1. Общедидактическая цель учебного занятия
Создать условия по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
Тип учебного занятия: изучения и первичного закрепления нового материала. Основной этап - усвоение новых знаний и способов деятельности.
2. Триединая дидактическая цель учебного занятия:
- Обучающий аспект: способствовать усвоению всеми учащимися стандартного минимума фактических сведений об образе жизни средневекового рыцарства.
- Развивающий аспект: содействовать формированию у учащихся умений: выделять главное; составлять графический систематизатор по материалу учебного занятия; работать в группах;
- развитие ряда важных психологических характеристик личности учащихся (памяти, внимания, воображения, ясности речи).
- Воспитательный аспект: обеспечить формирование у учащихся индивидуального стиля поведения, основанного на лучших качествах рыцарства. Создать условия для выработки учащимися ценностных установок на неприятие жестокости, благородное отношение к женщине, соблюдение правил, характеризующих кодекс части рыцарства.
3. Содержание образования
В соответствии с целями отобрано следующее содержание:
1) Содержание учебного материала:
- Даются представления о замках, доспехах, воспитании, жизненных правилах, занятии средневекового рыцарства;
- дедуктивным и индуктивным способами вводится понятия "рыцарь";
- выявляются причинно-следственные связи между потребностью исторического времени и образом героев этого времени.
2) На учебном занятии отрабатываются следующие умения и навыки:
- выделять главное, делать выводы;
- составлять графический систематизатор;
- работать с текстом, иллюстрацией;
3) На учебном занятии создается адаптивная образовательная среда для формирования активной жизненной позиции в отстаивании гуманистического мировоззрения.
4. Планируемые формы организации познавательной деятельности:
- Общеклассная (осуществляется при фронтальной беседе во время составления графического систематизатора);
- Групповая (игра "Снаряди рыцаря", работа с текстом);
- Индивидуальная (при создании опорного конспекта)
5. Планируемые методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
6. Средства обучения:
- Иллюстрации средневековых замков стран Западной Европы (Приложение 1);
- Фрагмент кинофильма о крестовых походах;
- Фрагмент музыкального произведения (Прокофьев "Ромео и Джульетта";
- Средневековая поэзия (Стихи Вальтера фон дер Фогельвейде и др.);
- Учебник Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков, 6 класс, М.: Просвещение, 2000.
Предусмотрено использование на учебном занятии ТСО.
7. Структура учебного занятия
- Организационный этап
- Подготовка уч-ся к основному этапу: мотивация, целеполагание, актуализация
- Этап усвоения и первичной проверки понимания новых знаний и способов действий
- Этап первичного закрепления полученных знаний
- Этап информации о Д.З.
- Этап подведения итогов учебного занятия
- Рефлексия
Ход учебного занятия
I. Организационный этап. Учащиеся садятся на урок по группам.
II. Подготовка уч-ся к основному этапу: мотивация, целеполагание, актуализация.
Учитель: Ребята, послушайте музыкальный фрагмент и стихотворение и сформулируйте тему сегодняшнего учебного занятия.
Звучит музыка (фрагмент Прокофьев "Ромео и Джульетта") и стихотворение.
Труба зачинщика надменный вызов шлет,
И рыцаря труба в ответ поет,
Поляна вторит им и небосвод.
Забрала опустили седоки,
И к панцирям прикреплены древки;
Вот кони понеслись, и, наконец
С бойцом вплотную съехался боец.
Драйден, "Паламон и Арсита"
Ответы учеников по формулированию темы урока. Учитель пишет на доске, а ученики в опорах тему урока: "Средневековое рыцарство"
Учитель: У современного человека есть свое представление о рыцаре. Кого мы называем рыцарем сегодня?
Ответы учеников: Благородный, самоотверженный человек.
Учитель: Что относится к числу рыцарских достоинств?
Ответы учеников: достоинство, честь, смелость, преданность, благородство и др.
