Вид: развивающий урок.
Тип: комбинированный, обобщающего характера
Технология: ассоциативно-коммуникативная, исследовательская, развивающая
Форма проведения: работа в группах с элементами исследования, анализа и обобщения.
Время проведения: 4 урок по теме «Природные зоны».
Задача:
показать специфику зоны степей, взаимную приспособленность живых организмов - членов экосистемы степей, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них; развивать логическое мышление и самостоятельность.
Цели урока:
- обучающая: учить выделять главное, применять полученные знания на практике; учить задавать вопросы, хорошо разбираться в теории, уметь излагать материал.
- развивающая: формировать исследовательский подход при изучении окружающего мира;
развивать интеллектуальные способности, потребность к познанию, самостоятельность и творческую активность
- воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе, умение помогать друг другу.
Оборудование:
- Карта «Природные зоны России»
- Карточки с текстами для 3-ёх групп.
- Карточки с заданиями для 3-ёх групп.
- Раздаточный материал на каждой парте:
- животные степей
- растения степей
- животные степей
- Таблица №1
- Таблица №2
- Таблица №3
- Таблица №4
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
Учитель. - В каких природных зонах мы с вами побывали? (учащиеся показывают на карте называют природные зоны: Арктику, тундру, зону лесов).
Учитель. - Почему, чем ближе к экватору , меняется растительный и животный мир? От чего это зависит?
Дети. От солнца. В зоне Арктики лучи солнца скользят по поверхности земли. Земля плохо прогревается, но чем ближе к экватору солнце выше поднимается над горизонтом. Земля лучше прогревается. Климат меняется - появляется другая растительность и мир животных тоже изменяется.
- Новый материал.
Учитель. О какой природной зоне идёт речь?
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор!
(И. Никитин.)
Дети. О степи.
Учитель. Сегодня вы будете самостоятельно разбирать новый материал, работая в группах. Каждой группе дан текст, вы должны изучить его, ответить на поставленные вопросы и донести его до остальных, т.е. научить других тому, что вы узнаете из текста.
Учащиеся делятся на 3 группы. В каждой группе выбирается консультант, который является ведущим в организации работы. Каждой команде даётся текст, который они читают. Детям дается алгоритм работы над этим материалом. После прочтения они обсуждают в группе, ответ на заданный вопрос и готовят вопросы для остальных учащихся, чтобы понять, как они поняли новый материал.
а) самостоятельная работа по группам.
1 группа:
Задание:
Как приспособились растения к степным условиям? Почему они могут переносить очень сильную засуху?
- Прочитай текст.
- Подчеркни примеры для ответа в тексте.
- Обсудите в группе свой ответ на вопрос.
- Определить, кто из вашей группы может выступить с сообщением.
Текст:
Степи - это области слишком сухие для деревьев, но достаточно влажные для трав. Травы, растущие в степи, способны переносить засуху и быстро восстанавливаются даже после лесных пожаров, нередких в сухое и жаркое время года. Сгорает только верхняя часть травы, а корни и основания стеблей сохраняется. Поэтому у одних растений стебли и листья сильно опущены или имеют восковой налёт, у других жёсткие стебли покрыты узкими листочками, свёртывающимися в сухое время года; третьи мясистые и сочные стебли и листья с запасом влаги. У некоторых растений корни уходят глубоко в землю, у других образуют клубни, луковицы.
2 группа:
Задание:
Как приспособились к жизни животные в условиях открытой местности?
- Прочитай текст.
- Подчеркни примеры для ответа в тексте.
- Обсудите в группе свой ответ на вопрос.
- Определить, кто из вашей группы может выступить с сообщением.
Текст:
Животные степи приспособились к жизни в условиях открытой местности, засушливого климата, периодов бескормицы. Например, сайгаки способны к быстрому бегу, и это спасает их от преследования волков и позволяет пробегать большие расстояния в поисках воды и пищи. Многие животные имеют окраску под цвет сухой травы. Это помогает им прятаться от врагов, а также незаметно подкрадываться к своей жертве.
