Интегрированный урок во 2-м классе по теме "Ярмарка"

Разделы: Начальная школа


Цель занятия: Формирование представления о народном празднике "Ярмарка" на межпредметной основе ("Истоки", музыка, труд, обществознание, литературное чтение)

Задачи:

  • Познакомить с историей ярмарки. Ввести учащихся через примеры и образы в атмосферу ярмарки. Обогатить словарный запас. Расширить кругозор детей.
  • Развивать навыки выразительного чтения и хорового пения, умения исполнять песню в движении. Развивать умение мыслить, анализировать и обобщать.
  • Воспитывать уважение к истории народа, ее традициям и культуре, к труду людей. Воспитывать умение работать в группах.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжим путешествие в мир трудовой деятельности людей. Ребята! Скажите, зачем люди трудятся? Для кого?

Сегодня мы будем работать в группах. (Дети вспоминают правила работы в группах и выбирают лидера.)

2. Повторение.

Прочитайте задание на карточке, отгадайте и скажите, чей труд задействован?

1 группа:

Ноздревато, комовато
И пресно, и вкусно
И красиво и кругло

(каравай хлеба, пахарь, агроном, комбайнер, шофёр, мукомол, хлебопек, продавец).

2 группа: Прочитайте загадку, отгадайте.

Кланяется, кланяется
Придет домой - растянется (топор)

Это главный инструмент кого? (плотника)

3 группа:

О ком идет речь?

Душно в кузнице угрюмой
И тяжел несносный жар
И от визга и от шума
В голове стоит угар (кузнец)

Угадайте ещё одну загадку:

Били меня, колотили
Во все чины проводили
А потом вместе с царем
На престол посадили (рубашка)

Кто рубашку сделал? (ткачихи, пряхи).

Сейчас мы будем "шить рубашку", перед вами карточки, вам надо определить последовательность предложений.

  • Вытрепали лён (3)
  • Ткали холст (5)
  • Пряли нитки (4)
  • Выдернули лён с корнем (2)
  • Отмочили в речке и высушили на лугу (6)
  • Сшили рубашку (7)
  • Посеяли льняное семя (1)

Дети совещаются и затем, по очереди, каждая команда прикрепляет предложение на доску.

Физкультминутка (тренинг): встаньте и хлопните в ладоши, если услышите те качества людей, которые ценили наши прадеды и ценим мы в труде земном:

  • трудолюбие
  • слабость
  • взаимопомощь
  • доброта
  • сила
  • ловкость
  • честность
  • терпение
  • лень
  • равнодушие
  • добросовестность

Какие пословицы и поговорки вы приготовили к уроку? (по 2 зачитать).

3. Введение в тему урока. (на руке учителя Петрушка):

Здравствуйте, господа
Что пожаловали сюда?
Купцам-молодцам,
Современным девицам -
Мое почтение.
Приходи честной народ,
Ярмарка к себе зовёт!

- Кто попробует определить тему урока? Куда нас пригласил Петрушка? (на ярмарку). (Приложение 1).

- Что такое ярмарка?

Значение слова: Ярмарка - большой торг с увеселениями и развлечениями, устраиваемый регулярно. (картинки с изображением ярмарки).

На Руси ярмарочная торговля начинает распространяться с конца 17 в. Здесь местные крестьяне могли продать или обменять на другой товар излишки своей продукции. Обычно ярмарку устраивали на центральной площади населенного пункта.

Читает ученик:

На ярмарку, на ярмарку!
Спешите все сюда.
Здесь шутки, песни, сладости
Давно нас ждут друзья!
Эй, не стойте у дверей
Заходите к нам скорей!
Давай, покупай!
Выбирай - забирай!

Товар продавался с телег и саней, позже стали строить торговые помещения, прилавки, ряды, иногда товар продавался прямо с лотков, носимых на груди. Каждый продавец хвалил свой товар. ( выходят два лоточника и зазывают):

1-й лоточник:

Тары-бары-растабары
Есть хорошие товары!
Не товар, а сущий клад -
Забирайте нарасхват!
Подходи дружок Вавила!
Заворачивай, Гаврила!
Заворачивай, Матрёна!
Набивай карман, Ерёма!

2-й лоточник:

Платки, гребешки,
Расписные петушки!
Небольшой расход
Подходи честной народ!
Стою на краю
Чуть не даром отдаю:
За загадки и шутки
За песни, прибаутки.

- В исполнении детей звучит песня "Коробейники" - 1 куплет.

- Ребята, а что вы знаете о ярмарке? (сообщения детей).

Хоровод детей "Со вьюном я хожу".

- Рассказ учителя о Маргаритинской ярмарке в Архангельске.

Маргаритинская ярмарка проводилась в Архангельске с 1844 года, ей предшествовала летняя Архангельская ярмарка. Ярмарка проходила весь сентябрь - это было событием в жизни губернского города и ближайших к нему уездов. Продавались хлебные припасы, рыба и другой товар. Центром ярмарочной торговли была пристань.

Название Маргаритинская ярмарка получила в честь святой Маргариты, небесной покровительницы жены губернатора Архангельской губернии, которая славилась своей благотворительностью. Последний раз ярмарка проходила в 1917 году, затем последовал 85-летний перерыв. В 2002 году, в честь 65-летия Архангельской области, ярмарка вновь возродилась в нашем городе.

4. Активное занятие. (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4).

Ребята, сейчас каждой группе надо отобрать тот товар, которым они будут торговать.

  • 1 группа - хлеборобы
  • 2 группа - ткачихи-рукодельницы
  • 3 группа - кузнецы

5. Ресурсный круг:

  • 1 группа - Что вы видели на ярмарке?
  • 2 группа - Что вы слышали?
  • 3 группа - Что чувствовали?

Посчитайте жетоны.

- Чья группа работала дружнее и активнее?

- Соответствует ли количество жетонов вашей работе?

Вот и солнце закатилось
Наша ярмарка закрылась
Приходите в гости к нам
Рады мы всегда гостям!

А сейчас, ребята, проходите в класс, покупайте на ярмарке товары.