Групповая работа на уроке окружающего мира (А.А. Вахрушев и др.). Тема: "Зона степей"

Разделы: Начальная школа


Вид: развивающий урок.
Тип: комбинированный, обобщающего характера
Технология: ассоциативно-коммуникативная, исследовательская, развивающая
Форма проведения: работа в группах с элементами исследования, анализа и обобщения.
Время проведения: 4 урок по теме «Природные зоны».

Задача:

показать специфику зоны степей, взаимную приспособленность живых организмов - членов экосистемы степей, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них; развивать логическое мышление и самостоятельность.

Цели урока:

  • обучающая: учить выделять главное, применять полученные знания на практике; учить задавать вопросы, хорошо разбираться в теории, уметь излагать материал.
  • развивающая: формировать исследовательский подход при изучении окружающего мира;
    развивать интеллектуальные способности, потребность к познанию, самостоятельность и творческую активность
  • воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе, умение помогать друг другу.

Оборудование:

  • Карта «Природные зоны России»
  • Карточки с текстами для 3-ёх групп.
  • Карточки с заданиями для 3-ёх групп.
  • Раздаточный материал на каждой парте:
    • животные степей
    • растения степей

  • Таблица №1
  • Таблица №2
  • Таблица №3
  • Таблица №4

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

    Учитель. - В каких природных зонах мы с вами побывали? (учащиеся показывают на карте называют природные зоны: Арктику, тундру, зону лесов).
    Учитель. - Почему, чем ближе к экватору , меняется растительный и животный мир? От чего это зависит?
    Дети. От солнца. В зоне Арктики лучи солнца скользят по поверхности земли. Земля плохо прогревается, но чем ближе к экватору солнце выше поднимается над горизонтом. Земля лучше прогревается. Климат меняется - появляется другая растительность и мир животных тоже изменяется.

  3. Новый материал.

    Учитель. О какой природной зоне идёт речь?
    На все стороны путь:
    Ни лесочка, ни гор!
    Необъятная гладь!
    Неоглядный простор!
    (И. Никитин.)

    Дети. О степи.

    Учитель. Сегодня вы будете самостоятельно разбирать новый материал, работая в группах. Каждой группе дан текст, вы должны изучить его, ответить на поставленные вопросы и донести его до остальных, т.е. научить других тому, что вы узнаете из текста.

    Учащиеся делятся на 3 группы. В каждой группе выбирается консультант, который является ведущим в организации работы. Каждой команде даётся текст, который они читают. Детям дается алгоритм работы над этим материалом. После прочтения они обсуждают в группе, ответ на заданный вопрос и готовят вопросы для остальных учащихся, чтобы понять, как они поняли новый материал.

    а) самостоятельная работа по группам.

    1 группа:

    Задание:
    Как приспособились растения к степным условиям? Почему они могут переносить очень сильную засуху?

    1. Прочитай текст.
    2. Подчеркни примеры для ответа в тексте.
    3. Обсудите в группе свой ответ на вопрос.
    4. Определить, кто из вашей группы может выступить с сообщением.

    Текст:
    Степи - это области слишком сухие для деревьев, но достаточно влажные для трав. Травы, растущие в степи, способны переносить засуху и быстро восстанавливаются даже после лесных пожаров, нередких в сухое и жаркое время года. Сгорает только верхняя часть травы, а корни и основания стеблей сохраняется. Поэтому у одних растений стебли и листья сильно опущены или имеют восковой налёт, у других жёсткие стебли покрыты узкими листочками, свёртывающимися в сухое время года; третьи мясистые и сочные стебли и листья с запасом влаги. У некоторых растений корни уходят глубоко в землю, у других образуют клубни, луковицы.

    2 группа:

    Задание:
    Как приспособились к жизни животные в условиях открытой местности?

    1. Прочитай текст.
    2. Подчеркни примеры для ответа в тексте.
    3. Обсудите в группе свой ответ на вопрос.
    4. Определить, кто из вашей группы может выступить с сообщением.

    Текст:
    Животные степи приспособились к жизни в условиях открытой местности, засушливого климата, периодов бескормицы. Например, сайгаки способны к быстрому бегу, и это спасает их от преследования волков и позволяет пробегать большие расстояния в поисках воды и пищи. Многие животные имеют окраску под цвет сухой травы. Это помогает им прятаться от врагов, а также незаметно подкрадываться к своей жертве.