Многочисленные грызуны (мыши полёвки, суслики, сурки) живут в норах, в которых они размножаются, спасаются от врагов, укрываются от жары и холода.
Степные птицы из-за отсутствия деревьев устраивают свои гнёзда на земле (жаворонки, дрофы, перепела степные орлы, болотные совы).
3 группа:
Задание:
Почему степи везде распаханы?
Как повлияла распашка на степные растения и животных?
- Прочитай текст.
- Подчеркни примеры для ответа в тексте.
- Обсудите в группе свой ответ на вопрос.
- Определить, кто из вашей группы может выступить с сообщением.
Текст:
Под травами образовались почвы, богатые чернозёмом. Чернозёмные почвы4 тёплое солнечное лето позволяют выращивать культурные ценнейшие растения. В степи выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свёклу и подсолнечник. Большие площади заняты в степи бахчами, огородами, и садами. Земли, на которых раньше росли ковыль, шалфей и другие травы, распаханы и поныне представляют интерес для сельского хозяйства. Население степной полосы занимается разведением скота: коров, овец, свиней.
Учитель.
Сегодня мы будем говорить о зоне степей. Мы подошли с вами ещё ближе к экватору.
Каковы природные условия в зоне степей? Чем это объясняется?
Дети. Солнце поднимается высоко над горизонтом. Жарко. Тёплое засушливое продолжительное лето, дожди выпадают редко. Плодородные почвы. Травянистые растения.
Таблица №1
На доске: Лето – тёплое, засушливое
Дожди – проливные
Почвы плодородные
б) подведение итогов работы в каждой группе с последующим закреплением
Просмотрите раздаточный материал.
- Какие растения и животные встречаются и почему?
Отвечает первая группа на вопрос:
Как приспособились растения к степным условиям?
Почему они могут переносить очень сильную засуху?
Учитель вывешивает табличку, всем классом зачитываются признаки приспособления растений к засухе.
Таблица №2
На доске: - Имеют восковой налёт, листья опущены.
- Мясистые листья, с запасом влаги.
- Жёсткие стебли, узкие листочки.
- Корни уходят глубоко в землю.
Отвечает вторая группа на вопрос:
- Как приспособились к жизни животные в условиях открытой местности?Таблица №3
На доске: - Быстро бегают.
- Гнёзда на земле.
- Живут в норах.
- Окрас под цвет травы.
Учитель вывешивает таблички. Всем классом зачитываются признаки приспособления животных к жизни в условиях открытой местности.
Отвечает третья группа на вопрос:
- Почему степи везде распаханы?Таблица №4
На доске: - Тёплое лето.
- Чернозёмные почвы.
- Выращивают культурные растения.
Учитель вывешивает таблички. Всем классом зачитываем, закрепляем полученные знания.
В) вывод о значении сохранении зоны степи
Учитель. Как повлияла распашка на степные растения и животных?
Почему необходимо сберечь сохранившиеся участки степей?
Дети. Исчезнут многие растения необходимые для жизни животных. С исчезновением растений исчезнут животные.
Учитель. Произойдёт нарушение экосистемы. Что такое экосистема?
Дети. Когда все обитатели степи чувствуют себя, как дома.
Учитель. Что значит чувствовать себя, как дома?
Дети. В экосистеме есть всё для жизни обитателей. А обитатели выполняют три роли: одни - «кормильцы, другие - «едоки», третьи - мусорщики».г) творческая работа
Просмотрите раздаточный материал. (животные и растения степи на каждой парте)
Учащиеся зачитывают названия и составляют цепи питания. - Прочитай текст.
-
Итог урока.
- Понравился вам урок?
- С каким настроением вы уходите с урока покажите на карточках. Детям выдаются карточки. (Дети рисуют клоуну такой рот, который соответствует настроению после урока)
- Учитель благодарит за работу учащихся и выставляет оценки. -
Домашнее задание
Подготовить сообщение о животном или растении зоны степи.
Приложение : Раздаточный материал