что? что сделали? какие? кто? где? что сделали? какие? что?)
– Посмотрите на доску и скажите, какая из этих птиц лишняя и почему?
С приходом весны многие птицы гибнут. Почему? Какие правила мы должны соблюдать в весеннем лесу? (Не разговаривать громко в лесу, не трогать птичьи яйца, не разорять гнезда – вывешиваются черно-белые рисунки к этим правилам, которые после урока раскрашиваются.)
Мы выполнили эскиз листовок, которые потом раскрасим и вывесим в коридоре. Но есть еще одно дело, которое посильно выполнить каждому из вас – построить домик для перелетных птиц. Сейчас мы с вами построим макеты скворечников. Если урок понравился – прикрепите свой домик на доску. Если нет, оставьте скворечник себе.