Совершенно очевидна необходимость и актуальность внедрения дополнительных средств в процесс обучения, которые помогли бы школьнику достичь некоторого определенного уровня развития самосознания, т.е. уровня знания о своем Я, отношения к своему Я, управления своим Я. Ибо без знаний своих слабых и сильных сторон и умений вести внутренний диалог с самим собой не может быть успешного диалога с окружающим миром, обществом, другими людьми.
Задания, предлагаемые в существующих УМК, обычно направлены на развитие речевых умений и языковых навыков, на тренировку памяти, формирование интеллектуальных свойств личности. Но они не учат как представить себя и как оказать грамотное воздействие на партнера, не помогают видеть положительные стороны людей и явлений, не способствуют эмпатии и взаимопониманию, не формируют умения избегать конфликты, активно и эффективно взаимодействовать в группе, проявлять терпимость к взглядам и привычкам, отличным от собственных, понимать, что кроме твоего Я есть равноправные Я других людей.
Одним из способов организации познания себя и других и создания для этого условий в виде коммуникативной ситуации, (где ИЯ одновременно и цель и средство), является внедрение в процесс обучения английскому языку материалов психологического характера (тестов), элементов психологических техник, диагностических методик. Тем более что интерес к самопознанию со стороны детей очень велик. По данным диагностико-аналитических материалов 83% опрошенной аудитории (89 человек) говорят - "хочу познать себя и других", 48% - "знаю, что могу совершенствоваться", и только 23% - " знаю, как это сделать".
Обучение английскому языку на материалах психологического характера базируется на особых принципах, отражающих специфику деятельности.
Принцип направленности на самоактуализацию. Уроки, на которых используются материалы психологического характера, способствуют созданию условий для удовлетворения потребности уч-ся в самоактуализации.
Принцип психологической грамотности. Одной лишь психологической помощи детям недостаточно. Через работу с тестами на английском языке можно дать детям элементарные знания о развитии человека, его интеллектуальной сферы, самосознания, о развитие эмоциональной сферы, понимание чувств, настроений и переживаний других людей. Без таких знаний гораздо труднее решать сложные задачи взросления и развития.
Принцип эмоциональной реализации. Работа с материалом, который апеллирует к личному опыту уч-ся, к их чувствам и эмоциям оказывает большое эмоциональное воздействие на ребенка. Ученик имеет возможность продемонстрировать свою уникальность как носитель собственного субъектного опыта, собственный взгляд на ситуацию, удовлетворяя свое "эго", с удовольствием говоря только о своей позиции и о себе.
Принцип обратной связи. Развитие рефлексивности, рефлексивного мышления имеет очень большое воспитательное и обще развивающее значение. Осознавая поставленную задачу - познать себя и других, чтобы научиться общаться в коллективе, избегая конфликтов, проявляя уважение и помогая друг другу, уч-ся отслеживают свои шаги на пути к этой цели, (самонаблюдение, самоотчет, самооценка)
А также принципы творческой исследовательской деятельности, тематического и языкового погружения, постановки проблемной задачи, направленности на автономию, тематической и организационно-методической вариативности. Все они взаимосвязаны и являются критериями при составлении планов уроков.
Психологический материал, внедряемый в учебный процесс нужно рассматривать в двух плоскостях: по содержанию - психологического характера, по форме - наличие определенных лексических единиц и грамматических структур, подлежащих усвоению. Соответственно, при его отборе для создания коммуникативной ситуации с целью организации самопознания уч-ся и развития их умений по всем видам речевой деятельности и языковым аспектам целесообразно руководствоваться следующими критериями: тематической соотнесенности с содержанием учебного курса; воспитательной ценности; направленности учебного материала на овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, являющейся необходимой частью общей культуры и обеспечивающей ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь; облигаторности, определяющий отбор информационного минимума, необходимого как для знания своего внутреннего мира, так и для формирования коммуникативной компетенции на английском языке; ориентации на насущные потребности и интересы школьников и дополняемости за этот счет содержания учебного курса; учета возраста обучаемых.
