Написание и проверка безударных гласных в корне слова (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Задачи:

  1. Совершенствовать умения проверять б/уд. гласный в корне слова.
  2. Продолжить работу по составлению предложений.
  3. Воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

Оборудование:

  1. Фонограмма песен птиц.
  2. Карточки с названием птиц.
  3. Иллюстрации, знаки по охране природы.
  4. Карточки для учащихся.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Орфографическая минутка.

Весна или осень?

– Когда отмечается день птиц? В слове-отгадке количество звуков и букв совпадает. (1.04 – международный День птиц, отмечаемый с 1924 года. Из далеких стран возвращаются домой наши путешественники-птицы. Птицы не вьют гнезда на чужбине и выводят птенцов только на родине.)

– Как записать это слово?

– Какая орфограмма в слове?

– Какое слово будет проверочным?

– Подберите однокоренное слово, выделите корень.

веска
весенний

Составьте предложение со словом весна по вопросам:

что сделала? какая? что?

(Наступила долгожданная весна) – подчеркните грамматическую основу.

– Как связаны слова в предложении?

– Что нужно сделать для установления связи слов предложении?

III. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы поговорим о перелетных птицах нашего края и вспомним правописание б/уд. гласных в корне слова.

Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость.

IV. Закрепление изученного материала.

И первый гость у нас ... а кто, вы узнаете, прослушав четверостишье и выделив первые буквы каждой строчки.

Гибкой дугою над солнечным лугом
Радуга в небе лучится.
А бороздою шагает за плугом
Черная важная птица.

(Грач) – вывешивается иллюстрация на доску.

Грач открывает весну. Еще на полях лежит снег, а на зимних дорогах уже бродят первые вестники весны. “Грачи прилетели, на крыльях весну принесли” – говорится в народной пословице. Примета взрослого грача – светлое пятно под клювом, у молодых этого нет. А почему, мы узнаем об этом на краеведении.

Грач предлагает нам первое задание - ответить на вопросы и вставить пропущенные буквы.

– Какая орфограмма в этих словах?

– Как проверить б/уд. гласный в корне?

Работа с карточками-форточками” на полях тетради.

л   сной
л   дяной
с   ва
зв   зда
ч   сы
св   ча

А к нам с заданием торопится... Кто, вы узнаете по голосу. (Фонограмма голоса вороны).

(Ворона) вывешивается иллюстрация на доску.

Зиму вороны живут рядом с человеком. Днем кормятся на свалках отходами, а вечером с шумом собираются в большие стаи и летят на ночевку в парк, усаживаются на деревья, тесно прижавшись друг к другу., т.о. согреваются. Ворона в своем клюве принесла нам сообщение от всех перелетных птиц о том, что нам необходим отдых.

V. Физминутка.

VI.  Закрепление изученного материала.

Следующий наш гость – .

Вам нужно мысленно убрать все буквы, обозначающие глухие согласные звуки и тогда вы прочтете название птицы, занесенной в Красную книгу Кузбасса.

Пфжктухдшчащвилсь

(Журавль) вывешивается иллюстрация на доску.

Очень редкая птица в Кузбассе, хотя встречается 3 вида: красавка, серый и черный или “монах”. Журавля можно считать самой долгоживущей среди птиц, известны случаи, когда эта птица доживала до 82 лет. “Монах” – самый мелкий из журавлей – масса 4,5 кг.

Журавль предлагает записать предложения, правильно употребив слова в скобках.

Выглянуло (яркие) солнышко. Птицы (запел) (веселая) песни. Жители (лес) встречают (весна).

Коллективная работа с текстом - раскрытие скобок, обозначение орфограмм, несколько человек (сильные) работают по карточкам. Составить ответы на вопросы, начиная с выделенного слова.

1. Куда пошли Миша и Саша?

2. Что они нашли в кустах крушины?

3. Кто пищал в гнезде?

4. Что сделали ребята?

5. Итог урока. Д/з.

В рощу

Гнездо

Птенцы

Отошли от гнезда

 

И еще один гость у нас. Чтобы узнать кто это, нужно пройти словесный лабирнт.

ГЕИ

ЛАВ

КОТ

(Иволга) – вывешивается иллюстрация на доску.

Иволга – самая скрытная птицы из всех певчих птиц. Появляется поздно весной, когда все леса уже одеты зеленой листвой и певчие птицы прилетели. Трудно найти гнездо иволги. Не всегда удается увидеть и чудесную птицу, скрыто пролетевшую от дерева к дереву.

Иволга прилетела с вопросами:

– Как проверить б/уд. гласный в корне слова?

– Как связаны слова в предложении?

– Что нужно сделать для установления связи слов предложении?

Она принесла вам домашнее задание на листочках - вам нужно составить рассказ на тему “Весна” по вопросам.

(Вопросы: что сделала? какая? что? что сделали? какие? кто? где? что сделали? какие? что?)

– Посмотрите на доску и скажите, какая из этих птиц лишняя и почему?

С приходом весны многие птицы гибнут. Почему? Какие правила мы должны соблюдать в весеннем лесу? (Не разговаривать громко в лесу, не трогать птичьи яйца, не разорять гнезда – вывешиваются черно-белые рисунки к этим правилам, которые после урока раскрашиваются.)

Мы выполнили эскиз листовок, которые потом раскрасим и вывесим в коридоре. Но есть еще одно дело, которое посильно выполнить каждому из вас – построить домик для перелетных птиц. Сейчас мы с вами построим макеты скворечников. Если урок понравился – прикрепите свой домик на доску. Если нет, оставьте скворечник себе.