Учитель подводит итог: Мы видим идеального человека. Рыцарей часто называли людьми без страха и упрека.
ИМЯ УРОКА: "Без страха и упрека!" (Учитель пишет на доске, ребята в опорах).
Учитель: Понятие рыцарство тесно связано со средневековьем. Рыцарь - один из самых ярких образов средних веков. (Прикрепить иллюстрацию с рыцарем магнитом на доску). (Приложение 2).
Учитель: А что бы вы хотели узнать о средневековом рыцарстве?
Ответы учеников: кто такой рыцарь, жилище, одежда, воспитание, правила-принципы жизни, главные занятия.
Учитель: Мы узнаем о жилище, занятиях, воспитании, правилах жизни и сможем ответить на вопрос ПОЧЕМУ? Почему именно такое жилище, воспитание, правила жизни, занятия. И ответим на вопрос, действительно ли в средневековье рыцарь был без страха и упрека?
III. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
1. Кто такой рыцарь?
Учитель: кто такой рыцарь? Давайте вспомним феодальную лестницу.
Ответ учеников: мелкий феодал.
Учитель: это в узком смысле, в широком смысле рыцарем называли всех светских феодалов.
2.Одежда рыцаря.
Учитель: Чаще всего рыцаря мы видим в боевом снаряжении (показать иллюстрации - Приложение 3), доспехи включали до 200 деталей, а общий вес военного снаряжения доходил до 50 кг.
Задание группам: снарядить рыцаря. Каждой команде выдаются карточки с названиями: КОЛЬЧУГА, ШЛЕМ, ЗАБРАЛО, ЩИТ, НАПЛЕЧНИКИ, НАКОЛЕННИКИ, ПАНЦИРЬ, МЕЧ, КОПЬЕ. Надо прикрепить на человека, можно на манекен (с помощью английских булавок). Затем проверяется правильность выполненного задания.
Учитель: Каждый рыцарь имел отличительный знак. Какой? Где его прикрепляли?
Ответы учеников: герб, на щите.
Запись в тетрадях: ОДЕЖДА РЫЦАРЯ > ДОСПЕХИ.
3. Жилище рыцаря.
Учитель: А что служило жилищем рыцаря? (ЗАМОК)
Группам выдаются изображения замков Западной Европы. (Приложение 1)
Учитель: посмотрите на изображения, что вы можете сказать о таком жилище? (Первая группа начинает описывать замок, следующая группа дополняет предыдущую).
Ответы учеников: Прочные толстые стены, маленькие окна, окружение рвом, водой, на возвышении, высокие башни, подъемные мосты и т. д.
Учитель: Чем служило жилище?
Ответы: Крепостью, убежищем, защитой.
Запись в тетрадях: ЖИЛИЩЕ >ЗАМОК, КРЕПОСТЬ, ЗАЩИТА.
Учитель: Какому образу жизни подчинены жилище и одежда? Кому принадлежат эти жилище и одежда? (ВОИНУ)
Запись в тетрадях:
4. Воспитание рыцаря
Учитель: Рыцарь был воином. Следовательно, таково было и его воспитание.
Задание группам. Прочитать отрывок учебного материала и ответить на вопросы.
Раздаточный материал:
ВОСПИТАНИЕ РЫЦАРЕЙ
Подготовке будущих воинов служила система рыцарского воспитания. В западной Европе мальчики до 7 лет росли в семье, позднее до 14 лет воспитывались при дворе сеньора в качестве сначала пажа, потом - оруженосца. Традиция требовала от рыцаря знать правила придворного этикета, владеть "семью рыцарскими добродетелями": верховая езда, фехтование, искусное обращение с копьем, плавание, охота, игра в шашки, сочинение стихов и пение их в честь прекрасной дамы.