Материал, предлагаемый для работы в рамках темы "Communication. Learning to live together" (9 класс) может выглядеть так:
Checking your own personality .Answer each of the following personal questions by placing YES or NO on your paper after the number of the question. Be a good sport; play fair. If you have trouble answering some of the questions; ask the advice of your parents of friends.
Your character traits
- Do you keep your promises?
- Can you take directions and carry them out?
- Do you form your own opinions?
- Are you self- confident without being either egoistical or conceited?
- Do you control your temper?
- Are you usually cheerful and good- natured?
- Do you take criticism and teasing good- natured?
- Are you truthful?
- Are you a good sport when you win and when you lose?
Your attitude toward others
- Do you honestly try to see the other person's point of view?
- Are you willing to go out of your way to help a person in difficulty?
- Are you loyal to your family, your friends, your friends, your community, and your country?
- Do you avoid gossiping and unkind, hypocritical, or sarcastic remarks?
- Do you praise your family and friends when they do things well?
- Are you habitually courteous and tactful?
- Are you punctual?
- Do you show respect for older people?
As others see you
Copy the following chart, inserting your own name in the blanks. Then ask your parents, your older brothers and sisters, and one or two friends- at least three persons in all- to place a check ( ? ) after each question from 1 to 22 to which they would answer YES.
- IS she/he
- Careless about dress and grooming?
- Likely to sulk when crossed?
- Snobbish?
- Unwilling to obey directions at home and/or in school?
- Likely to put off doing his work or to fail to do it?
- Jealous of other people's success or good fortune?
- Quick to take offense?
- Quick to criticize others?
-DOES she/he
- Always want his (her) own way?
- Forget his (her) good manners at home?
- Boast or talk too much about himself (herself)?
- Interrupt others who are speaking?
- Monopolize a conversation?
- Ask embarrassing personal questions?
- Look for arguments?
- Shirk responsibility?
Поурочные задания ориентированы на реализацию всех аспектов обучения английскому языку (учебного, развивающего, познавательного, воспитательного). Помимо широко известных упражнений, направленных на формирование коммуникативной компетенции уч-ся, в систему поурочной деятельности внедряются задания и соответствующие им коммуникативные ситуации, которые носят характер психологического тренинга. Они направлены на обеспечение познания себя и других, на развитие межличностных отношений, на личностный рост уч-ся, на создание благоприятной психологической атмосферы в группе при одновременном формировании речевых умений и языковых навыков для эффективной коммуникации на английском языке. В центре внимания этих видов деятельности - личность ребенка, его чувства, особенности, достоинства и недостатки.
Коммуникативная ситуация может быть создана на любом уровне: от слова до связанного монологического высказывания, т.к. материалы, психологического характера предоставляют огромные возможности - они глубоко личностного содержания, апеллируют к опыту уч-ся, их чувствам, эмоциям, позициям, создавая естественную мотивированность. Примерные коммуникативные ситуации в рамках темы "Communication. Learning to live together":
People's character (positive and negative traits), discussing mature and immature behavior, growing up emotionally, your appearance and speech, your attitude towards others, as others see you, how to tackle a problem, body language and gestures, when in company (good and bad manners), what to do to be the soul of the company, success and communication, communication with parents, friends, teachers, rules of communication without conflicts, how to be a better friend, to parents: memo from a child, understanding the opposite sex, extraverts and introverts, expressing feelings and emotions, dealing with conflicts, etc.
Однако работа с коммуникативной ситуацией психологического содержания требует от учителя выделения следующих моментов в качестве приоритетов, а именно: важно позволять ученику проявить себя, не бояться сказать "что-то не так", поощрять его в выдвижении своих догадок, гипотез, попытках их доказать. При этом каждый ученик должен получить опыт успешной учебно-познавательной деятельности на английском языке. Следует использовать любую реальную возможность для похвалы и поощрения. На уроке ситуация успеха должна включать элементы интеллектуального напряжения, а ситуация интеллектуального напряжения - элементы успеха. Особое внимание учитель обращает на проявление чувств, переживания ребенка в процессе обучения, прислушивается к настроению детей.