    Многочисленные грызуны (мыши полёвки, суслики, сурки) живут в норах, в которых они размножаются, спасаются от врагов, укрываются от жары и холода.

    Степные птицы из-за отсутствия деревьев устраивают свои гнёзда на земле (жаворонки, дрофы, перепела степные орлы, болотные совы).

    3 группа:

    Задание:
    Почему степи везде распаханы?
    Как повлияла распашка на степные растения и животных?


    1. Прочитай текст.
    2. Подчеркни примеры для ответа в тексте.
    3. Обсудите в группе свой ответ на вопрос.
    4. Определить, кто из вашей группы может выступить с сообщением.

    Текст:
    Под травами образовались почвы, богатые чернозёмом. Чернозёмные почвы4 тёплое солнечное лето позволяют выращивать культурные ценнейшие растения. В степи выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свёклу и подсолнечник. Большие площади заняты в степи бахчами, огородами, и садами. Земли, на которых раньше росли ковыль, шалфей и другие травы, распаханы и поныне представляют интерес для сельского хозяйства. Население степной полосы занимается разведением скота: коров, овец, свиней.

    Учитель.
    Сегодня мы будем говорить о зоне степей. Мы подошли с вами ещё ближе к экватору.
    Каковы природные условия в зоне степей? Чем это объясняется?

    Дети.
    Солнце поднимается высоко над горизонтом. Жарко. Тёплое засушливое продолжительное лето, дожди выпадают редко. Плодородные почвы. Травянистые растения.

    Таблица №1

    На доске:
    Лето – тёплое, засушливое
    Дожди – проливные
    Почвы плодородные

    б) подведение итогов работы в каждой группе с последующим закреплением

    Просмотрите раздаточный материал.
    - Какие растения и животные встречаются и почему?

    Отвечает первая группа на вопрос:
    Как приспособились растения к степным условиям?
    Почему они могут переносить очень сильную засуху?

    Учитель вывешивает табличку, всем классом зачитываются признаки приспособления растений к засухе.

    Таблица №2

    На доске:
    1. Имеют восковой налёт, листья опущены.
    2. Мясистые листья, с запасом влаги.
    3. Жёсткие стебли, узкие листочки.
    4. Корни уходят глубоко в землю.

    Отвечает вторая группа на вопрос:
    - Как приспособились к жизни животные в условиях открытой местности?

    Таблица №3

    На доске:
    1. Быстро бегают.
    2. Гнёзда на земле.
    3. Живут в норах.
    4. Окрас под цвет травы.

     

    Учитель вывешивает таблички. Всем классом зачитываются признаки приспособления животных к жизни в условиях открытой местности.

    Отвечает третья группа на вопрос:
    - Почему степи везде распаханы?

    Таблица №4

    На доске:
    1. Тёплое лето.
    2. Чернозёмные почвы.
    3. Выращивают культурные растения.

     

    Учитель вывешивает таблички. Всем классом зачитываем, закрепляем полученные знания.

    В) вывод о значении сохранении зоны степи

    Учитель.
    Как повлияла распашка на степные растения и животных?
    Почему необходимо сберечь сохранившиеся участки степей?
    Дети. Исчезнут многие растения необходимые для жизни животных. С исчезновением растений исчезнут животные.
    Учитель. Произойдёт нарушение экосистемы. Что такое экосистема?
    Дети. Когда все обитатели степи чувствуют себя, как дома.
    Учитель. Что значит чувствовать себя, как дома?
    Дети. В экосистеме есть всё для жизни обитателей. А обитатели выполняют три роли: одни - «кормильцы, другие - «едоки», третьи - мусорщики».

    г) творческая работа
    Просмотрите раздаточный материал. (животные и растения степи на каждой парте)
    Учащиеся зачитывают названия и составляют цепи питания.

  4. Итог урока.
    - Понравился вам урок?
    - С каким настроением вы уходите с урока покажите на карточках. Детям выдаются карточки. (Дети рисуют клоуну такой рот, который соответствует настроению после урока)
    - Учитель благодарит за работу учащихся и выставляет оценки.

  5. Домашнее задание
    Подготовить сообщение о животном или растении зоны степи.

Приложение : Раздаточный материал