Река и речная система

Разделы: География


Данный урок разработан по учебнику О.В.Крыловой "Физическая география" для 6 класса. Каждый параграф этого удивительного учебника представляет собой программу деятельности учебников под руководством учителя путем решения географических задач с использованием различных источников географической информации. И в то же время дает свободу для творчества учителя. Главный метод данного УМК - исследовательский.

Урок изучения нового материала

Урок-исследование

Цели:

  • Образовательные - формирование новых понятий "река" и ее части, речная система, ее элементы, бассейн реки, бассейн океана и внутреннего стока, водораздел, верхнее и нижнее течения; усвоение знаний крупнейших рек мира.
  • Развивающие - развитие умений и навыков работы с комплексом карт (физической, контурной, политической), установление причинно-следственных связей - зависимости рек от рельефа, умения определять географическое положение реки, обозначать реки на контурной карте, выявлять особенности реки своей местности.
  • Воспитательные - формирование научного мировоззрения, развитие интереса к географии, экологическое воспитание.

Средства обучения: физическая карта полушарий (на доске), контурная карта, фотографии, учебник (урок 53), рисунки, схемы, иллюстрации, презентация краеведческого материала "Проблемы р.Куберле", авторский модуль графической информации на каждую парту.

Структура урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала. Деятельность учащихся под руководством учителя

- Какие объекты относят к водам суши? (работа со схемой на доске).

- Почему реки называют главным звеном в водах суши?

- Кто из вас видел реку? Ручеек? Чем они похожи?

- Какой главный признак у реки?

I смысловой блок

- Сегодня мы будем говорить о реке, как о природном объекте, его признаках, характерных особенностях. Перед вами графический модуль. Обратимся к рубрике "Подсказка" и познакомимся с новыми понятиями (учащиеся работают с новыми понятиями).

- Учитель обучает приему показа рек на физической карте от истока до устья.

- Учащиеся решают географическую задачу 1 (учебник стр.134) сравнивают истоки рек и называют различия:

1.Енисей и Ангара;

2.Миссисипи и Миссури;

3.Обь и Волга. Объясните, что может служить истоком реки.

- Далее учащиеся переносят на схему на доске виды истоков рек (озера, родники, болота, горные ледники).

- Задача 2. Учащиеся находят р.Амазонку и определяют левые и правые притоки р.Амазонки, затем из задачи 4 закрепляют прием на примерах рек Оби (Иртыш, Тобол), Волги (Ока, Кама), Лены (Алдан), Енисея.

- Итак, мы усвоили понятия, относящиеся к истокам реки, так называемому верхнему течению. Теперь мы перенесем акцент наших исследований на нижнее течение реки. Мы будем говорить об устьях рек.

II смысловой блок

- обратимся к подсказке в модуле. Что такое устье реки?

- Решая задачу 5 учебника, исследуя физическую карту мира учащиеся сравнивают устья рек:

1.Нигера и Нила;

2.Миссисипи и Колорадо;

3.Конго и Нигера.

- С помощью задачи 6 по физической карте России исследуют устья рек и находят сходства и различия:

1.Волги и Лены;

2.Енисея и Оби;

3.Печоры и Сев.Двины.

- усваивают новые понятия о типах устья: "дельта", "губа". Учимся устанавливать причинно- следственные связи между устьем и характером течения реки.

III смысловой блок

- Обратимся к графическому модулю к "Подсказке" и найдем понятие речного бассейна (5) и водораздела (6).

- Что это означает?

- То, что капли дождя, выпавшие из одной тучи, могут попасть в разные реки. И виной тому - водоразделы. Что может, по-вашему, служить водоразделом между бассейнами рек?

- Давайте обратимся к фрагменту карты в модуле, где выделены границы бассейна р.Днепр. (Учащиеся обнаруживают на границах возвышенности).

- Решая географические задачи 8,9, закрепляют понятие и умения определения водораздела на примере Ю.Америки, России (Урал).

- На контурной карте на доске рисуют водораздел р.Амазонки, обводят бассейн р.Нил.

- Давайте обобщим и выделим одну из причин распределения рек по поверхности Земли Дети отвечают - рельеф).

- Обращаемся к модулю: схема "Влияние рельефа на реку, на исток, на направление течения, на бассейн, на характер течения".

- Решая задачу 10 (учебника), учащиеся определяют, в какой океан несут свои воды:

1.Хуанхэ и Янцзы;

2.Енисей и Лена;

3. Индии и Ганг.

Это значит, что они принадлежат к бассейнам этих океанов.

- Продолжаем исследования по карте России (задача 11) речной системы Волги (устье, исток). Делаем заключение: р.Волга не несет свои воды в океан, она впадает в море-озеро Каспийское. О таких реках говорят, что они относятся к бассейну внутреннего стока. Находим другие реки (Аму-Дарья, Сыр-Дарья, Терек)

- Задача 13 позволяет учащимся сделать обобщающее исследование о распределении рек России между отдельными бассейнами и ответить на вопрос, почему большая часть рек течет на север, в бассейн Ледовитого океана.

- На завершающем этапе III смыслового блока учащиеся под руководством учителя с помощью таблицы 1 модуля усваивают приемы определения географического положения реки и закрепляют его (проговаривая на примере любой реки).

III.Переход к закреплению учебного материала связан с выполнением заданий творческого характера в графическом модуле 1, 2, 3, 4 (см. Приложение)

IV. Краеведческая страничка. Мы смотрим презентацию о единственной в районе степной реке "Проблемы реки Куберле" (см.диск с Презентацией).

Учащиеся учатся видеть и осознавать не только неповторимую красоту реки, как природного объекта, но и осознавать проблемы, связанные с деятельностью человека.

Д.з. нанести на контурную карту реки мира и России, проработать понятия и умения урока 53.