Работая с материалами психологического характера, учитель должен уметь строить систему промежуточных и конечных целей с учетом структуры курса и интересов учащихся, исходя из конкретных условий обучения. Планируемый результат целесообразно рассматривать в двух плоскостях: формирования коммуникативной компетенции на английском языке с одной стороны (а) и развития качеств и свойств личности с другой (б). Примерное целеполагание в рамках темы "Communication. Learning to live with others" может выглядеть так:
- уметь пользоваться словарем;
- уметь использовать новые языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей
- владеть основными функциональными типами монологов: описание, повествование, рассуждение;
- уметь комментировать коммуникативную ситуацию и отстаивать собственного мнения;
- владеть стратегией диалога - обмена впечатлениями, мыслями при совпадении и расхождении мнений;
- уметь оформлять письменное и устное сообщение в соответствии с языковой нормативностью;
- уметь адаптировать информацию и работать с ней в режиме перевода и обратного перевода;
- уметь обобщать детализированный материал, выделяя главные направления; и т.д.
- уметь анализировать минусы и плюсы своего характера;
- понимать, что свидетельствует о зрелости человека;
- понимать как важно контролировать свои чувства и эмоции;
- знать, что конструктивно и деструктивно в общении;
- понимать, что твое мнение и мнение о тебе других людей могут не совпадать;
- уметь работать с проблемой;
- уметь позитивно относится к другим людям;
- знать как использовать язык телодвижений для избегания конфликта;
- уметь давать адекватную оценку выбранной стратегии общения с людьми;
- развивать самооценку, самопрезентацию;
- уметь представить себя и оказать грамотное воздействие на партнера; и т.д.
Разработка одного из уроков по теме "Communication. Learning to live together".
Особенность данного занятия состоит в том, что оно не предлагает стандартный набор лексико-грамматических упражнений на отработку тех или иных языковых аспектов, а имитирует психологический тренинг и подбор заданий включает в себя элементы психологических техник. Они способствуют созданию позитивной атмосферы в группе, условий для развития уровня самопрезентации школьника и познания других, обучают взаимодействию с целью разрядки напряженной ситуации, развивают умения контролировать свои действия, работать с проблемой. В фокусе урока - умения поведенческого характера, которые развиваются на материале английского языка.
Практическая цель урока - активизация лексики по теме "Communication. Learning to live together", развитие умений объяснительного высказывания, таких, как умение создать у слушателя представление о предмете или явлении, обобщить информацию, сформулировать логический вывод , подобрать необходимые аргументы, уметь оперировать грамматическими структурами сравнения и контраста.
Цели урока могут быть успешно реализованы при следующих условиях: уч-ся владеют лексическим материалом на репродуктивном и аналитико-синтетическом уровне, для этого выполнен необходимый набор лексико-грамматических упражнений, получена текстовая информация по основным направлениям темы и она отработана на уровне понимания, различения, воспроизведения. Учащиеся владеют переносом учебного материала на элементарном уровне.
The choice of learners' functions within a lesson: Imagining, reporting opinion, comparing, contrasting, interviewing, creation of smth new, generalization, brainstorming, making conclusions, evaluating, analyzing the state of things, giving comments, rearranging, giving advice, getting ready to explain the cause of action, project- making, interacting, getting information.
LEARNING TO LIVE WITH OTHERS WITHOUT CONFLICTS. (2 classes)
You should treat people the way
you want them to treat you.
Techniques:
- creating positive atmosphere;
- practicing self-presentation;
- knowing others;
- learning to interact to loosen tension;
- practicing body language;
- simulating irritation or support, practicing to control yourself;
- focusing on ways of tackling a problem;
- cooperating to do smth. for others.
THE STRUCTURE OF THE LESSON:
Warming up. Answer my questions, please. What have you come here for? Do you know the reasons of people's communication? Is it an easy thing? What does it depend on? So, communication is worth discussing as many things influence it. And if you want to be a success in life you should learn to live with others and have as fewer conflicts as possible. At this lesson I suggest you practicing some situations, which will help you to master the art of communication.
1.Imagining and saying compliments. It's morning. You are waking up, yawning, stretching your hands, touching your face, smiling.( Show it in gestures).You are thinking about yourself very pleasantly, you are praising yourself. Your mood is perfect. Sound your thoughts. Be proud of yourself. e.g. I'm smart and witty, faithful and calm, never mean and envious. I am good to get along with. I never let people down. Etc.