Наконец, совершалась церемония посвящения в рыцари. Согласно европейскому обычаю, рыцарь, посвящающий в звание, ударял посвящающегося мечом плашмя по плечу, произносил слова посвящения, надевал шлем и золотые шпоры, вручал меч - символ рыцарского достоинства - и щит с изображением герба и девиза. Посвященный давал клятву верности и обязательство соблюдать кодекс чести. Ритуал часто заканчивался рыцарским турниром (поединком), где демонстрировались воинская выучка и храбрость.
Ответить на вопросы
1. Чему учили будущих рыцарей?
2. Цель воспитания?
Ответы учеников.
Запись в тетрадях: ВОСПИТАНИЕ -> ПОДГОТОВКА ВОИНА.
5. Правила жизни
Учитель: Итак, рыцарь клялся соблюдать кодекс чести. Задание группам: найти стихотворения о средневековье и средневековые произведения и выделить правила жизни рыцаря.
6. Занятие рыцарей
Учитель: Какое главное занятие рыцарей?
Ответы учеников: военная служба, служение.
Учитель: Кому служил рыцарь?
Ответы ребят.
А. Служение королю. В чем заключалось служение королю? По зову короля прийти с оружием, на коне и с отрядом. То есть рыцарство - это основная военная сила короля. А также подавление восстаний крестьян.
Б. Служение сеньору. В чем состоит, вспомните, пожалуйста? Защищать честь и достоинство сеньора, защищать его земли от нападений других феодалов, участвовать в военных походах сеньора. Оказывать сеньору денежную помощь в случае посвящения сына в рыцари или свадьбы дочери. Выкупать сеньора из плена.
В. Служение Богу. Посмотрите фрагмент фильма. Кому еще служит рыцарь? (Фрагмент фильма о крестовых походах.) Рыцари участвовали в военных крестовых походах. В ходе их возникли особые организации - рыцарские ордены. Члены ордена носили схожие с монашескими одеяния, а под ними - военные доспехи. Здесь рыцарские подвиги приносили горе, разорение, позор.
Г. Служение Прекрасной Даме. К числу рыцарских достоинств относилось благородное отношение к женщине. Рыцарь совершал подвиги и посвящал их прекрасной Даме, чтобы прославить ее и добиться расположения. Свое сердечное отношение рыцарь часто выражал в стихах. Так появилась рыцарская поэзия. Во Франции это были трубадуры, в Германии - миннезингеры. И чтобы иметь представление, послушайте отрывок произведения самого знаменитого поэта Вальтера фон дер Фогельвейде.
"О, госпожа, сердиться не надо.
Верьте, учтив и приятен мой слог.
А для меня и честь, и награда -
Если б я вам понравиться мог.
Я женщин красивее вас не видал,
Если же вы красоту с добротою
Соединили в себе - я не скрою:
Вы достойны высших похвал"
Запись в тетрадях.
IV. Этап первичного закрепления материала
Учитель: Мы рассмотрели средневековое рыцарство. Узнали, что жилищем был замок. Одежда - доспехи. Воспитывали будущих воинов. Правила жизни - служить, быть смелым, преданным, щедрым и т.д. Главное занятие - служение королю, сеньору, Богу, Даме.
Учитель: А сейчас ответьте на вопрос ПОЧЕМУ?
Каждое историческое время рождает своего исторического героя. Почему в средние века возникла потребность в рыцарях?
Учитель: На ваш взгляд, действительно ли средневековый рыцарь БЕЗ СТРАХА? БЕЗ УПРЕКА? (ответы учеников)
ВЫВОД: С XV в. рыцарство теряет свое значение. Рыцари уходят в прошлое. Но в наследство нам они оставили БЛАГОРОДНЫЕ ПРИНЦИПЫ: ВЕРНОСТЬ ДОЛГУ, ДОСТОЙНОЕ СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ, БЛАГОРОДНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ.
V. Д.З. Параграф 7, прочитать, составить рассказ о средневековом рыцарстве, нарисовать свой герб с изречением. (По гербу можно было очень много узнать о его хозяине и предках)
VI. Подведение итогов занятия