Урок физики по теме "Работа и мощность тока". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Цель:

  1. выяснить от чего зависит работа и мощность тока.
  2. развитие интеллекта учащихся при наблюдении опытов и решении задач.
  3. развитие умения устанавливать причинно -следственные связи.

План урока:

  1. Фронтальный опрос
  2. Изучение нового материала
  3. Закрепление
  4. Подведение итогов

Оборудование:

  1. Доска: таблицы, рабочее поле ,заполняемое в ходе уроке
  2. Демонстрационный стол: источник тока (ВС-24) , лампа на подставке, лампа (Р = 100Вт ), амперметр постоянного тока, амперметр переменного тока, 2 ключа, розетка сети, соединительные провода, ваттметр.
  3. Стол ученика: источник тока (4В), лампа на подставке ,амперметр, ключ, реостат, соединительные провода.
  4. Компьютер ,проектор, экран: приложения к уроку в виде презентации

I. Фронтальный опрос

При опросе использовать таблицу«Повторение» ,подготовленную на доске (рис.1) .

Рисунок 1.

 

Для оценивания ответов учеников предварительно надо заготовить жетоны: красный-“5”; желтый-“4”; зеленый-“3”. За ответы ученикам выдавать жетоны

Вопросы:

  1. Что называют электрическим током?
  2. Каковы условия существования тока?
  3. Какие существуют виды источников тока?
  4. Назовите характеристики тока.
  5. Что такое сила тока?
  6. Что такое напряжение?
  7. Как зависит напряжение на участке цепи от силы тока в ней?
  8. Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
  9. Перечислите какие действия оказывает электрический ток?

II. Изучение нового материала

-Итак, ток оказывает химическое, магнитное, тепловое, световое действие. При этом ток совершает работу? (да, совершает)

-Приведите примеры, где ток совершает работу? (вентилятор, миксер, электрический чайник, лампа и т. д.)

Создание проблемной ситуации.

-Давайте подумаем: от чего зависит работа тока?

Учитель демонстрирует опыты согласно схемам (рис.2)

Рисунок 2.

Схемы цепей показывает на экране (см. приложение )

Ученики видят ,что лампа в (1) светит ярче, чем лампа в (2). Сила тока в цепях одинаковая, а напряжения разные.

Значит, работа тока зависит от напряжения.

Вывод: A~U


Этот вывод записывает учитель на доску , ученики- в тетрадь .

-Давайте выясним , еще от чего зависит работа тока .

- Соберите цепь согласно схеме, представленной на экране(открыть приложение 2)

Схема (рис.3)

Рисунок 3

В то время пока учащиеся собирают цепь, можно посчитать жетоны и выставить оценки за фронтальный опрос на листок.

-Измените силу тока реостатом (при увеличении силы тока лампа светит ярче).

Значит,работа тока зависит от силы тока

Вывод: A~I

Записываем вывод на доску и в тетрадь.

-Если лампа будет работать 1 час, большую работу совершит ток? (да)

Значит, работа тока зависит от времени работы цепи

Вывод: A~t

Записываем вывод на доску и в тетрадь.

Теперь выведем формулу для расчета работы тока на основе результатов наших опытов и рассуждений (рис.4).

Рисунок 4

- Вспомним, в чем измеряется работа? ( в Джоулях )

[А ] = [ Дж ] = [ А .В .c]

-Чтобы измерить работу тока, надо взять амперметр, вольтметр и часы, все это сочетается в счетчике электрической энергии, которые есть в наших домах.

Но одинаковую работу можно совершить за различное время. Например, нагрев воды электрическим чайником старой и новой модели.

-Какой величиной характеризуется быстрота выполнения работы? ( мощностью: N=A/t )

-В чем измеряют мощность? (в Ваттах)

-Мощность электрического тока обозначается P.

P- мощность электрического тока.

-Выведем формулу мощности электрического тока (рис.5)

Рисунок 5

Для измерения мощности нужны: амперметр и вольтметр - это сочетается в ваттметре.

Учитель показывает ваттметр.

Итак, мы выяснили от чего зависит работа и мощность тока, узнали много формул и теперь все обобщим, заполним таблицу, предложенную на доске (см. приложение).

Первую колонку заполняет учитель с помощью учеников.

Вторую колонку - ученик с помощью класса и учителя.

К концу объяснения доска будет иметь вид: см. приложение

III. Закрепление

Предлагается решить задачи по вариантам . Краткое условие задач представлена на экране(см. приложение). Кто решит первым, получает-“5”

IV. Подведение итогов:

Учитель спрашивает какие есть вопросы, кому ,что не понятно, объявляет оценки за работу на уроке.

V. Домашнее задание

Параграфы: 50,51 [1], №№1396, 1397, 1401, 1403 [4]

Литература:

  1. 1А.В. Перышкин Физика 8 класс; Учебник для общеобразовательных заведений 4-ое издание, стереотип-М; Дрофа, 2002-192 с.;ил.
  2. С.А. Хорошавин Физический эксперимент в средней школе: 6-7 класс-М: Просвещение. 1988-175 с : ил.- ( библиотека учителя физики).
  3. А.В. Усова, А.А.Бобров Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики.- М.: Просвещение. 1988-112с.: ил.- ( библиотека учителя физики)
  4. В.И.Лукашик., Е.В.Иванова Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений /– 22-е издание- М: Просвещение, 2008.-240 с. : ил.