2.Creating a group profile "Our Company". Now it's time to start our traveling along the river of our day-to-day communication. You are at school, in your friends' company. Try to analyze their manners and behavior.
Start asking questions. Work in turn. The model is:
e. g. Who does this or that from time to time,(sometimes, often, regularly)?
Who likes to get on other people's nerves?
Who never controls his temper?,etc.
(a "scribe" is nominated to record facts about the group on the board.)
b). Summarize the information. (e.g. Ten people always deceive parents. Two pupils shirk lessons sometimes. Nobody laughs at others. etc.) and make a conclusion: Is your company good or hard to get along with? Can your company avoid conflicts easily or it will certainly get into trouble? Is your surrounding well-bred or ill-mannered? Explain your point of view, giving arguments.
3. Behaving in tense situation. a). So, this company comes to a lesson and meets another subject of communication - a teacher. Think of adjectives characterizing teachers, their mood, manners, behavior...Teachers can be::. e.g. happy, unhappy, tired, pleased, strict, nervous, angry, strange, calm, etc.
It is always pleasant and easy to work with a person whose mood is perfect, but I suggest you communicating with an angry teacher.
Work in pairs. One of you is an angry teacher; you should show your emotional state in a pantomime. Your partner should find all the necessary words to loosen the tension, to calm him down, to persuade him that he will have no reason for that in future. e.g. Oh, Teacher! Take things easy. I will be hard-working. I will never shirk lessons. I will be modest. I will never boast. I will be tactful. I will never offend people. etc.
b). Now, let's "sound" the teacher's emotional state at the beginning and at the end of this talk. Which phrases could he probably say at the beginning of your interaction and at the end?
Be attentive. Some of them express irritation, others - support. Read and practice your emotions and necessary body language in pairs.
-I'm almost at the end of my patience. | -You've gone too far. |
-I'm mad with joy over it. | -Haven't you got out of bed |
backwards? | |
-Things look promising. | -You are my one and only |
hope. | |
-Don't look at the dark side of things. | - Poor devil. |
-I am cross as two sticks. | - I'm fed up. |
c). Here is advice of a psychologist how to control your anger. Think, unscramble the sentences and you will learn it. (2 sentences - for 2 teams )
1. Slowly,100, say, to, number, count, 10, or, and, each, Mississippi", after.
2. This, is, you, how, time, gives, silly, to, anger, understand, your, probably.
If you have your own advice of such kind, share it to the classmates.
4. Eliciting personal experience. Now you are at home. You've had a hard day at school. You are waiting for your parents. They are tired and irritated or pleased and satisfied. You contact with both categories. It depends on a situation. Try to analyze what is typical of your communication.
a). Answer the questions for yourself and then ask your classmate these questions. Use the following criteria to indicate variants of " YES- NO" answers:
sometimes-1, regularly-2, never-3, always-4, rarely 6, hard to answer-7
YOU | A | |
Do your parents: :love you? :try to guide every step of yours? :often give gifts? :let you do everything you want to? :try to understand all your needs and problems? :help you by advice or a kind word? :create warm and friendly atmosphere in the family? ... share and discuss their problems with you? :forbid you anything? :think that you are great? :kiss and hug you? :punish you? :like your friends? :tend to be strict and rude or patient and supportive? :shout and scream at you? :make you feel smaller than you are.? :correct you in front of people? :apologize to you? :criticize you? |
b). Analyze and compare the data, make conclusions and generalizations if you both have problems communicating with parents. Use the language of comparison (and:too, and:either, and so, and neither, both, similar (to)) and contrast (however, on the other hand, but, -er than, on the contrary).
