Цель занятия: Формирование представления о народном празднике "Ярмарка" на межпредметной основе ("Истоки", музыка, труд, обществознание, литературное чтение)
Задачи:
- Познакомить с историей ярмарки. Ввести учащихся через примеры и образы в атмосферу ярмарки. Обогатить словарный запас. Расширить кругозор детей.
- Развивать навыки выразительного чтения и хорового пения, умения исполнять песню в движении. Развивать умение мыслить, анализировать и обобщать.
- Воспитывать уважение к истории народа, ее традициям и культуре, к труду людей. Воспитывать умение работать в группах.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы продолжим путешествие в мир трудовой деятельности людей. Ребята! Скажите, зачем люди трудятся? Для кого?
Сегодня мы будем работать в группах. (Дети вспоминают правила работы в группах и выбирают лидера.)
2. Повторение.
Прочитайте задание на карточке, отгадайте и скажите, чей труд задействован?
1 группа:
Ноздревато, комовато
И пресно, и вкусно
И красиво и кругло
(каравай хлеба, пахарь, агроном, комбайнер, шофёр, мукомол, хлебопек, продавец).
2 группа: Прочитайте загадку, отгадайте.
Кланяется, кланяется
Придет домой - растянется (топор)
Это главный инструмент кого? (плотника)
3 группа:
О ком идет речь?
Душно в кузнице угрюмой
И тяжел несносный жар
И от визга и от шума
В голове стоит угар (кузнец)
Угадайте ещё одну загадку:
Били меня, колотили
Во все чины проводили
А потом вместе с царем
На престол посадили (рубашка)
Кто рубашку сделал? (ткачихи, пряхи).
Сейчас мы будем "шить рубашку", перед вами карточки, вам надо определить последовательность предложений.
- Вытрепали лён (3)
- Ткали холст (5)
- Пряли нитки (4)
- Выдернули лён с корнем (2)
- Отмочили в речке и высушили на лугу (6)
- Сшили рубашку (7)
- Посеяли льняное семя (1)
Дети совещаются и затем, по очереди, каждая команда прикрепляет предложение на доску.
Физкультминутка (тренинг): встаньте и хлопните в ладоши, если услышите те качества людей, которые ценили наши прадеды и ценим мы в труде земном:
- трудолюбие
- слабость
- взаимопомощь
- доброта
- сила
- ловкость
- честность
- терпение
- лень
- равнодушие
- добросовестность
Какие пословицы и поговорки вы приготовили к уроку? (по 2 зачитать).
3. Введение в тему урока. (на руке учителя Петрушка):
Здравствуйте, господа
Что пожаловали сюда?
Купцам-молодцам,
Современным девицам -
Мое почтение.
Приходи честной народ,
Ярмарка к себе зовёт!
- Кто попробует определить тему урока? Куда нас пригласил Петрушка? (на ярмарку). (Приложение 1).
- Что такое ярмарка?
Значение слова: Ярмарка - большой торг с увеселениями и развлечениями, устраиваемый регулярно. (картинки с изображением ярмарки).
На Руси ярмарочная торговля начинает распространяться с конца 17 в. Здесь местные крестьяне могли продать или обменять на другой товар излишки своей продукции. Обычно ярмарку устраивали на центральной площади населенного пункта.
Читает ученик:
На ярмарку, на ярмарку!
Спешите все сюда.
Здесь шутки, песни, сладости
Давно нас ждут друзья!
Эй, не стойте у дверей
Заходите к нам скорей!
Давай, покупай!
Выбирай - забирай!
Товар продавался с телег и саней, позже стали строить торговые помещения, прилавки, ряды, иногда товар продавался прямо с лотков, носимых на груди. Каждый продавец хвалил свой товар. ( выходят два лоточника и зазывают):
1-й лоточник:
Тары-бары-растабары
Есть хорошие товары!
Не товар, а сущий клад -
Забирайте нарасхват!
Подходи дружок Вавила!
Заворачивай, Гаврила!
Заворачивай, Матрёна!
Набивай карман, Ерёма!
2-й лоточник:
Платки, гребешки,
Расписные петушки!
Небольшой расход
Подходи честной народ!
Стою на краю
Чуть не даром отдаю:
За загадки и шутки
За песни, прибаутки.
- В исполнении детей звучит песня "Коробейники" - 1 куплет.
- Ребята, а что вы знаете о ярмарке? (сообщения детей).
Хоровод детей "Со вьюном я хожу".
- Рассказ учителя о Маргаритинской ярмарке в Архангельске.
Маргаритинская ярмарка проводилась в Архангельске с 1844 года, ей предшествовала летняя Архангельская ярмарка. Ярмарка проходила весь сентябрь - это было событием в жизни губернского города и ближайших к нему уездов. Продавались хлебные припасы, рыба и другой товар. Центром ярмарочной торговли была пристань.
Название Маргаритинская ярмарка получила в честь святой Маргариты, небесной покровительницы жены губернатора Архангельской губернии, которая славилась своей благотворительностью. Последний раз ярмарка проходила в 1917 году, затем последовал 85-летний перерыв. В 2002 году, в честь 65-летия Архангельской области, ярмарка вновь возродилась в нашем городе.
4. Активное занятие. (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4).
Ребята, сейчас каждой группе надо отобрать тот товар, которым они будут торговать.
- 1 группа - хлеборобы
- 2 группа - ткачихи-рукодельницы
- 3 группа - кузнецы
5. Ресурсный круг:
- 1 группа - Что вы видели на ярмарке?
- 2 группа - Что вы слышали?
- 3 группа - Что чувствовали?
Посчитайте жетоны.
- Чья группа работала дружнее и активнее?
- Соответствует ли количество жетонов вашей работе?
Вот и солнце закатилось
Наша ярмарка закрылась
Приходите в гости к нам
Рады мы всегда гостям!
А сейчас, ребята, проходите в класс, покупайте на ярмарке товары.