Цель:
- выяснить от чего зависит работа и мощность тока.
- развитие интеллекта учащихся при наблюдении опытов и решении задач.
- развитие умения устанавливать причинно -следственные связи.
План урока:
- Фронтальный опрос
- Изучение нового материала
- Закрепление
- Подведение итогов
Оборудование:
- Доска: таблицы, рабочее поле ,заполняемое в ходе уроке
- Демонстрационный стол: источник тока (ВС-24) , лампа на подставке, лампа (Р = 100Вт ), амперметр постоянного тока, амперметр переменного тока, 2 ключа, розетка сети, соединительные провода, ваттметр.
- Стол ученика: источник тока (4В), лампа на подставке ,амперметр, ключ, реостат, соединительные провода.
- Компьютер ,проектор, экран: приложения к уроку в виде презентации
I. Фронтальный опрос
При опросе использовать таблицу«Повторение» ,подготовленную на доске (рис.1) .
Рисунок 1.
Для оценивания ответов учеников предварительно надо заготовить жетоны: красный-“5”; желтый-“4”; зеленый-“3”. За ответы ученикам выдавать жетоны
Вопросы:
- Что называют электрическим током?
- Каковы условия существования тока?
- Какие существуют виды источников тока?
- Назовите характеристики тока.
- Что такое сила тока?
- Что такое напряжение?
- Как зависит напряжение на участке цепи от силы тока в ней?
- Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
- Перечислите какие действия оказывает электрический ток?
II. Изучение нового материала
-Итак, ток оказывает химическое, магнитное, тепловое, световое действие. При этом ток совершает работу? (да, совершает)
-Приведите примеры, где ток совершает работу? (вентилятор, миксер, электрический чайник, лампа и т. д.)
Создание проблемной ситуации.
-Давайте подумаем: от чего зависит работа тока?
Учитель демонстрирует опыты согласно схемам (рис.2)
Рисунок 2.
Схемы цепей показывает на экране (см. приложение )
Ученики видят ,что лампа в (1) светит ярче, чем лампа в (2). Сила тока в цепях одинаковая, а напряжения разные.
Значит, работа тока зависит от напряжения.
Вывод: A~U
Этот вывод записывает учитель на доску , ученики- в тетрадь .
-Давайте выясним , еще от чего зависит работа тока .
- Соберите цепь согласно схеме, представленной на экране(открыть приложение 2)
Схема (рис.3)
Рисунок 3
В то время пока учащиеся собирают цепь, можно посчитать жетоны и выставить оценки за фронтальный опрос на листок.
-Измените силу тока реостатом (при увеличении силы тока лампа светит ярче).
Значит,работа тока зависит от силы тока
Вывод: A~I
Записываем вывод на доску и в тетрадь.
-Если лампа будет работать 1 час, большую работу совершит ток? (да)
Значит, работа тока зависит от времени работы цепи
Вывод: A~t
Записываем вывод на доску и в тетрадь.
Теперь выведем формулу для расчета работы тока на основе результатов наших опытов и рассуждений (рис.4).
Рисунок 4
- Вспомним, в чем измеряется работа? ( в Джоулях )
[А ] = [ Дж ] = [ А .В .c]
-Чтобы измерить работу тока, надо взять амперметр, вольтметр и часы, все это сочетается в счетчике электрической энергии, которые есть в наших домах.
Но одинаковую работу можно совершить за различное время. Например, нагрев воды электрическим чайником старой и новой модели.
-Какой величиной характеризуется быстрота выполнения работы? ( мощностью: N=A/t )
-В чем измеряют мощность? (в Ваттах)
-Мощность электрического тока обозначается P.
P- мощность электрического тока.
-Выведем формулу мощности электрического тока (рис.5)
Рисунок 5
Для измерения мощности нужны: амперметр и вольтметр - это сочетается в ваттметре.
Учитель показывает ваттметр.
Итак, мы выяснили от чего зависит работа и мощность тока, узнали много формул и теперь все обобщим, заполним таблицу, предложенную на доске (см. приложение).
Первую колонку заполняет учитель с помощью учеников.
Вторую колонку - ученик с помощью класса и учителя.
К концу объяснения доска будет иметь вид: см. приложение
III. Закрепление
Предлагается решить задачи по вариантам . Краткое условие задач представлена на экране(см. приложение). Кто решит первым, получает-“5”
IV. Подведение итогов:
Учитель спрашивает какие есть вопросы, кому ,что не понятно, объявляет оценки за работу на уроке.
V. Домашнее задание
Параграфы: 50,51 [1], №№1396, 1397, 1401, 1403 [4]
Литература:
- 1А.В. Перышкин Физика 8 класс; Учебник для общеобразовательных заведений 4-ое издание, стереотип-М; Дрофа, 2002-192 с.;ил.
- С.А. Хорошавин Физический эксперимент в средней школе: 6-7 класс-М: Просвещение. 1988-175 с : ил.- ( библиотека учителя физики).
- А.В. Усова, А.А.Бобров Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики.- М.: Просвещение. 1988-112с.: ил.- ( библиотека учителя физики)
- В.И.Лукашик., Е.В.Иванова Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений /– 22-е издание- М: Просвещение, 2008.-240 с. : ил.