5. Working out strategies. 1. Problems are less difficult if you tackle them according to a definite plan. They are hardest to solve when you do nothing specific about them. The steps of working on a problem are disordered here. Read, rearrange, remember, reproduce and use them..
a).Choose the solution you think best. Then take steps immediately to put it into effect. (5)
b).List the conditions that are helping to create the problem. These may be mental, physical, emotional, social. (2)
c).List possible solutions, try to think of the probable result of each. (4)
d).State it clearly. Be specific. (1)
e).List the more hopeful aspects of the problem. Every situation has some aspect that's at least grеy instead of black. (3)
2.Your home task: Choose one of your problems. (problems at the English lesson, in communication with parents, friends, teachers, etc.) Using the five steps suggested, work out and write down a solution for it. Use clear, correct sentences. Be specific both in your analysis of the problem and in your suggestions for solving it. Your teacher may wish to read your paper aloud without your name for the class to comment on the problem and its solution.
6.Cooperating and projecting. You will certainly have no conflicts with people if you follow "Rules of Communication". Let's create a "post-lesson" project. Everybody takes markers, comes to this clean paper and writes down important things to remember about communication without problems.
Рефлексивная оценка школьников своей работы по изучению английского языка через материалы психологического характера.
Тесты помогают познать себя, а самопознание очень важно для меня, т.к. зная все свои плюсы и минусы легче жить, легче решать свои проблемы, легче строить свои взаимоотношения с людьми. Я стараюсь всегда прислушиваться к тому, о чем "говорят" мне психологические тесты. Кроме того мне нравится сам процесс. (Маша С.)
Каждый тест затрагивает разные аспекты нашей жизни, о некоторых из них мы даже не задумываемся. А, решая тест, мы вспоминаем, прокручиваем в голове то, как мы ведем себя в разных ситуациях. Некоторая информация настолько подходит тебе, что порой кажется, что там действительно описываются твои поступки и их последствия и ты понимаешь, что часто не замечаешь своих недостатков. (Женя Ш.)
Выполнять тесты на АЯ интереснее, чем на родном. Одновременно я учу ИЯ и узнаю себя, свои недостатки и преимущества, разбираюсь: могу ли я измениться, приняв к сведению все свои "-", и как помочь своим "+" развиться. (Анна С.)
Мне интересно сравнивать мнение "знающих" людей обо мне (результаты) и мнение мое личное о себе. (Виктор П.)
Я считаю, что абсолютно всем тестам доверять не стоит, хотя определенную долю правды они могут сказать о тебе. Приятно прочитать о себе что-то хорошее или попытаться исправить свои недостатки. Мой принцип: "Не доверяй, но проверяй!". (Артем В.)
Тесты на АЯ, на мой взгляд, гораздо интереснее любого текста. Я по натуре ленивый человек и часто просто не могу себя заставить взять словарь и что-то перевести. С тестами так не бывает, всегда интересно узнать конечный результат. (Олеся Г.)
Изучение АЯ в такой форме довольно привлекательно. Тест на русском языке менее интересен лично для меня. Т.к. прежде чем его сделать я читаю расшифровку и "подгоняю" ответы (вряд ли они искренние) под лучший результат. А в тестах на АЯ это практически невозможно! Сначала я выполняю задание, а потом с великим удовольствием, желанием и нетерпением работаю над расшифровкой, в отличие от каких нибудь текстов. (Катя В.)
Тесты помогают разобраться в себе. Иногда бывают случаи, в которых просто не знаешь как себя повести, что конкретно тебе надо. Когда получаешь результат, который тебя не совсем устраивает, начинаешь работать над собой. Отношения с людьми изменяются к лучшему, меньше проблем. (Елена В.)
Использованная литература.
- Дубровина И.В. "Психология как школьный предмет", ж-л "Директор школы", №2 2004г.
- Д. Хьелл, Д. Зиглер "Теория личности", "Питер", Санкт-Петербург, 1999г.
- Зимняя И.А. " Психология обучения иностранным языкам в школе", "Просв-е", Москва, 1991г.
- Колкер Я.М., Устинова Е.С. "Практическая методика обучения иностранному языку", Рязань, 1997г.
- Бим И.Л. "Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы", ж-л "ИЯШ", №2 2004г.
- Коряковцева Н.Ф. "Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык", "Аркти", Москва, 2002г.
- Идилова И.С. "Развитие внутригруппового взаимодействия при обучении речевой деятельности на уроках английского языка в старших классах", г. Рязань, МОУ лицей №4, 2001г.
- Gillian Porter Ladousse "Speaking Personally", Cambridge, University Press.